Автомобильная промышленность: миллиарды евро любой ценой

Европейские автомобильные производители получили огромную государственную помощь. Но, по мнению французских и немецких профсоюзов, они продолжат перемещать производство в более дешёвые страны и вести разрушительную для национальных экономик политику. Тем временем во Франции за последние 13 лет в этом секторе исчезло 100 000 рабочих мест. А в Германии ряду заводов грозит полное закрытие.
Автомобильная промышленность: миллиарды евро любой ценой

«Самое время их национализировать. Дела пойдут побыстрее!», – одновременно иронизирует и возмущается один из активистов профсоюза. Его слова отражают настроения людей на местах. И у народного волнения есть повод. Дело в том, что государство готовится предоставить очередной транш финансовой помощи французским автопроизводителям.

12 октября Эммануэль Макрон официально заявил о своём намерении открыть для Франции дорогу в будущее. В различные секторы экономики, считающиеся принципиально важными для энергетического перехода (водородная энергетика, авиакосмическая промышленность, производство автомобилей и т. д.), поступит 30 млрд евро. В частности, французские автопроизводители надеются получить лакомый кусок в виде 4 млрд евро. Эти деньги планируют вложить в развитие транспорта.  

Вклад владельцев автоконцернов в разрушение промышленности

Но на сегодняшний день президентские заявления сопровождаются неожиданными репликами в адрес автогигантов. «Последние тридцать лет стали для французской автомобильной промышленности тяжелейшим периодом», – поучительно объясняет глава государства. — (…) В этом виноваты прежде всего сами автопроизводители, отказавшиеся от стратегий сотрудничества. Потому что на них лежит огромная доля ответственности за создавшееся положение. И раз промышленные игроки решили отказаться от сотрудничества и сами перемещают производство их страны, то не удивительно, что французская автомобильная промышленность в таком состоянии. И в результате исчезают рабочие места». Собственники автоконцернов Renault и Stellantis (новый автогигант, образованный путём слияния компаний PSA и Fiat Chrysler Automobiles) должны были бы провалиться сквозь землю от стыда.

26 октября свою лепту в критику создавшегося положения внёс и министр экономики Брюно ле Мэр. Он обратился к автоконцернам: «Возвращайте производственно-сбытовые цепи во Францию. Переводить производство в другие страны – вчерашний день!». Внемлют ли его призыву предприниматели? Не факт. Профсоюзы опасаются, что благие намерения так и останутся благими намерениями. Уж слишком укоренилась эта «устаревшая практика».  

«Тяжелейший для страны период»

Как бы то ни было, но, по сути, Эммануэль Макрон сказал правильно. Действительно, последние годы «стали для французской автомобильной промышленности тяжелейшим периодом». Ведь за тринадцать лет в этом секторе экономики исчезло 100 000 рабочих мест. Перемещения производства привели промышленную структуру Франции к бедственному положению. Да и рабочим приходится нелегко. Потому как люди вынуждены постоянно трудиться в адском темпе за низкие зарплаты.  

В последние месяцы автоконцерн Renault попытался отыграть назад за счёт создания нового производственного центра ElectriCity на севере Франции. В основе проекта – использование «зелёной» электроэнергии. Зато в Stellantis всё остаётся по-прежнему. «В настоящий момент главный исполнительный директор корпорации Карлос Таварес не взял на себя никаких обязательств в плане возвращения производства, – отмечает один из экспертов в автомобильной промышленности. – Напротив, его политика заключается в том, чтобы производить в других странах почти все электромобили, которые продаются во Франции. Речь идёт о таких моделях как Peugeot e-2008, Peugeot e-208, Corsa, C4. Тем временем электрификация автопарка может стать поводом для возвращения производства в страну. Но для этого государство должно проявить твёрдость в отношении владельца Stellantis». 

Благие намерения только на словах…

Впрочем, до такой твёрдости ещё далеко. К журналистам «Юманите» попали данные бюро экономической информации IHS Markit, касающиеся планируемого строительства промышленных объектов в ближайшие годы. Эти проекты датируются сентябрём 2021 года. Разумеется, к ним надо относиться критически, ведь пока это лишь планы. В документе отмечается две основные тенденции. Во-первых, постепенное снижение производства во Франции. В результате к 2025 году должно остаться не больше одного миллиона автомобилей. Иными словами, на 200 000 меньше, чем в 2019 году. Во-вторых, сохранение и даже увеличение объёмов производства в странах с низкими зарплатами. Избежать этой печальной участи смогла только Италия. Возможно, потому, что центр основного производства нового автогиганта, объединившего компании PSA и FCA, скорее всего будет размещён именно в этой стране (1).      

Профсоюзы Stellantis готовятся дать бой. ВКТ (Всеобщая конфедерация труда) уже давно резко критикует социальную политику PSA, которая привела к исчезновению 27 400 рабочих мест. В июне CFDT (Французская демократическая конфедерация труда) решительно воспользовалась своим правом.  Во время срочного заседания социально-экономического комитета (CSE) члены профсоюза официально предупредили об экономической опасности, создавшейся на производстве. В частности, речь идёт о планируемом закрытии промышленного объекта в Дуврене (1 600 рабочих, деп. Па-де-Кале). Взамен предлагается создать так называемую gigafactory – «гигафабрики» по производству батарей (от 200 до 300 рабочих мест к 2023 году). Но число новых рабочих мест не компенсирует количество упразднённых. Также наблюдается замедление в области создания испытательных установок во Франции. Зато происходит ускорение автоматизации линий, которое обусловливает сокращение рабочих мест.

… даже бумага не спасает.

По мнению делегата центрального отделения профсоюза CFDT Кристин Вирассами, эти поводы для беспокойства по-прежнему актуальны. «В плане под названием “новый рывок для экономического роста” (подписанное в 2016 году соглашение об увеличении производительности – прим. ред.) руководство в рамках работы паритетного стратегического комитета брало на себя обязательства ставить нас в известность о своих намерениях на три года вперёд. Причём касательно всех промышленных объектов во Франции. Этот комитет должен был собираться каждый год и предоставлять нам сведения об объёмах производства и инвестиций. В 2020 году руководство объяснило нам, что презентация плана невозможна из-за слияния с компанией Fiat. С тех пор мы терпеливо ждём. Но у нашего терпения есть границы».

В Марокко дешевле, чем в Германии  

Начинает обостряться ситуация и по другую сторону Рейна. В пятницу крупный немецкий профсоюз IG Metall должен организовать протестные акции на различных производственных объектах Stellantis. Ранее часть промышленных объектов была перемещена в Марокко. Профсоюз опасается, что заводам в Эйзенахе и Рюссельсхайме в среднесрочном плане грозит окончательное закрытие. Предприятие в Эйзенахе уже закрылось как минимум на три месяца, и точная дата его открытия неизвестна. Официальный мотив? Кризис полупроводников. Но это звучит неубедительно, по мнению ВКТ.

Французский профсоюз намерен отправить делегацию для поддержки немецких рабочих. «Кризисом полупроводников – предлог, которым руководство хочет подготовить почву для окончательного закрытия завода в Эйзенахе, – говорит делегат центрального отделения профсоюза Жан-Пьер Мерсье. – Речь идёт о судьбе 2 000 рабочих. У 1 300 из них – бессрочные трудовые договоры. В городе, где живёт 45 000 человек. Поэтому закрытие может привести к социальному взрыву».         

Оплатите сокращение рабочих мест

Не лучше социальный климат и на предприятиях другого автогиганта – французской компании Renault. «Руководство только что подтвердило свои планы о сокращении 2 500 рабочих мест в сфере инжиниринга, – возмущается делегат центрального отделения ВКТ Лоран Жибло. – Сегодня, чтобы справиться с экологическими требованиями, нам приходится отвечать серьёзным технологическим вызовам. В перспективе — полный отказ от использования тепловых двигателей. Но людей увольняют! Тем временем на предприятиях хватает квалифицированных специалистов для разработки новых проектов!».     

При этом автопроизводители, как ни в чём ни бывало, продолжают делать то, что делали раньше. И это больше всего раздражает профсоюзных активистов. Вместе с тем владельцы автоконцернов просят европейские правительства предоставить им субсидии. Якобы, они очень хотят участвовать в энергетическом переходе. Но при условии, что электрификация автомобильного парка будет частично финансироваться за счёт налогоплательщиков. Так, например, завод по производству электрических батарей, который должен открыться в Дуврене и объединить Stellantis и Total, получил из необходимых 5 млрд инвестиций более 1 млрд евро государственных субсидий. Но это ещё не всё. Теперь автопроизводители ведут лоббистскую кампанию во французском правительстве по созданию «свободных зон», в которых для них будут снижены социальные взносы.      

26 октября собравшиеся в Париже представители автоконцернов обратились к министру экономики с требованием принять новые меры по «повышению конкурентоспособности» Франции. На что Брюно ле Мэр ответил им следующее: «Я бы мог вас “потроллить” и сказать, что, если вы хотите стабильности и ясности, то нам нужно дать пять дополнительных лет!». Понятнее не бывает.

  • Журналисты «Юманите» обратились к руководству Stellantis с вопросами. Представители компании уверили, что «за это исследование отвечает только та организация, которая его проводила», и что автоконцерн «скоро представит свой стратегический план».

Опубликовано 29/10/2021

На ту же тему

План промышленного развития Франции приватизирует будущее
Автомобильная промышленность: миллиарды евро любой ценой
Банки в погоне за гигантизмом
Париж наживается на африканском долге