Чтобы заработать себе на жизнь, велокурьеры трудятся больше, чем рабочий на конвейере. В результате у них развиваются хронические патологии. Аварии и сильный стресс практически сопутствуют этой профессии. По мнению психологов, работа с алгоритмами понижает уважение к труду и самоуважение трудящихся.
Доставка вредит здоровью

Мышечные и/или суставные патологии, инфекции, агрессивное отношение со стороны водителей или клиентов. Велокурьеры, работающие с цифровыми платформами, подвергаются жёстким испытаниям. Когда рассуждают об уберизации, то очень часто о её воздействии на физическое и психическое здоровье просто умалчивают. При этом оно серьёзно ухудшается. 5 и 6 ноября в Люксембургском дворце в Париже прошли публичные дебаты на тему «Уберизация и здоровье работников». Эти дебаты должны были восполнить нехватку соответствующей информации.     

В буклетах, которые в 2018 году вручали новым велокурьерам, преимущества работы расхваливались на все лады. «Надёжность, счастье крутить педали» и т. д. Цифровые платформы расписывали свободу выбора рабочего времени. Однако реальность оказалась гораздо менее привлекательной. Нестабильное положение, особенно у велокурьеров, не имеющих всех необходимых документов для открытия счёта в банке. Вдобавок тарифы за каждую доставку в зависимости от километража постоянно снижаются. Чтобы заработать себе на жизнь, работающие с цифровыми платформами велокурьеры должны ехать долго, быстро и в любую погоду.

Сравнение велокурьера и рабочего она конвейере

«Уровень вовлечённости велокурьеров (время, которое реально тратится на работу, по отношению ко времени номинального присутствия на работе – прим. ред.) приближается к 100 %. А это намного выше даже крайне высокого уровня вовлечённости рабочих на производственных конвейерах», – подчёркивает психиатр и научный сотрудник Института психодинамики работы Кристоф Дежур. Физически это очень тяжёлая работа. «Она может привести к износу организма. В частности, с последствиями для сердечно-сосудистой системы и суставов. Такому износу способствует невосприимчивость человека к боли».     

Тело не только крайне востребовано для этой работы, но и подвергается суровому воздействию. Чтобы выиграть во времени, а, соответственно, и в деньгах, нужно рисковать. «Доставщики хитрят. Для них правила дорожного движения представляют собой тормоз для осуществления их цели», – отмечает психолог труда и научный сотрудник ANACT (Национальное агентство по улучшению рабочих условий) Элизабет Леблан. Постоянное стремление ехать всё быстрее и быстрее неизбежно сопровождается ездой по тротуарам, движением во встречном направлении и даже выездом на дороги, где движение на велосипедах запрещено. Под угрозой оказывается жизнь велокурьеров.    

Страх потерять работу нивелирует боль и самосохранение   

Также страдает и психика. «Вся мыслительная деятельность доставщика направлена только на одно. Даже во внерабочее время он должен постоянно быть начеку, чтобы поддерживать свой рейтинг для сохранения «привилегий» при распределении заказов. Это приводит к общему изнеможению и отрицательно сказывается на личной жизни». Оплата каждой доставки отдельно создаёт чувство тревоги, связанное со страхом ожидания. Ведь работники не знают, удастся ли им выйти на достаточный объём работы или нет.

«Всё дело в том, что доставщики зависят от того, как алгоритм будет распределять заказы. Поэтому малейшая задержка в логистике доставки прямо влияет на формирование объёма работы. В связи с этим ожидание немедленно вызывает у доставщика беспокойство по поводу его финансового положения. Страх езды вытесняется страхом простоя. Это похоже на страх рабочих лишиться работы в результате краха их предприятия по теории организации труда Ф. Тейлора», – говорит социолог и научный сотрудник Института психодинамики работы Стефани ле Лэ. Задержка с заказом в ресторане означает потерянное время. Следовательно — отсутствие денег. Потому единственное, что остаётся в этом случае – попробовать ехать быстрее.

Снижение самоуважения

Другая причина терзаний заключается в очевидной примитивизации труда. Рядом с доставщиками нет даже мелких начальников, которому можно было бы высказать претензии. Теперь всем управляют алгоритмы. Это сопровождается полной неясностью с тарифами и зонами доставки. Вплоть до дисциплинарных мер. Нет и коллег, с которыми можно было бы обсудить эти проблемы. Другие доставщики – это конкуренты. Иногда они всё-таки общаются друг с другом, через мессенджеры или вживую. Но чаще всего обсуждаются только премии.     

Эта изолированная работа, целиком и полностью зависящая от приложений, повлиять на которые доставщики никак не могут. В конечном счёте она разрушает уважение к себе и своему труду. «Все говорят, что им кажется, что они попали в ловушку как “лохи”. Вдобавок у людей создаётся чувство вины, что они стали сообщниками цифровых платформ. Доставщики испытывают своего рода унижение от той работы, которая ухудшает их представления о себе», – отмечает социолог Фабьен Лемози. Подобные психологические травмы остаются надолго. Даже когда такая работа остаётся в прошлом.  

Опубликовано 20/11/2021

На ту же тему

Масштабная забастовка работников образования
Медиамагнат работает на благо общества
Смягчение санитарного режима
Тяжёлые будни рабочих в Сен-Назере