LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

В 1961 г. аэропорт Орли пришёл на смену первому аэровокзалу Париже Ле Бурже. Раньше эта территория использовалась американскими войсками и Люфтваффе. Здание аэропорта стало символом современного искусства. А парижане стали приезжать в Орли на воскресные прогулки.

Аэропорт Орли строился как воплощение современности. В самом деле, он был великолепным сооружением. Также он стал символом вступления в эпоху скоростного и массового воздушного транспорта. Давайте же вернёмся назад в сияющее будущее «Славного тридцатилетия» (Les Trente Glorieuses).

24 февраля 1961 года Шарль де Голль прибыл в Орли. Он принял участие в торжественной церемонии открытия нового столичного аэропорта. Глава государства воспользовался случаем и выразил свой восторг новым витком развития французской промышленности. «Раньше французская промышленность, казалось, достигла потолка в своём развитии. В отличие от тех времён, в индустриальную эру для нашей страны открываются новые горизонты», — сказал генерал. Этих слов достаточно, чтобы напомнить нам значение того события. Аэропорт находился на перекрёстке двух эпох. Он также символизировал собой яркую современность и оптимистичный взгляд на начинающиеся шестидесятые годы.

История деревни Орли

А раньше здесь, в двух лье от Парижа, на краю плато Юрепуа, раскинувшегося над Сеной, находилась деревушка. В истории Франции Орли фигурировала нечасто. ВXIII веке, после шумных народных волнений, королева-регентша Бланка Кастильская местных жителей в противоборстве с капитулом собора Парижской Богоматери. То есть, предоставила им налоговые послабления. Однако трудно найти ещё какую-нибудь информацию об этом месте. И лишь семьсот лет спустя название «Орли» получило мировую известность.

Своей славой Орли обязан вкладу в историю развития авиации в ХХ веке. Всё началось с первых попыток человека преодолеть силу земного притяжения. В 1910-х годах над полями, простиравшимися на плато, поднялись в небо аэропланы. Они летели по ветру, овевавшему просторы Иль-де-Франса. А в 1918 году, во время Первой мировой войны, аэродром Орли передали американским военным. Они построили здесь первые объекты инфраструктуры, ставшие после окончания войны базой для развития гражданской авиации. Это было время, когда авиация превращалась из спортивного развлечения «сумасшедших любителей неба» в настоящую индустрию. На полях между деревней и шоссе №7 появились взлётные полосы, ангары, мастерские. В 1920-х годах Франция была одни из лидеров авиационной промышленности. Одна за другой создавались компании по воздушной перевозке почтовых отправлений. Они размещали свои офисы в Ле-Бурже. Дело в том, что это место было удобно расположено рядом со столицей страны и индустриальными районами.

Пассажирские перевозки и война

В начале 1930-х годов, с появлением пассажирских авиаперевозок, потребовались новые решения и более крупные вложения. Так в 1933 году в результате объединения нескольких компаний появилась Air France. Она также обосновалась в Ле-Бурже, превратившемся в настоящий коммерческий аэропорт Парижа. К примеру, в 1927 году здесь приземлился Линдберг, совершивший перелёт через Атлантику. А Орли до 1940 года считался преимущественно военным аэродромом. Зато здесь начали работать лётные школы. Здесь же совершила свои первые полёты женщина-авиатор Элен Буше. Также в это время открывались и становились всё более популярными первые аэроклубы. Их члены могли присутствовать при демонстрации новых самолётов и получить боевые навыки в небе. Таким образом, Орли уже занял своё место в истории авиации.

Летом 1940 года в Орли разместились части Люфтваффе. Немцы построили две взлётно-посадочные полосы и вдвое расширили территорию аэропорта. Затем в августе 1944 года аэродром заняли US Air Force. Тогда началась модернизация сооружений, была построена вышка командно-диспетчерского пункта, оборудованная мощным радаром. Орли, наряду с другими объектами НАТО, расположенными в Париже, Фонтенбло и Рокканкуре, стал важной европейской военной базой.

Техническая модернизация

Война дала повод для размышлений о будущем воздухоплавания и гражданской авиации. В Виши и Лондоне разрабатывались проекты технической модернизации. Один из них предусматривал обновление 800 французских аэродромов. Другой – строительство крупного аэропорта к западу от Парижа. Согласно лондонскому плану, он должен был разместиться в Гиянкуре. Но после освобождения Франции выбор пал на Орли. Для руководства проектом в январе 1947 года была создана организация «Aéroport de Paris» («Парижский аэропорт»). Она получила статус, аналогичный статусу морского торгового порта.

Так началась история нового парижского аэропорта. Его площадь собирались расширить в два раза. Для этого национальную автомагистраль №7 пришлось бы пересечь и даже сместить. Было запланировано сооружение семи взлётно-посадочных полос, оси которых соответствовали направлению преобладающих ветров (с юга на запад). Согласно плану «Большого Орли», в центре было решено построить единое здание аэровокзала. Для сравнения, в США обычно сооружали центральный корпус, с разных сторон окружённый пристройками.

Между тем американская армия продолжала использовать инфраструктуру аэропорта. Поэтому, когда были построены новые приёмные терминалы, что сделало возможным осуществлять международные коммерческие перелёты, компании Pan Am и TWA остались работать в Орли. В 1953 году из Орли начала выполнять рейсы авиакомпания Air France. Тогда этот аэропорт, рассчитанный на 500 000 пассажиров в год, принял 900 000 человек. Необходимость пересмотреть проект стала очевидной.

Развитие авиатехники

Такова обычная судьба крупных объектов транспортной инфраструктуры. Они вынуждены постоянно трансформироваться, чтобы соответствовать изменениям пассажиропотока и технических условий. Орли не стал исключением. Парижский аэровокзал устарел ещё до своего официального открытия, состоявшегося в 1961 году. В 1955 году компания Pan Am сообщила о намерении расширить свой воздушный парк реактивными самолётами. Но взлётно-посадочные полосы были слишком коротки и узки для таких лайнеров. А правила технического обслуживания и организации полётов нуждались в корректировке. Самолёт с лопастным винтом мог доставить пассажиров из Парижа в Нью-Йорк через Ирландию за семнадцать часов. Тем временем лайнеры DC 8 («Дуглас») или В 707 («Боинг») преодолевали это же расстояние за восемь часов. В 1955 году компания Sud-Aviation представила первый в мире двухмоторный лайнер для гражданских авиаперевозок Caravelle, запущенный в серийное производство.

В 1957 году план аэропорта Орли был пересмотрен, и работы продолжились в ускоренном темпе. Ивонн де Голль присутствовала на церемонии инаугурации новой Caravelle в 1959 году. Тем временем путепровод на автомагистрали №7 был уже построен. Он мог выдерживать самолёты массой до 250 тонн. Вместе с тем инженеры Национальной школы мостов и дорог решали сложнейшие задачи по обустройству дорожной инфраструктуры. Автомагистраль связала столицу с Орли, а затем уходила дальше, к городу Корбей. Эта дорога была частью плана «Большого Орли», как и ряд других градостроительных решений.

Градостроительные амбиции

Этот план, в свою очередь, являлся частью более крупного проекта развития парижского региона. После ряда проб и ошибок, высокопоставленный чиновник Поль Делуврие, вскоре назначенный префектом региона, в 1960-х годах обрисовал основные его аспекты. Орли полностью вписывался в проект. Аэропорт являлся одним из «полюсов роста», служивших опорой для реализации общей схемы развития столичного региона. Он предусматривал появление новых городов (например, Эври), которые должны были наладить демографический баланс. В 1969 году дополнением к проекту стал план оборудования крупного рынка в Рюнжи.

Но чёрным пятном оставалась железнодорожная сеть, с трудом поспевавшая за переменами. Несмотря на многочисленные дотации, аэровокзал и по сей день не соединён с французской столицей железнодорожной линией с высокой пропускной способностью. В рамках этого колоссального проекта, основные черты которого определились в 1963 году, Делуврие уже запланировал строительство нового аэропорта к северо-востоку от города. Руасси-ан-Франс станет вторым объектом, который уравновесит аэропортовую инфраструктуру Парижа. В 1961 году, когда Де Голль торжественно открывал новое здание аэровокзала. Но уже тогда было очевидно, что со временем Орли будет уготована роль второго плана.

Архитектурное решение

Однако в тот момент Орли символизировал значимые общественные перемены, которые происходили в странах Европы спустя пятнадцать лет после окончания войны. Творческая экспансия прокладывала себе путь во все сферы жизни. Здание, торжественно открытое Шарлем де Голлем, стало витриной архитектурной, технической и эстетической новизны. Эти три компонента с первых дней сделали его чрезвычайно популярным. Ведь они были неразрывно связаны с неизменной востребованностью воздушных перевозок. Аэропорт стал выражением современных тенденций и визитной карточкой Франции.

Современный облик Орли – это в прежде всего заслуга смелого архитектора Анри Викарио. Из своей поездки в США он привёз концепцию стеклянного фасада – легкой конструкции, которая опоясывает здание, не будучи несущей стеной, и закреплена на каркасе из стали и бетона. Такая технология позволяла полностью освободить пространство на земле и допускала всевозможные трансформации. При этом всё внутреннее пространство оказывалось залито светом. Здание производило приятное впечатление лёгкости. Викарио привлёк к работе над проектом знаменитого архитектора Жана Пруве, который работал над дизайном интерьера. Таким образом, инженеры, архитекторы и дизайнеры трудились бок о бок над строительством южного аэровокзала: временного ансамбля и первого пробного стенда. После этого в 1957 году приступили к строительству терминалов будущего «южного Орли», открытого в 1961 году.

Новые объекты были настолько популярны у французов, что с момента появления первых сооружений они приходили сюда полюбоваться на взлёты и посадки самолётов. Поэтому архитекторам пришлось спроектировать новое здание ещё и как туристическую достопримечательность. В результате появилась знаменитая терраса, куда по воскресеньям приходили посетители. О них Жильбер Беко пел в 1963 году в своей композиции, ставшей гимном новому пригороду и новым временам, в которых будущее неотделимо от технического прогресса.

Нововведения внутренней инфраструктуры

В Орли современность проявлялась в каждой детали, вплоть до мебели. В залах ожидания комфортно и чисто. Здесь всё сделали для удобства пассажиров, получивших право на удовольствие и возможность пережить незабываемые моменты. Внешний вид сотрудников, встречавших их в аэропорту и на борту самолёта, должен был соответствовать исключительности такого события как авиаперелёт. Дизайнеры одежды состязались в мастерстве, желая создать красивую униформу для стюардесс различных авиакомпаний (в то время эта профессия считалась очень женственной). А мальчишки мечтали оказаться в кресле пилота. Ведь эта работа – воплощение мужественности. Магазины Tax Free – непременная деталь парижского шика и общемировой роскоши. Кинотеатры, магазинчики, дорогие рестораны привлекали как транзитных пассажиров, так и тех, кто приехал в аэропорт на воскресную прогулку. Иными словами, Орли располагал всем необходимым для того, чтобы считаться визитной карточкой Франции: современность, комфорт, дух путешествий

Орли в современной истории и искусстве

В 1960 году Де Голль встречал на южном аэровокзале Никиту Хрущёва. Затем, девять лет спустя тот же Де Голль приветствовал здесь Ричарда Никсона, только что избранного президентом США. Он не скрывал своей радости от посещения Парижа. Через год он вновь окажется в этом аэропорту, когда прилетит на похороны генерала. Звёзды шоу-бизнеса также не обходили Орли своим вниманием. В апреле 1958 года Ален Делон встретился здесь с Роми Шнайдер перед объективами фотографов.

Аэропорт Орли приобрёл такую популярность, что здание, спроектированное Викарио, стало излюбленным интерьером и фоном для киносъёмок. В фильме Le cave se rebiffe («Месть простофиль»), снимавшемся в Париже весной 1961 года, есть сцена, где Бернар Блие встречает Габена в Орли. Затем они вместе едут в город по недавно построенной автомагистрали. И это далеко не единственный пример. Достаточно вспомнить такие картины, как «Сицилийский клан», «Высокий блондин» и, конечно же, «Время развлечений» Жака Тати. Несомненно, кинематографу Орли пришёлся по душе.

Случались здесь и трагические инциденты. Например, захват самолёта израильской авиакомпании «Эль Аль» палестинскими террористами во главе с Карлосом. Тремя днями позже он взял заложников, чтобы улететь в Багдад. Так в 1970-х годах авиация впервые столкнулась с терроризмом.

Переход на второстепенные позиции

К концу 1960-х годов Орли вышел на максимум своих возможностей по приёму пассажиров. Поэтому настала пора для строительства более крупного аэропорта. Им стал Руасси. Как и предвидел Делуврие, урбанизация шла полным ходом, город разрастался. Необходимо было учитывать и шумовые эффекты: в 1968 году было принято решение о запрете полётов с 23.30 до 6 часов утра.

Сегодня в Орли работают четыре терминала. Аэропорт связан с метро RER В специальной линией Orlyval с автоматически управляемыми поездами. В 2019 году этот легендарный аэропорт принял около 32 миллионов пассажиров. Полёт на воздушном лайнере перестал быть пределом мечтаний. А руководству в последнее время приходится не только управлять огромными потоками пассажиров, но и выполнять целый ряд новых требований по обеспечению безопасности и санитарной защиты людей. Творчество Беко осталось далеко в прошлом, а Брель ещё недавно пел нам о том, как грустно бывает в Орли по воскресеньям.

Опубликовано в воскресном номере за 04 – 10 февраля 2021 г.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »