LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

«Белла чао» — история партизанской песни

Пожалуй, самая известная песня партизан, до сих пор являющаяся символом борьбы для левых во всём мире, очень не нравится правым. Долгое они активно распространяли утверждение, что написали её после войны. Историк Руджеро Джанжакоми нашёл доказательства того, что «Белла чао» в самом деле партизанская песня. Об этом, а также о неизвестных страницах истории итальянского сопротивления, он говорит в своей новой книге. Р. Джанжакоми дал эксклюзивное интервью корреспонденту газеты «Юманите».

Недавно появилась книга исследователя Руджеро Джанжакоми «Белла чао». В ней он опровергает утверждения ревизионистов, якобы эта песня была написана после войны. Он доказывает, что её авторство действительно принадлежит итальянским партизанам. И даже известно место её написания – регион Марке. «Белла чао» — история партизанской песни.

От Чили до Нью-Йорка, в Европе, да и везде «Белла чао» стала песней борьбы. Повсюду известен это гимн итальянских партизан. Но в эпоху Сильвио Берлускони, заключившему союз с наследниками итальянских фашистов, в отношении этой песни звучала ревизионистская риторика. И возразить ей было нечего, поскольку о ней мало что знали. Говорили, что ей написали после войны. По мнению исследователя, занимающегося историей партий, активного коммуниста PhD Руджеро Джанжакоми, это делалось, чтобы «нейтрализовать» взрывной характер «Белла чао». Джанжакоми руководит культурным центром региона Марке «Город будущего». В своей книге «Белла чао», пока не переведённой на другие языки, он приводит доказательства того, что эта песня была написана в 1944 г. в Марке – регионе, расположенном в центре Италии. Также он рассказывает о неизвестных страницах в истории итальянского сопротивления и о важности действий партизан Марке.

На основании каких новых данных вы можете утверждать, что «Белла чао» — это настоящая партизанская песня?

Прежде всего это свидетельства самих партизан, действовавших в центре Марке: в окрестностях горы Сан Вичино, между регионами Анкона и Мачерата, возле города Чинголи. Я считаю, что этим свидетельствам можно верить, на основании двух документов. Первое – это письмо от 1946 г., которое написала в Англии русская партизанка, состоявшая тогда в отряде в Марке. Оно было адресовано шотландцу, командующему партизанским отрядом на той территории. Автор письма говорит об отсутствии иллюзий по поводу послевоенного мироустройства. Она задаётся вопросом: «За что мы сражались?» И в нём она пишет, что молодые партизаны шли в бой, распевая песню «Белла чао». Ещё раз: это письмо 1946 г., написанное русской, жившей в Англии. Очевидно, что она была вне итальянского контекста и не испытывала на себе влияние окружения.

Также я обнаружил небольшую заметку от июля 1945 г. То есть, написанную через два месяца после освобождения. Её составил кюре города Поджо-Сан-Вичино. В неё говорится об атмосфере в городке, об отношениях партизан с местными жителями, о детях, которые слушали эти разговоры, а также партизанские песни, затем повторяя их. И там он приводит два куплета песни «Белла чао». Эти документы, подкреплённые свидетельствами партизан, позволяют нам датировать создание песни примерно февралём-мартом 1944 г. А место её создания – та территория, где её пели.

Почему так важно было установить, что песня родилась в регионе Марке?

История сопротивления в этом регионе неизвестна итальянским историкам. Тем временем именно здесь впервые было оказано сопротивление немецким солдатам. Я не ожидал, что найду именно тут место создания «Белла чао». Но обстоятельство того, как проходила борьба в этом регионе, показывают, что Марке всегда был в авангарде антифашистского движения. 12 сентября 1943 г. немцы попытались занять Асколи-Пичено. Против них вышли курсанты школы авиации и часть местного населения. В ходе боёв были убитые и пленные. У оставшихся конфисковали оружие. 9 сентября, на следующий день после капитуляции Италии перед странами Антигитлеровской коалиции, в Анконе комитет движения Сопротивления взял контроль над главным региональным печатным органом «Corriere Adriatico» и неделю управлял им. Также он организовывал управление городом.

В Марке было три концлагеря для военнопленных. На границе Макре с Умбрией был концлагерь для славян Колфиорито. После 8 сентября у заключённых появилась возможность покинуть его. Они стали пополнять ряды членов сопротивления.

Много ли было иностранцев среди итальянских партизан?

В движении сопротивления был силён патриотический национально-освободительный аспект. Но также велика была роль интернациональной его составляющей. Особенно много было русских и славянских партизан. Та вышеупомянутая русская служила в отряде под командованием шотландца. Почти все они были военнопленными. Во время боёв в Африке пленили многих англичан. Многих привезли в лагеря в Италию. До войны в Неаполе фашисты организовали «заморскую выставку». Там они показывали африканцев из колоний. Когда началась война, вывезти их обратно не было возможности. Тогда их отправили в Марке, в лагерь возле города Трея. А когда стало расти сопротивление, многие из них сбежали и пополнили ряды партизан.

А каков был международный путь песни «Белла чао»?

Из Марке она стала распространяться двумя путями. С одной стороны, это «бригада Маэлла», которая шла из Абруццо через Марке летом 1944 г. Она участвовала в освобождении Чинголи, Поджо-Сан-Вичино и смешивалась с местным населением. Партизаны выучили песню, чуть изменили её. А затем принесли её на север в Эмилию. Затем, после освобождения, в ноябре 1945 г., в Лондоне создали Всемирную федерацию демократической молодёжи. Она объединяла молодых людей, выступавших против фашизма и войны. Именно эта организация стала проводить фестивали молодёжи в Праге в 1948 г., в Будапеште в 1949 г., в Берлине в 1951 г. На них собирались люди из всех стран, обменивались мнениями, веселились и пели. А потом возвращались к себе, принося впечатления от увиденного.

Так что песни циркулировали с течением времени естественным образом. Не только в период исторического сопротивления 1943–1945 гг., но и благодаря активистам более позднего времени. Текст песни «Белла чао» просто запомнить благодаря повторяющимся словам в припеве. Но её успех заключался также в общем запросе на освобождение от угнетения фашизма или империализма, от классового гнёта, от расового или полового неравенства. Она несёт в себе универсальный позыв. И делает это настолько успешно, что все те, кто ведут борьбу за свободу и права, поют «Белла чао».

Ruggero Giangiacomi. «Bella ciao». Castelvecchi: Roma, 2021. 111 p.

Опубликовано в воскресном номере за 5 – 18 августа 2021 года.

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »