Экологическая афера Илона Маска в Германии

Илон Маск стал самым богатым человеком в мире за время пандемии. Стоимость акций его компании на бирже взлетела во много раз. А всё потому, что он предлагает правительствам США и ЕС волшебное решение проблем экологии. И он готов его предоставить тем, кто создаст самые выгодные условия для его бизнеса и заплатит больше денег. Только после проверки выясняется, что его «зелёные» инновации приносят больше вреда, чем традиционное производство. А спекулятивный пузырь Tesla может однажды если не вызвать новый кризис, то сильно усугубить имеющийся.
Экологическая афера Илона Маска в Германии

Владелец компании Tesla собирается захватить европейский рынок. Для этого он строит мегазавод по производству электрических автомобилей типа седан. Расположено производство в хвойных лесах, окружающих столицу Германии. К тому же на проект выделили более миллиарда евро бюджетных денег. Только есть одно «но». Дело в том, что это производство будет оставлять за собой огромный углеродный след.

«Гуру» и «провидец» как дорогостоящие бренды

1 декабря 2020 года в Берлине Илону Маску вручили премию Акселя Шпрингера. Владельца Tesla почтили как провидца за «изобретательный ум и силу инновации». Награды вручали на этажах небоскрёбов, занимаемых газетами Bild, Die Welt  и рядом популистских консервативных изданий. Всё было обставлено в голливудском стиле. Сначала публика поднялась на борт виртуального корабля SpaceX. Потом перед её глазами демонстрировали достижения человека, обещавшего повезти на Марс избранных достойных землян. Презентацию завершил торжественный голос, произнесший эмоциональную фразу: «Человек, который может изменить мир». Затем награждаемый взобрался на подиум. Все аплодируют. Далее министр здравоохранения Йенс Шпан был счастлив ненадолго отставить в стороне заботы, связанные с Сovid, и произнес хвалебную речь виновнику торжества.

Действительно, в Берлине Илон Маск чувствует себя как дома. Особенно с тех пор, как он решил построить в окрестных хвойных лесах свою Gigafactory. Этот мегазавод будет производить электрические автомобили Tesla, предназначенные для европейского рынка. Работы уже на стадии завершения. Производство планируют запустить в начале лета. Согласно рейтингу Bloomberg, опубликованному в январе 2021 года, этот гуру «чистой мобильности» и зелёного капитализма стал самым богатым человеком в мире за период пандемии. Его личное благосостояние оценивается в 188 млрд долларов (162 млрд евро). Таким образом он обошёл на несколько пунктов миллиардера Джеффа Безоса, владельца компании Amazon.

Власти Берлина приняли Илона Маска более чем хорошо. Земля Бранденбург, в которой расположена столица, выделила ему 270 млн евро на постройку Gigafactory. Федеральные власти профинансировали строительство прилегающей площадки по производству аккумуляторов. В общей сложности Tesla получила более миллиарда бюджетных денег. Лес вырубили на площади 2 млн квадратных метров. На заводе планируется производить в среднем 500 000 машин в год. При этом обещают быстро создать 13 000 рабочих мест. В итоге, это будет самая большая фабрика производства батареек в Европе. Короче, всё должно соответствовать астрономическим амбициям рыцаря-провидца, сошедшего с небес столицы США.

Политики на защите бизнеса

Работа были запущены в 2019 году и продвигались очень быстро, в обход многих административных процедур. Однако непримиримые экологические активисты утверждают, что данный проект окажется губительным для флоры и фауны. Также он приведет к откачке водных ресурсов. Из-за него нарушиться хрупкое экологическая равновесие. И даже произойдёт утечка токсичных веществ в запасы питьевой воды. Ведь производство батарей связано с серьёзными химическими процессами.

Начался ряд юридических процедур, которые задерживают выдачу разрешения на завершение работ. Это очень злит Илона Маска. Поэтому недавно он направил в городские власти гневное письмо. В нём выражает свою раздраженность вынужденным ожиданием из-за медлительности местной и федеральной администрации. По его словам, они действуют «прямо противоположно тем вызовам, которые ставит перед нами климатическая ситуация».

Иными словами, Илон Маск нагнетает политическую ситуацию, выставляя электромобили настоящими защитниками климата. Следовательно, этому рынку ничто не должно мешать. В результате власти призывают к порядку ряд природозащитных ассоциаций, в частности Grüne Liga. И небезуспешно, ведь «зелёные» не слишком хорошо адаптировались к экологическому капитализму ввиду предстоящих в сентябре выборах в Бундестаг. Так что активистов группы поставили на место.

Экологический вред «зелёного» производства

А тем временем и производство, и использование машин Tesla действительно загрязняют окружающую среду. При производстве автомобиля типа Model Y в Бранденбурге выделиться больше газов, вызывающих парниковый эффект, чем от производства и использования обычного кроссовера. В самом деле, это доказывают многочисленные научные исследования. Некоторые из них опубликованы на сайте защитников природы Reporterre. Причин этого парадокса две. Во-первых, производство электромобилей, а особенно их батарей, очень энергозатратное. При этом их компоненты делаются из редких металлов, которые приводятся с другого конца света.

Во-вторых, ток, необходимый для их производства, а также их снабжение топливом, будет поставляться одной из самых углеродоемких электрических сетей Европы. Ведь лигнит, бурый уголь удерживает абсолютный рекорд по выбросам CO2. И он будет основным топливом работы этого производства.

Чуть южнее Gigafactory, на границе Бранденбурга и Саксонии, тепловые электростанции нависают над гигантскими кратерами поверхностных шахт Йеншвальде и Нохтен. Они являются главными источниками CO2 в странах ЕС.

Спекулятивный пузырь

Итак, Берлин стал основным соучастником этой экологической аферы. Однако и Брюссель, и сменяющие друг друга администрации в Соединённых Штатах, находятся в зависимом положении от идущего по экспоненте финансового роста. Одна только Tesla представляет собой настоящий спекулятивный пузырь. Её стоимость на бирже в 2020 году увеличилась в 7 раз. Стоимость его акций превосходят сейчас цены на активы таких европейских производителей автомобилей, как Renault, Peugeot, Volkswagen и BMW вместе взятых. Тем не менее между этим мега-допингом и реальностью зияет пропасть. Иными словами, Tesla не имеет ничего общего со сложившейся ситуацией как в экологии, так и в экономике. Это несоответствие может рано или поздно привести к тому, что волшебный корабль Илона Маска взорвётся в полёте.

Опубликовано 13/04/2021

На ту же тему

Экологическая афера Илона Маска в Германии
Фукусима: уроки для Франции
Фукусима 10 лет спустя
В Гондурасе не прекращается череда убийств