Удачное окончание забастовки работников литейного завода. Предприятие было подрядчиком автомобильного концерна Renault. Теперь этот гигант автомобилестроения письменно подтвердил обязательства выполнить требования бастующих.
Бастующие работники литейного завода SAM в Вивье три месяца занимали заводские помещения. Они находились там 24 часа в сутки, включая выходные. Теперь их усилия вознаграждены. 6 мая профсоюз ВКТ (Всеобщая конфедерация труда) объявил об окончании забастовки в связи с «удовлетворением основных требований». Работникам литейного завода, деятельность которого на 80 % зависит от заказов автомобильного концерна Renault, удалось заставить работодателя пойти на попятную.
«Для нас это очень важная победа. Речь идёт не только о работниках предприятия, но и о сфере труда в целом – как в департаменте, так и в регионе. Ситуация изменится в лучшую сторону».
Конкретно забастовщики добились от заказчика письменных обязательств обеспечить сохранение 250 рабочих мест (из 357 имеющихся в настоящее время), увеличить торговый оборот литейного завода на 10 миллионов евро. Также им удалось получить гарантии регулярных официальных субсидий от государства и местных властей. Теперь эти обязательства фигурируют в базе данных предприятия. Таким образом, «новые потенциальные покупатели должны будут строить свою работу на их основе», – объясняют представители ВКТ. Именно поэтому важно уделять внимание любой юридической мелочи, которая, на первый взгляд, может показаться незначительной.
Французская промышленность в руках иностранных владельцев
В голосе специалиста по техническому обслуживанию, активиста ВКТ Жана-Люка Фабра звучат нотки гордости. Он работает в металлургической компании SAM департамента Аверон уже около четверти века. Несмотря на уверенность в победе забастовки с самого начала, по его словам, он «испытывает облегчение».
«Если бы мы не добились успеха на этот раз, то через два года завода бы просто не существовало».
Затем он всё-таки сдерживает свой энтузиазм: «Ещё предстоит утверждение одного из планов по восстановлению хозяйственной деятельности».
Спорить с этим не приходится. Но письменное обещание Renault «изучить все предложения по восстановлению хозяйственной деятельности» может изменить ситуацию. Дело в том, что вплоть до настоящего времени автомобильный концерн делал всё для того, чтобы «предоставить полную свободу действий потенциальному покупателю – испанской компании CIE». Именно она объявила о намерении «сократить 274 рабочих места, прекратить выпуск мелких деталей с низкой добавленной стоимостью и закрыть отделы технической поддержки», – перечисляет Жан-Люк Фабр. Теперь же возможное вступление в конкурентную борьбу других покупателей открывает новые перспективы для литейного завода.
В 2017 году завод уже выкупила китайская группа компаний Jin Jiang. В декабре 2019 года в связи с банкротством завод передали во внешнее управление. Так что с тех пор оно осуществляется на основании судебных решений.
«На самом деле, – продолжает Жан-Люк Фабр, – мы знали, что Renault нужны производимые нами детали. Впрочем, мы добились бы успеха быстрее, если бы нехватка полупроводниковых компонентов не тормозила производство автомобилей во всём мире».
Последствия деиндустриализации на местном уровне
Своей победой работники предприятия также обязаны «массовой мобилизации коллектива Tous ensemble («Все вместе»). Он объединяет граждан и местных депутатов всех уровней», — говорит Фабр. Эта группа активистов появилась в 1990-е годы. В своё время они добились отмены закрытия роддома в городе Деказвиле. Со временем группа оформилась в коллектив Tous ensemble коммуны Деказвиль. Он выступает за сохранение рабочих мест, развитие промышленности и государственных услуг в этом районе. Дело в том, что он приходил в упадок в течение нескольких десятилетий в результате деиндустриализации. Борьба на заводе SAM «проводилась достойным подражания образом. Она является доказательством эффективности профсоюзной борьбы и всеобщей мобилизации», – подчёркивают в центральном отделении ВКТ в Монтрёе. Профсоюз считает, что «эта победа открывает новые горизонты и придаёт уверенности всем работникам Франции. Особенно тем, кто борется за сохранение рабочих мест!»
Опубликовано 10/05/2021