Можно по-разному относиться к соцсетям, но очевидно одно: большой процент молодёжи черпает новости именно там. Поэтому политическим партиям логично использовать этот формат для распространения своих идей. Даже консервативные французы это поняли. Кстати, таким способом становится видно, кому есть, что сказать, а кто прикрывается внешними эффектами.
Политика в TIKTOK

Французские официальные лица начинают осваивать приложения TikTok, Instagram, Twitch, Snapchat. Ведь это любимые средства массовой информации молодёжи. Старшему поколению, привыкшему к традиционным формам коммуникации, трудно адаптироваться к новым технологиям.

Политика переходит в соцсети

«Если вы только закончили школу, то я обращаюсь к вам. Поздравляю с успешной сдачей экзаменов!» – с такими словами 7 июля 2020 года Эммануэль Макрон обратился к новоиспечённым выпускникам. Так он демонстрирует готовность идти в ногу со временем. Президент делает то же, что и 4 миллиона французов. Он открыл свой аккаунт в TikTok. Сегодня у него уже 1,1 млн подписчиков. Макрон объявил об открытии канала коротким официальным обращением. Его тон сильно отличается от смешных постов, которые публикуют пользователи этой популярной среди молодых людей китайской социальной сети.

На следующий день ему ответил Жан-Люк Меланшон. Глава «непокорённых» сам является пионером во Франции в области транслирования политической повестки через социальные сети. Его ответ президенту был сделан в своеобразном стиле. Он использовал сказанную им когда-то культовую фразу «Республика – это я!», смешав её с пародией на шлягер «Анисса» юной певицы Вежден. Получилось следующее: «Ты говоришь с Макроном/ Но меня зовут Меланшон/ Ты мне больше не люб/ Посмотри свой Parcoursup!». «Мы давно искали повод создать аккаунт в TikTok. И нашли его в виде ответа Макрону на введение им платформы Parcoursup. Также мы хотели быть оригинальными», – говорит Антуан Леоман, глава отделения цифровых коммуникаций движения «Франция непокорённая».

Итак, два видео: одно – в старом добром духе, другое – более оригинальное. Оба сразу же вызвали ажиотаж, охвативший даже традиционные, проверенные временем СМИ. И, что главное, они стали своеобразным водоразделом и символом вступления французской политики в эру TikTok. Это свидетельствует о желании политиков обратиться к широкой аудитории. Надо сказать, что французские политики отстают в этом вопросе от остальных в Европе и мире.  Причём как от ультраправых (итальянец Маттео Сальвини, бельгиец Том ван Грикен…), так и от левых (американка Александрия Окасио-Кортес, испанская партия «Подемос»). Многие уже оценили потенциал этих платформ.

Как достучаться до молодых?

Французские политики стараются идти в ногу со временем и осваивают популярные социальные сети. И это несмотря на присущее им недоверие ко всему новому, с одной стороны, и нежеланием оказаться в одной новостной ленте с фотографиями котиков, с другой. «Любая инновация проходит три этапа. Сначала говорят, что она бесполезна. Потом, что опасна. И в конце концов она становится неотъемлемой частью жизни», – объясняет Анн-Клер Рюэль, преподаватель технологий политических коммуникаций в Университете Париж-XIII. Аудитория становится всё более фрагментированной. Поэтому все политики, по её мнению, рано или поздно начнут работать в этом сегменте. Ведь вертикальная система передачи информации больше не работает.

По данным статистики, люди в возрасте 15-34 лет в среднем проводят перед телевизором всего лишь 1 час 56 минут в день. А лица 50-ти лет тратят на это 5 часов 13 минут. Как же можно привлечь внимание молодого поколения, отказавшегося от традиционных СМИ? Да, социальные сети типа TikTok, Instagram и Twitch не являются универсальным решением. Но, судя по всему, они подходят в качестве долгосрочных площадок для привлечения новой аудитории.

Формат подачи информации

Именно на этих выводах строит свою цифровую стратегию «Франция непокорённая». «Жан-Люк Меланшон освоил соцсети, чтобы получить свободу слова. Средства массовой информации не подходят для этого. Потому что их эфирное время ограничено. К тому же они не освещают волнующие нас проблемы, —объясняет Антуан Леоман. – Мы сохраним аккаунт в TikTok, чтобы публиковать менее серьёзный контент. А для продвижения политической программы мы воспользуемся теми сетями (Twitch и YouTube – прим. редакции), где есть возможность просмотра длинных видеороликов».

Такая тактика может оправдать себя. Но для этого надо учитывать особенности формата каждого ресурса. «Официальный представитель правительства Габриэль Атталь справляется с этой задачей вполне успешно», – отмечает Анн-Клер Рюэль. В Instagram министру удалось привлечь большую аудиторию, сформированную с помощью агентов влияния в лице медийных персонажей. Среди них, например, бывшая «Мисс Франция» Марин Лорфелин, блогер на YouTube, известная как EnjoyPhoenix. С ними он общается в прямом эфире. То же самое можно сказать и о депутате Европарламента Рафаэле Глюксманне (партия «Общественное место», Place publique). Число его подписчиков 516 000 подписчиков. Он поднимает интересные темы. Например, привлекает внимание общественности к судьбе уйгуров в Китае.

Завоевать успех у аудитории смогли не все.  Ален Жюппе неудачно пытавшегося сыграть в студенческую алкогольную игру «пивной понг». Аньес Бюзен произнесла убогую речь, во время которой расплакалась перед камерами. Брюно Ле Мэр пафосно заявил: «Мне бы хотелось, чтобы любой француз в любой школе говорил “Чёрт возьми, я – француз! Это классно!”». Он сказал это во время интервью блогеру YouTube HugoDecrypte и пытался копировать молодёжный язык. И таких примеров много. В лучшем случае они неубедительны, в худшем – просто смешны.

Выбор стратегии

«Да, это рискованно», – соглашается Жюлия Кастанье, директор по связям с общественностью Французской коммунистической партии (ФКП). 18 ноября ФКП создала канал в TikTok. Он предлагает политический контент, ища свои способы следовать тенденциям. Его аудитория пока невелика (немногим более 300 подписчиков на двенадцать видео). Но коммунисты хотят разрабатывать это направление. Это можно делать как высказывая свои идеи, так и с помощью юмора. Например, высмеивая министра внутренних дел Жеральда Дарманена с помощью отрывка из сериала «Игра престолов». В раскрутке канала принял участие сам генеральный секретарь ФКП Фабьен Руссель. В обычном сети он назвал свой возраст (51 год), любимый цвет (синий), семейное положение (женат), а также рассказал о том, что его больше всего увлекает (прежде всего, люди). «Наша целевая аудитория – молодёжь. Но мы не хотим просто наращивать аудиторию. Приоритетом для нас являются люди. В этом смысл нашей деятельности», – утверждает Жюлия Кастанье.

Соцсети – СМИ нового времени

«Меня не удивляет, что политики идут в Интернет и осваивают популярные платформы. Вопрос заключается в том, как они это делают. Я замечаю, что они пользуются соцсетями для вертикальной коммуникации, а не для взаимодействия. Они не умеют по-другому: телевидение или радио выработали у них рефлекс одностороннего общения, когда говорят только они», – отмечает Жан Масье, политический стример на платформе Twitch. «Иметь свой канал только ради самого канала – контрпродуктивно. Не надо относиться свясока к тем, кто это делает. Но следует соответствовать стилистике платформы и публиковать качественный редакционный контент», – добавляет Анн- Клер Рюэль.

Кажется, именно это не понимает министр-делегат по делам гражданства. Её канал представляет из себя политическое шоу без смыслового наполнения: «Привет, молодой предприниматель! Меня зовут Марлен Шьяппа, и я иду в TikTok».  Громко, но непонятно, зачем. Во втором видео она объяснила. «Моё министерство решило сотрудничать с платформой TikTok, чтобы делиться информацией о борьбе с гендерным и сексуальным насилием в отношении женщин. (…) Лучший способ добиться чего-то – вызвать дебаты, полемику, хайп», – оправдывалась она, перефразируя слова журналиста Леона Зитрона («Говорят обо мне хорошо или плохо –неважно. Самое главное, чтобы обо мне говорили»).

Опубликовано 16/01/2021

На ту же тему

Фейковые объявления на бирже труда
Кто заплатил за разработку вакцины?
General Electric: единство европейских профсоюзов
Вирус нищеты и голода