Джефф Безос: через углероды к звёздам

Основатель и бывший генеральный директор компании Amazon отправился в космос вслед за британским миллиардером Брэнсоном. 20 июля он, и ещё три пассажира, стартовали в ракете. Данная поездка обошлась в космические суммы.
Джефф Безос: через углероды к звёздам

Через 9 дней после британца Ричарда Брэнсона, конкурента самого богатого человека в мире, Безос отправился космос в 15:00 по парижскому времени. К звездам его вознесла ракета компании Blue Origin. Дата была выбрана не просто так. 20 июля –  52 вторая годовщина прилунения Аполлона 11. В ракете, стартовавшей с космодрома в Техасе, находилось еще трое космических туристов. Один из них выиграли место в ходе аукциона за баснословные деньги. Вместе с Джеффом Безосом полетел его брат Марк. Двое других пассажиров оказались самым молодым и самым старым из астронавтов соответственно.

28 миллионов долларов за 10 минут полёта

Оливер Дэмен, гражданин Нидерландов 18 лет, имеет лицензию частного пилота. Он – единственный из пассажиров, который сам заплатил за свой полет. Его отец – глава инвестиционной компании Somerset Capital Partners. Дэмен является вторым победителем аукциона, на котором разыгрывались места в ракете. Победитель аукциона решил остаться анонимным. Он заплатил 28 млн долларов и отправится в космос во время следующего полета.

Самая пожилая пассажирка была приглашена Безосом. Это пилот «Уолли» Фанк, 82 лет. В 1960 году она находилась в женской группе, набранной в рамках программы Nasa. «Я работала быстрее и лучше, чем все мужчины, – рассказывает «Уолли» Фанк, –  но меня не хотели брать. Я даже и не думала, что однажды отправлюсь туда!»

Безос и его компания Blue Origin готовили этот полёт более 20 лет. Его компания спроектировала ракетоноситель многократного использования New Shepard. На носу аппарата находится камера, снабженная иллюминаторами. Жилой объём ракеты составляет 15 м3. Таким образом она способна вместить до 6 человек.

Современные космические ракеты

Как и планировалось, камера отделилась от носителя New Shepard на высоте 75 км. Она продолжила путь, поднявшись на высоту 106 км, выйдя тем самым за пределы земной атмосферы. Таким образом пассажиры могли несколько минут провести в состоянии невесомости, наблюдая кривизну Земли. Затем капсула пошла на посадку в пустыне, спустившись на трёх парашютах.

Шаттл Ричарда Брэнсона работает на твердотопливной двигательной установке, производящий CO2. Как известно, именно из-за выбросов углеродов происходит глобальное потепление. Ракета New Shepard от Blue Origin  использует в моторе жидкий в кислород. Однако и она наносит загрязнения, как и все космические летательные аппараты. Безос и трое его клиентов за 10 минут произвели выброс, эквивалентный выбросов 75 тонн углерода. «Миллиард человек, живущих на Земле, не производят подобных выбросов за всю свою жизнь!» Такие подсчеты произвёл экономист Лукас Шансель, занимающихся вопросами окружающей среды и неравенства.

Мечта детства или делёж космоса?

Хочу свои авантюры Джефф Безос вписал своё имя в историю американской космонавтики. Как и Ричард Брэнсон, Безос говорил об исполнении мечты детства. Однако на самом деле он вступил тем самым в конкуренцию за приватизацию космического туризма. То есть – вступил в битву за эксплуатацию космоса. Его основные конкуренты –  глава компании Tesla Илон Маск, который основал группу SpaceX,  и Ричард Брэнсон, хозяин Virgin Group, основатель Virgin Galactic. Последний совершил космический полёт первым 11 июля этого года. Летательный аппарат от SpaceX в три раза больше, чем ракета New Shepard. Он уже выходил на Орбиту в рамках миссии Альфа от SpaceX и недавно вернулся на Международную космическую станцию. На его борту находился Тома Песке.

«Миллиардеры развлекаются, а тем временем меняется мир. Какие космические прогулки стоят дорого. Законы физики не обойти. Поэтому для них требуется много ресурсов и энергии. И пока возможностей уменьшить негативное воздействие космических ракет на экологию ерайне мало», – так считает Мишель Визо, возглавлявший программу экзобиологии в Национальном центре космических исследований (CNES). К тому же окончательное разделение космоса будет результатом соглашений Artemis, касающихся Луны. «Соединенные Штаты включают эти соглашения тайно, непосредственно с каждым отдельным государством. И эти соглашения противоречит договору от 1967 года. Несмотря на официальные уверения, их цель – получить возможность делить Луну на неограниченные зоны и оставлять за собой право владения ими навсегда. Это может делать государство или частная компания».

Больше нечего делать на Земле?

Мечта Джеффа Безоса о космосе исполнилось. А что же происходит на Земле, в частности в компании Amazon? Например, во Франции 64 % сотрудников этой компании работают по временным договорам. Американская коалиция профсоюзов Strategic Organizing Center сообщает, что в 2020 году порядка 6% рабочих стали жертвами несчастного случая на производстве. В частности, это происходит «благодаря» системе под названием «Time off Task» (время, проведённое без работы). Система учитывает и сигнализирует о временных установках рабочего процесса каждого сотрудника. Одним из побочных эффектов является повышение уровня стресса.

Обернутый в красивую упаковку мечты, космический туризм самых богатых бизнесменов, вроде Джеффа Безоса, представляет собой коммерческое предприятие. А с помощью шумихи вокруг него людей хотят заставить забыть об ужасах повседневной жизни на складах Amazon.

Опубликовано 21/07/2021

На ту же тему

Ядерные испытания и ложь французского государства
Джефф Безос: через углероды к звёздам
Как французские банки вкладывают деньги в углеводороды
Экологическая афера Илона Маска в Германии