После длительной борьбы горничные нескольких отелей сети Campanile добились их перевода из аутсорсинга к официальному оформлению. Успехом увенчалась эта трудная кампания. Их уделом был изнурительный труд, а положение крайне нестабильно. Но своим примером они внушают надежду сотоварищам из других отелей.
Победа одного — победа для всех
Перед входом в отель Campanile в Ле-Бурже собралась группа работников этого заведения. От мелкого дождя их защищает небольшой раздвинутый карниз. Некоторые из них провели несколько часов в дороге. Кто-то специально приехал даже из Марселя. Несмотря на серое небо и февральский холод, на их лицах улыбки, которые заметны даже через маски. Люди преисполнены энтузиазма.
Встреча проходила перед четырёхзвёздочным отелем, расположенным в двух шагах от аэропорта. Все приехавшие праздновали победу. Работавшие в этой гостинице администраторы и горничные с начала месяца стали официальными работницами группы Louvre Hotels, которой принадлежит сеть отелей Campanile. До этого долгие годы они работали на различные фирмы-субподрядчики. Но этому предшествовали многие месяцы борьбы. А её кульминацией стала двухнедельная забастовка в 2019 году. «Этот пример доказывает тезис о том, что власть не дают, её добиваются» – говорит Вадим, работник отеля Campanile, расположенного в районе Эйфелевой башни. Он также приехал сюда специально, чтобы поздравить своих друзей.
Череда аналогичных случаев произошла в ряде клининговых компаний, обслуживающих гостиницы. Например, через несколько дней после отеля в Ле-Бурже, наступил черёд отеля в Леваллуа. Там под давлением профсоюзов и работниц фирм-субподрядчиков также приняли решение о прямом трудоустройстве людей. Им удалось добиться некоторых прав, о которых они раньше и не мечтали. Отчасти это стало возможным из-за смены руководства отелей. А именно: почасовой оплата вместо оплаты каждого убранного номера, поощрительной премии, тринадцатой зарплаты в конце года и режима частичной занятости, оплачиваемого в полном объёме в тяжёлый период санитарного кризиса. Всё это отнюдь не символическая победа.
Чего удалось добиться
«В нынешней ситуации работницы добились того, что их перевели на долгосрочный режим частичной занятости. В результате нельзя будет осуществлять увольнения по экономическим причинам вплоть до сентября 2021 года. Несомненно, это важное достижение», – отмечает секретарь подразделения профсоюза ВКТ (Всеобщая конфедерация труда) работников люксовых отелей и гостиниц эконом-класса (HPE) Клод Леви. Марлен Шьяппа, которая была тогда государственным секретарём по вопросам равенства женщин и мужчин, сделала ряд обещаний в 2019 году. В частности, она призывала руководство отелей «пойти дальше благих намерений и сделать конкретные предложения, которые действительно улучшат положение этих женщин». Да, много улучшений произошло. Но они случились исключительно благодаря борьбе работниц за свои права. Так случай отеля Campanile в Ле-Бурже стал четырнадцатым в этой группе компаний, который перевёл работников из сферы аутсорсинга на постоянную основу.
Кому выгоден субподряд?
В гостиничном бизнесе, действительно, недобросовестные клининговые компании-субподрядчики случай нередкий. Более того, по мнению ВКТ, это фактически стало нормой. Ведь эти фирмы эксплуатируют дешёвую и безропотную рабочую силу, не беря на себя никакие финансовые обязательства. «Они требуют адской скорости уборки – в среднем три-три с половиной номера в час – и платят за работу очень мало. А гостиницы передают на аутсорсинг трудоёмкую работу. Так обязательства по оплате лечения профессиональных заболеваний ложится на компанию аутсорсера», – объясняет Клод Леви. К тому же можно не обращать внимание на условия труда этих работниц.
В большинстве случаев горничными работают женщины, матери семей, иммигрантки. То есть все они — социально уязвимая категория. Конечно, в их положении соглашаешься на любые условия. «Нестабильное положение этих женщин проявляется в разных ситуациях. Каждый год им приходится оформлять рабочую визу. В то же время многие из них, будучи матерями-одиночками, вынуждены заниматься своими детьми. Значит, у них нет выбора. Ведь им нужно покупать еду, кормить детей, постоянно заниматься оформлением документов. А на субподрядах нет никаких финансовых гарантий. Зато график работы там варьируется и не всегда зависит от них. Это усугубляет их бедственное положение», – объясняет профсоюзная активистка ВКТ HPE Тизири Канди.
Что дальше?
Несмотря на то, что эти только что одержанные победы внушают осторожный оптимизм всем борющимся за свои права работницам гостиниц, радоваться ещё рано. В профсоюзах опасаются, что санитарный кризис ещё может привести к ухудшению ситуации. «Крупные гостиничные сети, в частности, Hyatt и Accor, в последние месяцы объявили о планах массовых увольнений (PSE). При этом экономические причины – это всего лишь предлог. На самом деле рни хотят прибегнуть к социальному демпингу и уволить штатных работников, перейдя затем на аутсорсинг» — считает Канди. Однако она надеется, что часть работодателей последуют прогрессивному примеру.
Опубликовано 13/02/2021