Жан-Поль Бельмондо был настоящим символом эпохи и всего французского кино. За 50 лет кинематографической карьеры он сыграл примерно в ста фильмах и театральных постановках. Его аудитория составляла порядка 150 млн человек. Вместе с тем он был профсоюзным активистом и всегда боролся за права своих коллег. Один из самых известных французских актёров умер в возрасте 88 лет 6 сентября 2021 г. Несколько слов о его творческой и профсоюзной деятельности.
Прощай, Безумный Пьеро

Бельмондо пришёл в кино на фоне новой волны – популярного направления во Франции в тот беззаботный период, когда люди пытались получить от жизни всё. Тогда французы любили красивых женщин и плохих парней.

Мало кто из актёров успел внести свой вклад на многих этапах эволюции французского кино. Иными словами, сыграть в фильмах новой волны, в народных комедиях, в нуаре. То есть, быть и Безумным Пьеро, и Леоном Мореном, и баловенем судьбы Лелуша, и человеком из Рио. При этом ни один из его образов не затмевал другой. Действительно, Великолепный Бельмондо.

Он снимался как в проходном популярном кино, так и в незабываемых шедеврах. В каком-то смысле он занял своё место среди традиционных, консервативных звёзд французской сцены: Рошфор, Марьель, Кремер, Риш, Пьер Вернье, Ги Бедо.

Неудачи в учёбе

Его отец, Поль Бельмондо, был скульптором. Мать, Маделин Рено-Ришар, художницей. После войны Жан-Поль вращался в лучшей среде Парижа. Правда, в высшем свете его не принимали из-за плохого поведения. Страстью его юности был бокс, а Марсель Сердан был его идолом. Но для занятий боксов «надо было иметь в себе злость». А злости у будущего актёра не было. Наоборот, он всегда улыбался своей открытой, жизнерадостной улыбкой. Жан-Поль был спортивным. Помимо бокса он занимался футболом и велоспортом. Наконец, он заболел театром и кино. На первых экзаменах в консерваторию он провалился. В конце концов Пьер Дюкс обратил внимание на этого молодого человека и принял в свой класс. Учитель всегда говорил ему: «С таким лицом не покоряют женщин. Тебе никто не поверит».

Дорогой учитель, насчёт женщин ты, скажем так, несколько ошибся. Бельмондо оказался настоящим соблазнителем на экране. Его необычное и незабываемое лицо, чуть показавшись на экране, взрывало все шаблоны. При этом сам он обладал грацией пантеры и энергией боксёра.

На выпускных экзаменах в 1956 г. он зачитывал сцену из пьесы «Любовь и фортепиано» Жоржа Фэдо. Жюри надуло щёки и поставило самые низкие оценки, тем самым закрыв ему путь в Комеди Франсэз. При этом товарищи аплодировали ему и подняли на руки. Тогда, выйдя на поклон к жюри, Жан-Поль сказал им идти лесом. Так началась его актёрская жизнь.

Мировая слава

Бельмондо начал играть в театре и думал остаться там всю жизнь. Его иногда приглашали сниматься в эпизодических ролях. Но вот пылающий Годар позвал его сниматься в фильме «На последнем дыхании». Там Жан-Поль оказался лицом к лицу с камерой. «Если вы не любите море, не любите горы, если вы не любите город … да идите тогда к чёрту!» – насмешливо говорит он в камеру, сидя за рулём автомобиля, которые едет по дороге RN7 в обрамлении теряющихся из виду деревьев. Их дуэт с Джин Сиберг стал образцом современной пары. Эти новые Ромео и Джульетта мечтают сбежать в Италию, в то время как вокруг них сжимаются тиски.

Прощай, Безумный Пьеро
“На последнем дыхании”, 1960

На момент съёмок «На последнем дыхании» Бельмондо ещё не исполнилось 30 лет. Тем временем он уже стал мировой знаменитостью. Его начали приглашать режиссёры. Он сыграл сложного священника Леона Морена в фильме Жана-Пьера Мельвиля. Его партнёршей стала великая Эмманюэль Рива. С Лино Вентура он появился на афише фильма «Раскалённый асфальт» Клода Соте. Потом снялся в костюмном исторической фильме Филиппа де Брока «Картуш». Его энергичный персонаж грабит беспечных богатеев, поэтому навсегда завоевал симпатии народа.

Дуэты со звёздами

И это только 1962 г. Тогда же он оказался на одной площадке с ветераном французского кино Жаном Габеном при работе над фильмом «Обезьяна зимой», снятого по книге Антуана Блондена. Режиссёр Анри Вернёй получил один из самых потрясающих актёрских дуэтов. Присмотревшись к молодому партнёру насмешливым, но, вместе с тем, восхищённым взглядом, Габен сказал: «Красавчик, ты прямо как я в мои 20 лет». Здесь Бельмондо играл очень тонко и элегантно.

Прощай, Безумный Пьеро
Жан Габен и Жан-Поль Бельмондо. “Обезьяна зимой”, 1962.

Затем 1964 г, и «Человек из Рио», приключенческий фильм, авантюра во французском стиле. Там Бельмондо танцует на вершине Корковадо, бежит через всю Бразилиа – футуристический город, только недавно возникший из ниоткуда. А ещё пересекает джунгли Амазонки в сопровождении Франсуаз Долерак. Через год он вновь встретился с Годаром в культовом роуд-муви «Безумный Пьеро». Эта роль навсегда будет ассоциироваться с актёром. И снова де Брока в «Злоключениях китайца в Китае».

Его фильмы имели самый большой народный успех. Он снимался у Луи Маля, Бекера, Молинаро, Клемана, Ури, Трюффо, Лелуша. Бельмондо на афише означал высокие рейтинги фильма и много зрителей в зале. Все шли посмотреть на Бебеля. В фильме «Борсалино» он сыграл с ещё одним звёздным французским актёром Аленом Делоном. Кстати, эти двое сильно поссорились по поводу расположения их имён на афишах. Дело даже дошло до суда.

Лихие 70-е

1970 – е гг.  – время крутых разборок во французских бистро на экранах. Бельмондо снял свой костюм с галстуком и оделся в рубашку полицейского (или бандита, в зависимости от сюжета). Одновременно он основал собственную продюсерскую фирму и инвестировал в сценарии. Иными словами, он хотел работать на себя. Хотя и продолжал работать с мэтрами: Вернёй, Шаброль, де Брока и др. В фильме «Страх над городом» он играет полицейского, преследующего серийного убийцу. Мы видим его висящим над Парижем на вертолёте, едящим на крыше поезда метро, взбирающимся крышам домов. Тогда же были сняты «Великолепный», «Наследник», «Стависки», «Вне закона».

1979 г. – это время «Кто есть кто?», «Профессионала» и «Аса из асов». В 1980-х, казалось бы, время Бельмондо уходит. В его адрес часто звучит критика. Бебель начал грузнеть. Страховку приходится делать прочнее. Всё сложнее держать форму. Во время съёмок «Ограбления» он получил ранение. Он решил, что в 52 года надо прекратить кататься, вися на вертолётах, и скакать по крышам. По совету Робера Оссейна Жан-Поль вернулся к своей первой любви: к театру.

Возвращение к театру

Вернуться на сцену оказалось для него счастьем. Поэтому он купил Театр Варьете, где сыграл Сирано в постановке Оссейна, а также несколько пьес Фэдо. Также в его театре также ставились две пьесы Эмманюэля Шмидта режиссёром Бернаром Мюра. За эти годя он снялся только в фильме Лелуша «Баловень судьбы» (1988). Правда, за эту роль он получил премию Сезар. Хотя на награждение Бельмондо не явился.

В последние годы жизни слава вернулась к нему с лихвой. Постаревший и ослабленный, он сохранял ослепительную улыбку. Бельмондо олицетворяет в полной мере термин «народный артист».

Профсоюзная деятельность

Вместе с тем Жан-Поль всегда был профсоюзным активистом. И с 1963 по 1965 являлся генеральным секретарём ячейки ВКТ актёрского отделения. Он всегда заботился о менее удачливых коллегах.

Прощай, Безумный Пьеро
17 ноября 1965 г. Бельмондо в здании профсоюза Всеобщая конфедерация труда

В интервью изданию Vie ouvrière в декабре 1964 г. он говорил о себе как об актёре, а как о «камне в ботинке». «Нас таких не больше 10», – смеялся он. Бельмондо говорил о том, что 20 тыс чел актёров живут сезонной работой и ждут, когда их кто-нибудь пригласит. Так что своим трудом они выживают. А тем временем эти люди любят своё дело и долго учились профессии. «Уверяю вас, им нужно объединяться в профсоюзы и бороться за права, – говорил Жен-Поль. – У меня полно знакомых, которым удаётся поработать только 3 мес в году. И даже меньше. И им буквально нечего есть всё остальное время».

Опубликовано 07/09/2021

На ту же тему

Прощай, Безумный Пьеро
Битва за наследие Тулуз-Лотрека
Орли как место для воскресной прогулки
Есть ли будущее у французского кинематографа?