Компания Free увольняет несогласных сотрудников

Увольнение без предупреждения может случиться в любой момент. А поводом для этого может послужить опубликованный в «Юманите» снимок с забастовки. История о противоправном увольнении менеджера телекоммуникационной компании с безупречной репутацией и большим стажем работы доказывает, что трудовые права для бизнеса – ничто по сравнению с прибылью.
Компания Free увольняет несогласных сотрудников

Компания Free увольняет несогласных сотрудников. Безупречно проработав более одиннадцати лет на телекоммуникационную компанию Free, Жюли (имя изменено по просьбе героини сюжета) узнала, что уволена. Новость оказалась неожиданной. Ранее она добросовестно прошла все ступени карьерной лестницы. Будучи удаленным консультантом, она доросла до руководителя команды. Затем Жюли стала менеджером колл-центра, а после — директором отдела контроля качества и повышения квалификации персонала. «Однажды утром я попыталась подключиться к видеоконференции с Free. Но мои коды доступа не сработали. Тогда я позвонила в техническую поддержку. Там мне как-то неуверенно ответили: «Подожди немного – с тобой хотел поговорить директор», – рассказывает Жюли.

Так и случилось. В офисе она узнала, что её переводят в распоряжение другой компании. К тому же её пригласили на беседу перед увольнением. Разумеется, Жюли была удивлена. Тем более, что всего несколькими неделями ранее директор фирмы повысил её в должности. И при этом пообещал перевод в другой офис колл-центра в Экс-ан-Прованс, где живёт её сын.

Если надо уволить сотрудника повод найдется

Что же стало поводом для увольнения Жюли? Она якобы направила сотрудницу, у которой были проблемы с оплачиваемым отпуском, к руководителю персоналом. А это является в глазах менеджера «ошибкой». Помимо того, Жюли также дали понять, что с ней больше не хотят работать коллеги. Это нарекание она комментирует следующим образом: «Скажу, что за всё время моей работы на прежних должностях в гостинично-туристическом бизнесе, и за одиннадцать лет, что я работаю на Free и Comdata, меня ни разу не упрекнули в том, что я не умею работать в коллективе».

Случившееся стало настоящим ударом для Жюли. Оправиться от него нелегко. «Я не привыкла демонстрировать при других свои проблемы. Поэтому на работе, всегда старалась подбодрить коллег, если они сталкивались с какими-либо трудностями. Многие из них – мои друзья!» — говорит она. Причины для увольнения оказались сомнительными, если не сказать откровенно ложными. Но директор пообещал ей позвонить и обговорить детали, в том числе и финансовые, её увольнения. По его словам, причина для этого основательна и объективна.

Дни шли, но телефон молчал. «Однажды утром я получила по почте уведомление об увольнении в связи с грубым нарушением трудовой дисциплины. Значит, мне не положены компенсационные выплаты. А также меня не обязаны предупреждать об увольнении. Якобы я повела себя «неподобающе», предоставив ложные данные в компанию Free. Разумеется, такого не было. Я также якобы поставила под угрозу договор компании с её главным клиентом», – волнуясь, вспоминает Жюли. Также об этом не шло речи во время последнего разговора с руководством. Зато такие причины увольнения выгодны для компании. Ведь тогда она не обязана выплачивать сотруднице 48 000 евро компенсации за трудовой стаж. «Мой банковский счёт оказался на нуле. Мне пришлось переоформлять каждый кредит. И впервые в жизни я не смогла оплатить дочери питание в школе», — рассказывает Жюли.

Профсоюзная активность как повод для репрессий

Во время беседы директор озвучил ещё один мотив увольнения. Правда, в официальном письме его не отразили. «В 2018 году ты участвовала в забастовке. Твоё фото опубликовали в «Юманите». А это неприемлемо для наших клиентов». В том году колл-центр CRM08 в Коломбе ещё назывался Mobipel. Он был на 100 % филиалом Free, второго по величине интернет-провайдера во Франции. Жюли участвовала в налаживании важных процессов в дочерней компании и обучении сотрудников. Из-за обещанного повышения в должности ей пришлось оставить Free SAS в Бордо, где жила её семья. «В Коломбе колл-центр был похож на настоящую свалку. Free проводила там все свои эксперименты, даже не выделяя на них дополнительные средства. График работы был хуже, чем в других местах. А сотрудники работали даже в выходные дни. Тогда профсоюзы начали мобилизацию, предлагая двухчасовые забастовки в знак протеста. Дирекция дала чёткую разнарядку присматриваться и записывать фамилии всех участников забастовки», – вспоминает Жюли.

Антипрофсоюзные директивы множились: не пускать ни один профсоюз на территорию, докладывать о каждом «бунте». Факт давления на несогласных подтвердила Жюли, рассказав о следующем эпизоде. «Профсоюзного делегата от SUD télécoms Анусона Юма попытались подставить. Данные о результатах его работы подделали, чтобы потом уволить. Я не сразу поняла, что происходит. Он был в моём отделе, и я не раз хвалила его за прекрасную работу. Именно это и подорвало стратегию Free на конфликтно-трудовой комиссии», — говорит она. Трудовая инспекция и министерство отказали в увольнении представителя профсоюза. Free дошла до уголовного и административного судов, пытаясь лишить Юма профсоюзного мандата. Но безуспешно.

Этот случай и несогласие с высокими зарплатами сторонних управленцев в ущерб сотрудникам, поднявшимся внутри компании с самых низких должностей, лишили Жюли расположения со стороны руководства. «Я видела, как одна моя коллега, начальница отдела, увольняла работников пачками. Причины могли быть любыми: невыполненный план, двухминутное опоздание или личная неприязнь. Со мной тоже провели беседу перед увольнением. Ведь я разгласила так называемый конфиденциальный документ с днями рождениями коллег. Действительно, мы хотели отмечать их в коллективе. Также мне припомнили минутное опоздание 2 января 2013 года», – с горькой усмешкой рассказывает Жюли.

«Люди должны бояться потерять работу»

События разворачивались вопреки ожиданиям Free. В Mobipel профсоюзы стали сильнее. «Нас стали воспринимать как гадких утят, от которых нужно было избавиться», – отмечает Марван Фаруки, профсоюзный делегат CGT (Всеобщей конфедерации труда). С того времени Free постепенно сокращала свой филиал. Не по регламенту уволили более 400 из 700 сотрудников. Причём 57% из них — за нарушение трудовой дисциплины. Это привлекло внимание СМИ. Началом послужила репортаж новостного шоу Cash investigation. Устав отбиваться от нападок, в 2018 году Free уступил. Оплату труда 270 своих удалённых операторов повысили на 1000 евро. Также увеличили объем оборотных средств своему субподрядчику, итальянскому гиганту дешёвых колл-центров Comdata.

Тогда-то в первый раз Жюли и поняла, что работодатель предал своих сотрудников. Тогда она вышла на забастовку в футболке с надписью «Je suis Mobipel» («Я Mobipel»). «Несмотря на нехватку финансирования, мы многое дали компании, в которой работали. Мы выдвигали особые предложения для VIP-клиентов. Также разработали видеоконференции, которые называют face to free», – напоминает она.

Затем некоторые сотрудники отказались переезжать работать на площадку в Жанвилье. Тогда руководство компании Free раскошелилось, пообещав четырёхлетний контракт на услуги стоимостью около 12 миллионов евро, чтобы сохранить рабочие места. Но срок этих договоров стал подходить к концу. Значит и будущее CRM08, ранее Mobipel, было туманно. По нашим сведениям, директор колл-центра в Жанвилье недавно назвал свой филиал «фантиком от конфеты». Вдобавок он окончательно отказался от поиска новых клиентов.

Постепенно дирекция уволило «по собственному желанию» сотрудников с самым большим стажем и высокими зарплатами. А затем и менеджеров отдела контроля качества и повышения квалификации, которым руководила Жюли. С 2020 по 2021 год число бессрочных договоров уменьшилось почти вдвое. Зато доля срочных договоров выросла втрое. Жюли это комментирует следующим образом: «Был приказ не нанимать надолго. Люди должны были бояться потерять место, а это дурной знак для всей компании». Это подтверждают итальянские экономические издания, сообщавшие о намерениях Carlyle, владеющей 90% уставного капитала, выставить Comdata на продажу.

Колл-центры и новая колонизация

Избавиться от CRM08 было бы неплохим решением, если Free не станет продлевать договоренности. Ведь оператор переносит свои колл-центры в Марокко и на Мадагаскар. Там зарплата руководителя отдела с опытом Жюли не превышает 600 евро в месяц.

«Сегодня я полностью разочаровалась в больших компаниях», – призналась Жюли. Она планирует открыть своё собственное дело. «Я верила в командный дух Free и посвятила предприятию 11 лет жизни. И вот теперь нас выбрасывают. Как будто наша преданность ничего не значит», — сокрушается она. Однако Жюли не опустила руки после всего случившегося и обратилась в комиссию по трудовым спорам. «Мы запросили срочное судебное разбирательство. Срочное, в частности потому, что есть риск, что CRM08 закроется в ближайшие месяцы. Владельцы хотят успеть начать процедуру юридической ликвидации до того, как придёт время выплачивать мне компенсацию. Надеюсь, сложные обстоятельства, в которых я оказалась, будут учтены», — рассказывает она.

Решение суда должно было быть принято 25 ноября, но новых сведений о развитии событий не поступало. Обращение журналистов «Юманите» по поводу увольнения Жюли и судьбы работников предприятия Comdata осталось без ответа.

Опубликовано 10/11/2021

На ту же тему

Масштабная забастовка работников образования
Медиамагнат работает на благо общества
Смягчение санитарного режима
Тяжёлые будни рабочих в Сен-Назере