Резолюция Европарламента об исторической памяти: истоки

Как известно, представления об истории во многом формируются в школе. И вот французский ученик думает, что во Второй мировой войне победили американцы, а развязали ее союзные СССР и Германия – французский школьник ставит между ними знак равенства. В программе не говорится о героических победах советского народа. Например, французские дети ничего не знают о Сталинградской битве.
Резолюция Европарламента об исторической памяти: истоки

Во Франции любят историю – и к ее преподаванию в стране относятся серьезно. Но на школьную программу по истории большое влияние оказывает политика. Такой подход приводит к искажениям восприятия, к понижению общего уровня знаний учеников. О том, что знают французские школьники о Великой Французской революции и о том, почему французские школьники могут спутать СССР и нацистскую Германию нам рассказал учитель истории и географии парижского лицея Гийомом Рубо-Каши.

Несмотря на то, что во Франции свою историю любят и чтут, наш собеседник отметил интересный факт – школьники мало знают о Великой Французской революции. Ее преподают не в экзаменационном классе, чаще либо пропускают, либо проходят в начале года. Потому к концу семестра из голов учащихся вылетает вся информация об этом значимом событии. Революция для французов – национальная гордость, однако конкретные личности оцениваются в школьной программе исключительно негативно. Преподносят историю ВФР в школах весьма однозначно: 1789 год хорошо, Робеспьер плохо. Однако Гийом старается на своих уроках объяснять детям, что Робеспьер и якобинцы – не только гильотина и массовые казни.

Остро стоит проблема преподавания Второй Мировой войны в французских школах. Во Франции к ней относятся не так, как в России. Для Европы более переломной и страшной, подрывающей привычные жизненные устои, была Первая Мировая война. Ко всему прочему, помимо некоторых категорий — евреев, коммунистов, участников Сопротивления, остальные французы мало оказались затронуты Второй Мировой. Историческая память и отношение к этому событию во Франции и России сильно различаются – и преподают историю о ней тоже совсем по-разному.

О Второй Мировой войне рассказывают в первом классе лицея, где проходят «обобщающие темы». Чаще всего, тема 1939-1945 гг остается на конец года и пройти ее просто не успевают. Но на последнем году лицея существует весьма спорный предмет «Память о Второй Мировой войне». Наш собеседник отметил, что к этому курсу очень много вопросов. Например, он подробно не объясняет роль Сопротивления. В рамках предмета школьники узнают только о «Свободной Франции» Шарля де Голля. Но вклад коммунистов в борьбу против нацистов просто игнорируется в той программе, которую предлагает французское правительство.

В рамках курса также говорят о высадке в Нормандии – о ней во Франции и так знают все. А вот после Нормандии обязательно изучают историю тоталитарных режимов – в том числе, и в Советской России.

В отношении ко Второй мировой во Франции есть парадокс. Власти не хотят говорить о ней всесторонне, потому что тогда придется вспоминать Петена и вклад СССР в победу над нацизмом. От этой памяти хотят избавиться, чтобы не омрачать официальную картинку: либеральный альянс сражается с тоталитаризмом. Но в памяти и в политической культуре французов события Второй Мировой все равно занимают важное место. Например, правые считают себя продолжателями де Голля, а это «Сопротивление».  

Но не все так плохо, отметил Гийон Рубо-Каши. Курс «памяти о Второй Мировой» дает преподавателю некоторую вольность. Например, наш собеседник водит учеников на место расстрела многих участников «Сопротивления» и старается рассказывать им об этих событиях. Школьникам это интересно. Им нравится слушать рассказы участников «Сопротивления». У них есть желание узнать историю ВМВ с разных сторон.

Также существует практика преподавания специальных курсов в дополнение к истории и географии – например, курса по истории демократии. На нем изучают Алексиса де Токвиля, Бенжамена Коснтана. Но про Жан-Жака Руссо и, тем более, про Карла Маркса детям в рамках предмета никто не рассказывает. И это очень показательно.

Но, что пугает ещё больше, так это попытка через школьную программу навязать ученикам идею о равенстве режимов нацистской Германии и СССР. Например, фашизм не рассматривается как течение, характерное для европейских стран межвоенного периода. Также вообще не изучаются позорные страницы европейской истории. В частности, не упоминаний о Мюнхенском сговоре. Зато уделяется много места пакту Молотова-Риббентропа. Такое осознанное передёргивание истории ведёт к тому, что, например, резолюция Европарламента от декабря 2019 г. вызвала возмущение лишь в определённой части французского общества.

Музеи тоталитарных режимов, памятники нацистским коллаборационистам – в школах воспитывается поколение, которое будет нормально воспринимать подобное.

На ту же тему

Зарплаты работников системы социального обеспечения
Резолюция Европарламента об исторической памяти: истоки
Голубь мира в руках поджигателей войны
Международный заговор молчания