Кризис не решить точечными мерами

Адам, в поте добывающий свой хлеб, символизирует неотвратимость и безрадостность работы, вознаграждение за которую может быть скудным и только по милости. Существует другая концепция работы как части жизни человека. Труд, приносящий пользу, способствующий самоутверждению. И дающий свободное время, которое можно направить на личностный рост.
Кризис не решить точечными мерами

Пожизненная заработная плата, универсальный базовый доход… В разгаре пандемии об этих мерах вновь стали говорить. С их помощью можно обеспечить некоторые доходы. Их недостаточно для нормальной жизни. Но они могли бы облегчить существование наёмных работников и поддержать людей в условиях экономической нестабильности. Однако для решения проблемы бедности этого слишком мало.  

На безусловный базовый доход или универсальные выплаты настаивает социалист Бенуа Амон.  О пожизненной заработной плате говорит Бернар Фрио. Минимальный гарантированный доход для молодёжи предложила Социалистическая партия. Эта идея состоит в выплатах минимальной суммы, необходимой для выживания. Альтернативное предложение – всеобщие выплаты для всех французов без исключения. Это является частью программы предоставления минимальной материальной безопасности. Эти вопросы стали основными темами дебатов, особенно со времени президентских выборов 2017 года. Инициативы смелые, но давайте разберём их детально.        

Миф о Сизифе

Большинство таких предложений содержит в себе идею хотя бы немного смягчить последствия ряда пагубных явлений. Например, эксплуатации наёмных работников, или экономической нестабильности и безработицы. Они предполагают выплаты, позволяющие любому человеку выжить в этом безумно жестоком мире. Несомненно, такие меры позволят свести концы с концами многим работникам и семьям. Но в то же время возникает другой вопрос. Насколько велик риск косвенного отказа властей от борьбы с безработицей? Может, лучше изменять трудовые условия в лучшую сторону, чтобы не было столько безработных? Ведь можно лечить раны, это одно. А можно вырвать меч из рук тех, кто их наносит, и это сложнее.         

Так в западном менталитете работа часто считается формой наказания. В этом отношении показателен образ Сизифа – персонажа греческой мифологии. Боги Олимпа покарали его за строптивость. Поэтому он должен был вечно катить на гору тяжёлый камень. Но едва достигнув вершины, он снова скатывался вниз. Следовательно, работу приходилось начинать заново. Так же обречено на вечный труд и человечество. Оно «тянет в гору свой камень» ради выживания. В христианской традиции были наказаны и Адам с Евой. Они посягнули на запретный плод с Древа познания добра и зла. За это Адаму пришлось добывать хлеб в поте лица своего и страдать всю жизнь. В то же время, в западной религиозной философии настойчивый труд мог привести человека к искуплению.   

Проблема зависимости

Маркс тоже говорит об этом, и, одновременно, рвёт с данной парадигмой. Разумеется, он тоже приходит к выводу об отчуждении труда. Но, вместе с тем, он объясняет это не божьей карой. Дело в том, что всему причиной социальные отношения, связывающие пролетария с его работодателем, который эксплуатирует его труд. Так, в «Капитале» Маркс подчёркивает, что для рабочего настоящая жизнь начинается в тот момент, когда он прекращает свою трудовую деятельность. Человек работает по двенадцать часов в сутки. Но воспринимает ли он время труда «как проявление жизни, как свою собственную жизнь? Наоборот – жизнь начинается для него, когда он прекращает свою трудовую деятельность». Поэтому Маркс считает, что «сокращение рабочего времени является основным условием» освобождения человека.

Конечно, со времён Маркса положение трудящихся улучшилось. Расширение социальной защиты, введение правил начисления и выплаты заработной платы – это результаты социальной и политической борьбы. Но они так и не победили капитализм. Экономическая нестабильность и зависимость от работодателей по-прежнему угнетают наёмных работников. Пожизненную заработную плату позиционируют в качестве важнейшего фактора освобождения трудового народ. Но с точки зрения марксистской философии это искажение смысла. Ведь настоящая свобода предполагает ликвидацию наёмного труда и связанной с ним принудительной работы.      

Сейчас рассуждают о пользе базового дохода, выплачиваемого каждому человеку независимо от его финансового положения. Дохода, который рискует оказаться слишком низким для миллионов людей. Но может, лучше задаться вопросами о том, почему столько людей живут бедно? Почему у них нет работы или они перебиваются случайными заработками. Почему они не живут, а выживают? Есть все основания полагать, что недостаточный размер доходов, необходимых для нормальной жизни, или их отсутствие связаны с тем, каким способом формируются эти доходы. По какой причине миллионы людей, оставшихся без работы, исключены из производственной деятельности? Почему они также отстранены от справедливого распределения богатств, которое позволяет созидать и строить будущее? Причина заключается в навязчивом стремлении капиталистов минимизировать издержки, связанные с оплатой труда, чтобы увеличить прибыль.   

Сокращение рабочего времени

Условия для того, чтобы каждый участвовал в создании богатств, мог иметь доступ к оплачиваемому обучению с последующим трудоустройством создать можно. Для этого нужно задуматься о стоимости капитала, получения прибыли, дивидендов и других отчислений, обусловленных капиталистическими отношениями. Значит, необходимо изменить стратегию управления предприятием. Нужно использовать деньги скорее для улучшения социальной эффективности, а не для повышения финансовой рентабельности. Наконец, надо предоставить самим работникам реальные полномочия для принятия решений. Ведь защищая рынок труда, мы защищаем и доходы. В этом и заключается смысл инициативы коммунистов по обеспечению защиты рынка труда. Для этого они настаивают на системе обучения с предоставлением на каждом этапе достойных доходов.

Сокращение рабочего времени и обеспечение защиты рынка труда и обучения лежат в русле марксистской философии. У каждого человека должно быть свободное время, которое он мог бы тратить не на работу. Он может тратить его по своему собственному усмотрению: на саморазвитие, развлечения, общение, пользу другим людям. У него также должно быть право поменять работу, не пополнив при этом ряды безработных. В случае необходимости он должен иметь доступ к оплачиваемому обучению с перспективой последующего трудоустройства. Такое право соответствует намеченным коммунистами целям преодоления капитализма и наёмного труда. Этим также можно улучшить социальные и экологические условий для населения.

Ликвидация безработицы и предоставление доступа к оплачиваемому обучению открывают возможность участия в некоммерческой деятельности не ради денег. Такой, в ходе которой работнику не приходится продавать свою рабочую силу. Основные векторы преодоления капитализма состоят именно в этом. К ним следует добавить экономические, финансовые и монетарные меры. Также для этого нужно вводить новые права на предприятии и в обществе, чтобы такие завоевания стали возможными.    

Опубликовано 06/03/2021

На ту же тему

В память велосипедиста, коммуниста Робера Маршана
Школьная медсестра: кто спасёт профессию?
Фабьен Руссель призывает вернуть участковых полицейских
Ультраправый видео блогер разжигает в YouTube ненависть...