Олимпийские игры и бизнес под тотальным контролем

Казалось бы, главный спортивный праздник планеты. Да к тому же ещё манна небесная для японской экономики. Но на деле всё сложнее. Проходящие в Токио Олимпийские игры оказались самыми дорогими за всю историю. Многие спонсоры отказались от рекламы и размещения баннеров во время соревнований. Болельщики на площадки не допускаются. А большинство японцев недовольны тем, что игры не отменили.
Олимпийский игры и бизнес под тотальным контролем

Японские цикады известны своим необычайно звучным пением. И только они в этот раз будут звучать на стадионе во время церемонии открытия XXXII летних Олимпийских игр. 68 000 незанятых мест в самом разгаре душного токийского лета. Непохоже на атмосферу праздника планетарного масштаба и вручения наград за спортивные подвиги. Скорее, эту картину можно назвать удручающей. В адрес организаторов со всех сторон звучала критика. В особенности за их стремление провести Олимпийские игры любой ценой, несмотря на пандемию.

Большинство японцев против проведения игр

Скандал разразился, когда мероприятие решили не отменить, а перенести на год. Вдобавок 22 июля стало известно, что режиссёра церемоний открытия Кентаро Кобаяси уволили. Причиной послужила его «шутка» о Холокосте, отпущенная во время комедийного выступления в 1998 году. Эта отставка произошла несколько дней спустя после отстранения от должности композитора олимпийского шоу Кэйго Оямады. Он, в свою очередь, ничтоже не сумняшеся, рассказывал о том, как в юности издевался над одноклассниками-инвалидами.

Из-за сексистских или человеконенавистнических высказываний пришлось расстаться с должностями и некоторым другим организаторам Олимпийских игр. В таких условиях сложно поддерживать дух согласия, который должен сопровождать эти спортивные соревнования. К тому же 80 % японцев высказываются против их проведения. На фоне этого народного неодобрения компания Toyota, даже будучи официальным спонсором, приняла решение не присутствовать на церемонии открытия Олимпиады. Также она отказалась от рекламы во время соревнований. Предполагалось, что эти Олимпийские игры станут символом реконструкции и возрождения после катастрофы на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году. Но они явно будут проходить без энтузиазма и не оправдают возложенных на них ожиданий.           

1. Олимпиада под знаком пандемии

Олимпийские игры в Токио должны были стать символом реконструкции. Во всяком случае на это рассчитывали власти Японии. Вместо этого они станут символом пандемии. В прошлом году национальный оргкомитет и чиновники Международного олимпийского комитета (МОК) решили перенести их на год. С тех пор они постоянно сталкивались с большим количеством скандалов. Разумеется, неприятности разрушали радостную атмосферу спортивного праздника. По мере приближения к судьбоносной дате, 23 июля, настроение жителей Японии сменилось. Раньше люди испытывали эйфорию, когда в 2013 году объявили о проведении Олимпиады в их стране. Теперь же они чувствуют беспокойство и растущую тревогу.

В начале июня также стало известно, что 10 000 волонтёров отказались работать на Олимпиаде, главным образом, руководствуясь соображениями санитарной безопасности. Буквально только что глава оргкомитета Олимпийских игр Тоширо Муто заявил о том, что ко случаям заболеваний Covid-19 в Олимпийской деревне отнеслись очень серьёзно. Это вызвало переполох в СМИ по поводу возможной отмены соревнований в последний момент. Слухов всё больше… С момента первого переноса Олимпийских игр обстановка с каждым днём становится всё напряжённее.

Регулярно проводившиеся в Японии опросы общественного мнения свидетельствовали о том, что японцы всё чаще высказывались против проведения этого спортивного праздника. Они предпочитали, чтобы их перенесли или даже отменили. На этом фоне правительство, а также международные спортивные организации предприняли целый ряд мер, чтобы успокоить всё более сомневающихся в целесообразности и своевременности проведения Олимпиады японцев.

Ужесточение санитарных мер

Напомним, что процент вакцинированного населения Японии составляет только 20 %. Несмотря на низкую смертность на архипелаге (15 000 умерших с момента начала пандемии), начиная с 22 июля в стране введено чрезвычайное положение. Это означает, что бары и рестораны закрываются с 20.00. Тем хуже для праздника! Пусть среди спортсменов более 85 % привитых. Однако, с регламентом никто шутить не собирается. Последняя редакция памятки для спортсменов-олимпийцев отличается крайне строгими ограничительными мерами. Помимо ежедневных тестов, все обязаны носить маски. Собираться в Олимпийской деревне можно только небольшими группами. Близким и родным иностранных спортсменов приезжать в Японию запрещено. Нарушителям правил грозят наказания, штрафы, предупреждения и даже высылка из Японии. Всё сделано для того, чтобы продемонстрировать желание властей Японии провести эти две недели в условиях беспрецедентной строгости. Наконец, никогда ещё в истории Олимпийских игр не было так, чтобы на стадионах и других спортивных площадках почти полностью отсутствовали болельщики.      

2. Как Токио готовился к проведению Олимпиады

В преддверии Олимпиады токийское правительство распродало частным компаниям по низкой цене территории для строительства Олимпийской деревни. Эта коммерческая операция принесёт им существенную прибыль. Ведь сразу же после завершения Олимпиады они могут продавать или сдавать в аренду спортивные объекты, переделав их в жилые помещения. Спекуляция недвижимостью, увеличение арендной платы, война с бедными с последующими выселениями повлекли за собой реновацию. И с этим наиболее незащищённые слои населения не смогли ничего сделать, несмотря на акции протеста. Проще говоря, создалась типичная ситуация для неолиберального города. Это значит, что он скорее ориентирован на привлечение ресурсов, финансового капитала и инноваций, чем на помощь людям со стороны государства. И это в то время, когда в столице Японии, например, катастрофически нахватает мест в яслях. Поэтому молодые матери вынуждены бросать работу. Иногда уже навсегда.   

Чтобы компенсировать инвестиции, связанные с проведением Олимпиады, органы государственной власти также усилили налоговое бремя на население. Таким образом был увеличен налог на потребление с 8 % до 10 % в октябре 2019 года. Это крайне несправедливый налог, применяемый независимо от уровня доходов. Противники проведения Олимпиады, по словам докторанта и автора исследования на тему «олимпийских сомнений» Зоэ Шато, также возмущены гигантизмом спортивных сооружений. По их мнению, это «не соответствует человеческому масштабу и не учитывает интересы жителей». Также они протестуют против чрезмерных мер безопасности и милитаризации общественных мест.      

Другим поводом, усугубляющим скептическое отношение противников проведения Олимпиады, является экологический урон. Во-первых, на месте строительства инфраструктурных объектов были уничтожены деревья. Во-вторых, Япония активно пользовалась «древесиной, полученной в результате незаконной вырубки лесов Индонезии и Малайзии и импортированной через компании Shin Yang и Korindo», отмечает Зоэ Шато. Группы активистов также опасаются, что Олимпийские игры станут первым шагом к пересмотру конституции. Несмотря на то, что граждане в массе своей относятся к ней неодобрительно, ситуация может усугубиться. Предлагаемые поправки могут позволить Японии снова встать на путь милитаризации на волне национальной гордости.    

3. МОК должен изменить парадигму

«Сторонники проведения Олимпиады напрасно повторяли, что это самое прекрасное зрелище в мире, которое всегда привлекает людей. На самом деле эксперты, спортивные наблюдатели и сам президент МОК Томас Бах едины в своих оценках. В целом, все они высказывают опасения по поводу растущего числа городов и стран, отказывающихся от проведения у себя Олимпийских игр», – объяснял некоторое время назад международный консультант по спорту и олимпиадам Арман де Ранденже. В качестве примера можно привести Гамбург, отказавшийся по результатам общественного референдума проводить у себя Олимпийские игры-2024. Или же Брисбен, выбранный в качестве места проведения Олимпийских игр в 2032 году на безальтернативной основе. Организация мероприятия уже не привлекает такого количества сторонников как в прошлом.

Экономическая модель и механизм внутреннего функционирования МОК требуют реформирования. «Для этого МОК располагает всеми необходимыми ресурсами, – продолжает Арман де Ранденже. – В 1984 году с финансовой точки зрения олимпийское движение было почти обескровлено. Тогда МОК Хуан Антонио Самаранч спас главный спортивный праздник планеты. Он допустил на Олимпийские игры профессиональных спортсменов. Томас Бах сегодня находится перед выбором аналогичной серьёзности, если он хочет изменить модель проведения Олимпиады. К тому же хозяева Олимпиад на 10 лет уже известны. Так что у него есть время, которого будет достаточно для изменения ситуации. Оставить всё как есть было бы ошибкой».

Но даже без пандемии нынешние Олимпийские игры уже войдут в историю как самые дорогие. Вначале планировалось, что их проведение обойдётся в 11 миллиардов евро. Но перенос на один год увеличил их стоимость ещё на 2 миллиарда. В итоге сумма составила 13 миллиардов. Дороже чем в Лондоне в 2012 году, в Барселоне в 1992 году и даже в Пекине в 2008 году.

Экономический провал

Ну а экономические последствия рискуют оказаться вовсе не теми, какие ожидались. Продажа билетов, являющаяся существенной частью прибыли Олимпиады, – от 15 % до 20 % от общей полученной суммы, – растаяла как снег на вершине вулкана Фудзи. Сначала, в случае проведения соревнований в 2020 году, Токио планировал продать 8 миллионов билетов. Затем, в условиях Covid-19, 4,5 миллиона. А в июне 2021 года – уже 2,7 миллиона с учётом 50 % заполняемости стадионов и спортивных площадок в условиях эпидемии. Сегодня оргкомитет должен смириться с закрытыми дверями для всех спортивных соревнований, которые проходят в Токио. Болельщиков могут принять только за пределами столицы Японии.

Не лучше обстоит дело и со спонсорами. Очень вероятно, что у них возникнет желание отказаться от участия в проведении Олимпиады. Так, около двенадцати японских компаний, среди которых фигурирует и Canon, приняли решение отменить рекламные акции. Также они решили убрать стенды со своей рекламой в местах проведения соревнований. Компания Toyota решила отказаться от присутствия на церемонии открытия Олимпиады. Только 1 000 человек получили разрешение посмотреть парад спортсменов из 206 делегаций.

Тяжёлое испытание для местного оргкомитета, который установил рекорд с 60 местными компаниями, заплатившими более 2,5 миллиардов евро в качестве спонсорских взносов (Canon, Fujitsu, Asics и др.).  

Необходимо менять формат

Спонсоры уже были вынуждены дополнительно внести 165 миллионов евро в копилку в результате переноса Олимпиады на один год. И теперь они задаются вопросом, насколько оправданными были их инвестиции в спортивное мероприятие, оставшееся без туристов и зрителей. «Если МОК хочет увековечить свою систему, то ему придётся, с учётом пандемии или без, пересмотреть экономические итоги этих двух недель Олимпийских игр. Вплоть до настоящего времени прибыль всегда поступала в МОК, а убытки брали на себя города. Чем выше прибыль для МОК, тем выше убытки для городов», – заключает международный консультант. Наконец, остаётся вопрос прав на телетрансляцию, представляющих 60 % выручки МОК. Не захотят ли такие телеканала как, например, NBC, пересмотреть условия контрактов? В 2014 году, в рамках расширения партнёрства, NBC и CIO заключили соглашение о медийных правах на 7 миллиардов евро. Нынешнее соглашение действует до 2032 года. Пересмотр в сторону снижения теперь более чем вероятен.           

Опубликовано 23/07/2021          

На ту же тему

Война в Афганистане стоила США 2 313...
Облетевшая позолота блистательной экономики
Почему растут цены на газ?
Победа профсоюзов металлургов