Школьный аттестат не для всех

Система выбора потенциальных абитуриентов Parcoursup учитывает не только оценки ученика, но и рейтинг его школы. А система получения школьного аттестата зациклилась на техническом проведении экзамена. Конечно, лучше всего организовать его проведение получилось у заведений, имеющих больше ресурсов. Идея о том, что во Франции аттестат дают всем, уже не актуальна. Так 55 % детей из бедных семей не имеют этого диплома.
Школьный аттестат не для всех

Реформа Минобра должна была предоставить выпускникам больше свободы выбора, более простой и более справедливый экзамен. Но, как считает профсоюз учителей SNES-FSU, спустя год после её введения она так и не оправдала возложенных на неё ожиданий. В итоше, надо признать, что школьный аттестат во Франции уже не для всех. Интервью с генеральным секретарём профсоюзной организации работников среднего образования Софи Венетитэ.

Наконец опубликовали результаты выпускных школьных экзаменов в этом трудном учебном году. Причём трудности были обусловлены не только пандемией. Дело в том, что 2020–2021  учебный год был первым годом масштабного проведения реформы сдачи школьных экзаменов (ВАС), навязанной министром образования Жаном-Мишелем Бланке. Новый генеральный секретарь педагогического профсоюза SNES-FSU подводит по горячим следам нелицеприятные итоги этой реформы.    

Является ли публикация итогов школьных экзаменов кульминацией явно хаотичного учебного года?

Какими бы ни были итоговые цифры и показатели успешной сдачи экзаменов, они не должны скрывать реальность. На самом деле учащиеся и учителя пережили чрезвычайно тяжёлый учебный год. Разумеется, сыграла свою негативную роль и эпидемия коронавируса. Но во многом вина за трудности год лежит на министерстве. В этом можно было убедиться в мае-июне. Тогда любой ценой, несмотря на очень сложные условия подготовки, потребовавшие от учителей и учеников огромных усилий, решили сохранить основной устный экзамен. Ведь он являлся символом реформы. Ни на уровне планирования, ни на уровне организации не было сделано ничего для его нормального проведения.   

Можно ли предварительно резюмировать итоги первого года проведения реформы?

Не думаю. Обобщающего анализа по разным специальностям не проводилось. Всё, что оставалось от реформы, воплотилось в основном устном экзамене. И этот экзамен подтвердил то, о чём мы догадывались и ранее: неравенство между учащимися только усилилось. Это неравенство частично объясняется проблемами, связанными с эпидемией коронавируса. Но есть и другая причина. А именно, отсутствие серьёзной подготовки к этому экзамену.   

Говорилось об исчерпании потенциала и даже о «провале» школьных экзаменов…

Разговоры про провал явно преувеличение. Посмотрите, как рады ученики, закончившие с успехом школу. Особенно из бедных семей. Ведь во многих их них нынешние выпускники являются первыми, получившими полное среднее образование! Тем не менее ВАС как первая научная степень не оправдал себя. И «поправки», запланированные на следующий год, усугубят ситуацию. Считается, что степень ВАС присваивается кому ни попадя. Но в реальности не все имеют равные шансы её получить. И такое неравенство прежде всего обусловлено социальными причинами. В частности, ВАС есть у 90 % детей руководящего состава и по-прежнему приблизительно только у 45 % детей неквалифицированных рабочих.   

С программой Parcoursup всё решается ещё до экзамена. Можно ли считать её введение самым серьёзным ударом по степени бакалавра? 

Это не должно затмевать проблемы, обусловленные самим экзаменом. Но всё-таки следует признать, что Parcoursup встраивается во всю систему обучения в лицее, направляя выбор учащихся и их семей. И это происходит ещё за три года до окончания лицея, когда нужно выбирать специализацию. Теперь учащиеся руководствуются не своими желаниями и даже не своими планами. Теперь единственная их мотивация – необходимость считаться с требованиями программы Parcoursup. Эта система управляет лицеем на расстоянии с учётом скрытой избирательной логики. Хотя сейчас мы начинаем понимать эту логику.

Ваш профсоюз по-прежнему выступает против непрерывного контроля за успеваемостью для получения сдачи школьных экзаменов. И Всё больше людей и организаций с вами согласны. Это неизбежно?  

Опыт этого года будет интересен. Ведь он предоставит всем возможность проверить на практике эффективность непрерывного контроля для прохождения выпускных экзаменов. Подумайте, ученика постоянно оценивают на протяжении всего учебного года. А в перспективе – тот же Parcoursup. Конечно, всё это создаёт колоссальное напряжение. Столкновение с реальностью этих изменений, возможно, позволит лучше осознать то, что они несут в себе.    

Что нужно изменить, по мнению профсоюза SNES, чтобы «спасти» бакалаврский экзамен?

ВАС в том виде, в котором она существует, должна быть полностью пересмотрена. Следует вернуться к справедливым итоговым экзаменам. Начиная со следующего учебного года нужно, чтобы специальности оценивались в конце года, а не в марте. В более долгосрочной перспективе необходимо начать глубинную работу по восстановлению ВАС в качестве доступного для всех общенационального диплома. Для этого нужно думать о критериях оценивания как письменного, так и устного экзамена. А также действительно бороться с неравенством, которое является главной проблемой современной школы.  

Опубликовано 07/07/2021

На ту же тему

В новый учебный год с новыми страхами
Бедственное положение студентов
«Белла чао» – история партизанской песни
Школьный аттестат не для всех