23 ноября руководство Renault объявило, что не поддержит план спасения металлургического предприятия SAM в департаменте Авейрон. Этого краткого пресс-коммюнике хватило, чтобы похоронить план восстановления производства на этом заводе, где работают 350 человек. Более того, данное сообщение вызвало растерянность во всём регионе. В последние месяцы сталелитейный завод SAM безуспешно ищет покупателя. Бывший директор завода предложил договор выкупа. Но предполагалось, что главный заказчик, французский автоконцерн, возьмёт на себя обязательства заказывать на предприятии определённый объём продукции. Компания Renault не стала этого делать под предлогом вполне обоснованных рисков сделки.
Министр экономики, Брюно Ле Мэр, забил последний гвоздь в гроб этого проекта. Он прилюдно отчитал автоконцерн: «Чего я жду от Renault как акционер (государство владеет 15% акций – прим. ред.)? В первую очередь образцового поведения в отношении работников. Потому что ситуация с занятостью в Деказвиле тяжелая. А для работников SAM увольнение будет ударом. Для государства же это означает перепрофилирование, поддержку и обучение».
100 000 рабочих мест исчезло за 13 лет
Транснациональная корпорация уходит, а государство-акционер расписывается в собственной беспомощности, ограничиваясь призывами к ответственности Renault. Сцена кажется знакомой до боли. Ведь она разыгрывалась в последние годы несчётное число раз. То есть, хорошо передаёт пути развития промышленной политики французского руководства. Или, вернее, её отсутствие. Сцена также напоминает о невыполненных обещаниях реиндустриализации. Ведь ранее Франсуа Олланд бросил на произвол судьбы сталелитейный завод, который был визитной карточкой во Флоранже. В автомобильной промышленности результат говорит сам за себя. За 13 лет, из-за планов оптимизации производства исчезло 100 000 рабочих мест.
И вот по завершении своего пятилетнего срока Эммануэль Макронн должен был предоставить новый план для автомобильной промышленности. 12 октября он заявил: «Не будем себя обманывать, последние тридцать лет были жестокими для французской автомобильной промышленности. (…) Это результат отсутствия сотрудничества между основными действующими лицами отрасли. Они несут огромную ответственность за сложившуюся ситуацию. Если производители не кооперируются, выводят производства из страны, то получается примерно такой результат как сейчас во французской автомобильной промышленности. В итоге за последние десятилетия было уничтожено множество рабочих мест».
Государственные субсидии идут на финансирование увольнений
Лучше и не скажешь! Проблема заключается в том, что в настоящее время красивые слова расходятся с делами. «Вот уже двадцать пять лет мы слышим о том, что автоконцерны должны быть солидарными со своими субподрядчиками, – вздыхает отраслевой эксперт. – Ещё до кризиса 2008 г. всем было хорошо понятно, что та безалаберность, с которой себя вели заказчики по отношению к отрасли, приносит вред. Занижая тарифы, они лишают прибылей производителей оборудования. Тем самым они разоряют их. В ходе совещаний представителей автомобильной промышленности в 2008-2009 гг. автоконцерны подписали ряд документов о надлежащем поведении всех сторон. Однако продолжили прежнюю политику».
Похоже, что призыв к сотрудничеству, прозвучавший в ходе выступления Эммануэля Макрона, не достиг нужного эффекта. Однако государство по-прежнему предоставляет субсидии автоконцернам. В рамках программы «Франция-2030» правительство выделит в ближайшее время новый транш сектору. Он должен быть направлен на финансирование перехода к более экологичным технологиям. Некоторые источники сообщают о сумме в 2,5 млрд евро (Challenges, 27 октября). Этим недовольны профсоюзы.
«Я напомню в очередной раз, что эти деньги пойдут на финансирование увольнений, –
возмущается Лоран Жибло из ВКТ (Всеобщая конфедерация труда) Renault.
«Нельзя одновременно требовать реиндустриализации страны, ликвидировать производителей автомобильного оборудования и при этом покупать необходимые технические компоненты в других странах! Ведь будущем всё равно нужно будет производить чугун. Несмотря на то, что потребности в автомобилях уменьшатся. В частности, из-за перехода на электричество и снижения массы автомобиля в целях уменьшения расхода топлива. И тогда Renault будет закупать этот чугун в других местах».
Работники — разменная монета для бизнесменов
Этого также боятся и работники металлургической отрасли. Они не хотят смотреть, как один за другим закрываются сталеплавильные заводы, потому что производство выводят из страны.
«Renault рассчитывает на Испанию, Словению и страны Магриба, – уверяет генеральный секретарь ВКТ металлургической отрасли Фредерик Санчес. – Всё с той же одержимостью заработать побольше денег как можно быстрее. Разумеется, в этих странах условия труда гораздо хуже, а зарплаты значительно ниже».
В истории с SAM активистов профсоюза особенно задело одно странное «совпадение». 23 ноября компания Renault объявила о двух противоположных решениях: отказать в помощи сталелитейному заводу в Авейроне, и при этом поддержать проект возобновления работы другого сталелитейного завода – Alvance Aluminium Wheels в департаменте Эндр. Последний выпускает алюминиевые литые диски и может получать заказы в общем объёме 500 000 изделий ежегодно. «Мы рады за работников в Эндре, – утверждает Фредерик Санчес. – Но создаётся такое впечатление, что это сделка, которую заключили между собой правительство и автоконцерн, направлена на закрытие одного сталеплавильного завода в обмен на спасение другого. У нас нет фактических доказательств. Но мы узнаем правду». Рабочие проводят забастовки и предлагают реальные плане развития производства.
Опубликовано 25/11/2021