В США по статистике самая опасная работа теперь – работа курьеров. С помощью нового приложения Amazon следит за тем, делает ли работник паузы, уклоняется ли от маршрута, за какое время и сколько он доставляет грузов. На основании этого формируется рейтинг, по которому система может выписать штраф или уволить работника – всё это простым автоматическим мейлом. При этом доставщики пользуются собственным интернетом для навигатора и сами платят за парковки. В случае возникновения трудовых споров, если есть желание их рассмотреть не с автоматом, а с человеком, нужно заплатить 200 долларов.
Amazon Flex – адский алгоритм

Программное обеспечение контролирует деятельность миллионов подрядчиков мирового лидера электронной коммерции. Оно заставляет их к работать в адском ритме с риском для жизни. Всё ради того, чтобы соответствовать требованиям 200 миллионов подписчиков сервиса Primе. Он обещает срочную доставку в течение 24 часов. При этом задачу для работников можно отменить простым автоматическим письмом.

Видимость самозанятости  

Настоящий электронный тиран. Flex – это алгоритм американской компании Amazon, контролирующий уберизацию доставки. Впрочем, гигант электронной коммерции использует те же аргументы, что и Uber. «Будьте сами себе хозяином: осуществляйте доставки, когда хотите и где хотите». Или же «Используйте своё собственное транспортное средство для доставки посылок Amazon, чтобы зарабатывать деньги и стать ближе к цели».    

И на этот раз мечта о предпринимательстве снова будет доступна с помощью мобильного приложения. В США, где Flex запустил кампанию в 2015 году, таких мечтателей 2,9 миллиона. Феномен получил распространение. По оценкам агентства Bloomberg, 200 миллионов подписчиков сервиса Prime заказывают доставку в течение 24 часов. В ответ на это в конечном счёте появилось около 4 миллионов аккаунтов исполнителей. В том числе и во Франции – благодаря статусу самозанятых.

Процветание в кризисную эпоху

С началом эпидемии коронавируса водители VTC («туристические машины с шофёром») остались без клиентов. Поэтому все они перешли на приложение Flex. Количество скачиваний приложения в этот период выросло на 21 %. С юридической точки зрения, чтобы получить право доставлять товары, нужно иметь специальное разрешение. Она выдаётся после прохождения платного обучения. Но Amazon не беспокоится по таким пустякам.

Всё больше посылок с фирменным логотипом американской компании стали доставляться независимыми курьерами, управляемыми алгоритмом Flex. Их усилия обходятся Amazon гораздо дешевле, чем услуги традиционных подрядчиков. Например, работников почты, или профессиональных курьеров, использующих в обязательном порядке служебный транспорт и имеющих специальное разрешение.   

Организация процесса

Рабочий день начинается рано. Ведь первые доставщики получат возможность выбрать посылки, которые они будут развозить, в соответствии с территориальными зонами. Место встречи – сортировочные центры. В Парижском регионе их не менее десяти. Каждую ночь с каждым грузовиком с огромных складов компании туда поступает около 50 000 посылок, которые нужно будет развозить на следующий день. Вереницы арендованных машин и фургонов ждут своей очереди забрать груз. Amazon обещает от 15 до 20 евро в час. Но эти обещания имеют мало общего с действительностью.

Оплата рассчитывается исходя из количества посылок и пройденного расстояния. Разумеется, «грязными» – без вычета налогов. Доставщик должен оплачивать свою страховку, машину и сопутствующие расходы. Алгоритму Flex плевать на вес груза. Всем доставщикам достаётся от 80 до 200 коробок. В США некоторые работники говорят, что иногда им приходилось развозить до 400 посылок в течение одного дня. Такая работа обрекает курьеров на адский ритм и риски – как за рулём, так и пешком. И всё это ради того, чтобы соответствовать требованиям алгоритма. Затем нужно пунктуально следовать его инструкциям. Здесь начинаются новые проблемы.

Итоговая оплата ниже обещанной

Судя по всему, во Франции прилагаемая система навигации совершенно бесполезна. «Это самый дурацкий навигатор, с которым я сталкивался. Он изобретает тебе несуществующие дороги, отправляет туда, где проезд запрещён, стрелка указывает направление, противоречащее GPS… Только время теряешь! Поэтому мы должны использовать наш собственный телефон и оплачивать мобильный интернет-трафик», – говорит один из водителей. «Ежедневно нам приходится сталкиваться с очередной проблемой. Начиная с того, что GPS опаздывает почти на 15 секунд, никогда не показывает правильное направление. Вдобавок каждый раз возникают трудности, когда нужно найти вход в здание… Затем, выбор парковки – это просто катастрофа. Нам просто негде припарковаться. А ещё есть предприятия, которые закрываются в 17.00. И они часто оказываются в конце списка доставок», – добавляет другой водитель.      

В США Flex представляет собой общественную опасность. «Иногда нужно доставить шесть посылок с одной стороны улицы и семь – с другой», – объясняет один из работников на сайте Motherbord. Но вот только речь идёт о четырёхполосной автотрассе, которую нужно переходить пешком в соответствии с алгоритмом. «Теперь, когда мне приходится переходить такие автотрассы, я предпочитаю парковать машину на центральной разделительной полосе», – продолжает он.

В итоге, по данным министерства труда США (Department of Labour) количество смертельных аварий с участием доставщиков и водителей легковых автомобилей с 2011 года выросло в стране в два раза. Профессия курьера стала одной из самых опасных. Другое исследование Центра стратегической организации (Strategic Organizing Center), представляющего собой объединение четырёх самых крупных профсоюзов, говорит о том, что быть доставщиком для Amazon Flex в два раза опаснее, чем для UPS. Примечательно, что такое же соотношение наблюдается и на складах Так у Amazon производственный травматизм на 50 % выше, чем в других компаниях.        

Тотальная слежка за работниками

Несмотря на риски, нужно следовать алгоритму, который теперь может увольнять доставщиков или скорее прекращать трудовой договор по электронной почте. Дело в том, что Flex следит за всем: за временем прибытия доставщика на сортировочный склад, соблюдением сроков доставки, за тем, делал ли доставщик перерывы и следовал ли он запланированному маршруту или отклонялся от него и т. д.

Алгоритм обрабатывает массу данных, благодаря которым он постоянно ставит оценки доставщикам. На основании полученного рейтинга принимается решение о том, кому достанутся лучшие заказы, а кто будет выброшен из системы. «Мы сделали крупные инвестиции в технологии и ресурсы, чтобы водители видели свой статус и дальнейшие перспективы работы», – уверяют в Amazon.

Вот только агентство Bloomberg привело свидетельство одной из доставщиц из штата Техас. Она доставила более 8 000 посылок Amazon без малейших проблем. Затем, в один прекрасный день, её отключили из системы из-за того, что она пробила колесо. Поэтому водители с замиранием сердца открывают электронную почту с сообщениями, в которых алгоритм выносит им приговор. Оспаривать решение приложения Flex и требовать рассмотрения вопроса с участием живого человека стоит 200 долларов.     

Опубликовано 29/07/2021

На ту же тему

Карлес Пучдемон арестован в Италии
Всеобщая забастовка 5 октября
Состояние мест лишения свободы во Франции
Шахтёры Лотарингии выиграли суд у государства