Тулуза – крупный промышленный центр Франции. Работа здесь в основном связана с аэрокосмической отраслью. Здесь находятся предприятия компании Airbus и её подрядчиков и субподрядчиков – таких, как Latelec, входящей в группу компаний Latecoere. Несмотря на рентабельность производства руководство группы компаний приняло решение о сокращениях более чем трети персонала.
Это сподвигло работников выйти на забастовку, которая недавно завершилась победой. Её отличительная особенность – широкое участие не состоящих в профсоюзах работников, при ведущей роли профсоюза ВКТ.
Компания-изготовитель авиационного оборудования, являющаяся субподрядчиком Airbus, воспользовавшись санитарным кризисом, сокращает 130 рабочих мест на рентабельном участке своего дочернего предприятия Latelec в Тулузе. Непривычные к акциям социального протеста работники на этот раз преисполнены решимости вступить в борьбу.
Тулуза, улица Периоль. Утром 8 декабря перед зданием завода и центрального офиса компании Latecoere собралось около 60 человек. На некоторых из них надеты красные жилеты с символикой профсоюза ВКТ («Всеобщая конфедерация труда»). Эти люди работают в филиале Latelec, расположенном в пригороде Тулузы Лабеже. Они специально приехали сюда, чтобы выразить руководству головной компании своё несогласие с сокращением 130 рабочих мест на их производстве. Latelec – знаковое предприятие авиационного сектора промышленности, в котором санитарный кризис стал удобным предлогом для оправдания сокращения штатов. Впрочем, производство электрических кабелей, осуществляемое на из предприятии в Лабеже, не будет остановлено. Его просто переведут в Касабланку.
На предприятии, где работало 420 сотрудников, больше всего от предстоящих сокращений может пострадать производственный сектор. «С временными работниками уже не продлили трудовые договоры», – уточняет Насёр Ау, электромонтажник авиационной техники. Latelec принадлежит группе компаний Latecoere, которая, в свою очередь, является крупным субподрядчиком Airbus. Выпущенные в Лабеже электрические кабели используются для производства самолётов A330 и A400M, а также для Boeing и Dassault.
Представитель ВКТ Марк Лаборд не согласен с планами руководства: «В течение многих лет Latelec демонстрирует очень хорошую динамику роста. Небольшие проблемы 2019 года объясняются тем, что средства были перенаправлены для запуска новых программ, но фундаментальные показатели предприятия остаются хорошими». Переговоры между руководством и профсоюзами начались в октябре, но, по словам профсоюзного активиста, «они продвигаются очень медленно». Поэтому, после двухдневной забастовки, состоявшейся на прошлой неделе, 8 декабря было принято решение провести акцию протеста, чтобы донести до руководства требования сотрудников предприятия. Утром к этой акции присоединилось несколько работников Latecoere. Одетые в синие рабочие комбинезоны, они оставили завод в знак солидарности со своими коллегами из Latelec.
Для ВКТ речь идёт о том, чтобы сохранить производство в Лабеже и поддержать с помощью дополнительных мер кандидатов на увольнение. Интересно, что в этом социальном конфликте на предприятии Latelec, где количество работников, состоящих в профсоюзах, невелико, основной движущей силой стали сотрудники, не являющиеся членами профсоюзных организаций. Иногда забастовки проводятся с участием межпрофсоюзных объединений, иногда с участием только ВКТ, но всегда с работниками, не состоящими в рядах профсоюзов. Среди них и Насёр Ау, за плечами которого восемь лет работы на предприятии. «Сначала мы были в оцепенении, но теперь приходим в себя. К действиям нас подталкивает отчаяние. Мы делали всё, о чём нас просило руководство. Мы работали ночью, работали в праздничные дни. Мы делали это для нашего предприятия, чтобы сохранить как можно больше рабочих мест и иметь достойные условия при выходе на пенсию», – с горечью говорит этот электромонтажник авиационной техники.
«Забастовки и переговоры уже позволили сохранить около тридцати рабочих мест. Но обсуждение с руководством закончится в середине января, а мы ещё не рассмотрели вопрос о тех, кого собираются увольнять», – волнуется Марк Лаборд. Не состоящего в профсоюзе Александра Меесшера тоже мучает эта проблема. «Работа в Тулузе в основном связана с авиационной промышленностью. Что мы будем делать завтра?» — спрашивает он.
Однако эта неуверенность в завтрашнем дне нисколько не влияет на его решимость вступить в борьбу. «Что я собираюсь делать? Бороться вместе со всеми. С нами должны считаться», — заявляет Александр. Его поддерживает Лоран Бейриа (ВКТ): «Очень жаль, что Latecoere с таким пренебрежением относится к Latelec. Эта компания, что, бедный родственник в группе? Как раз напротив! Предприятие рентабельно и платит дивиденды головной компании».
Опубликовано 19/12/2020