Когда олимпийские стадионы открылись для женщин

На заре десятилетия, получившего название «безумные годы», Алис Милья, великая спортсменка, родившаяся в небогатой семье, сделала всё для того, чтобы добиться разрешения женщинам заниматься любыми видами спорта и выступать на международных соревнованиях.
На заре десятилетия, получившего название «безумные годы», Алис Милья, великая спортсменка, родившаяся в небогатой семье, сделала всё для того, чтобы добиться разрешения женщинам заниматься любыми видами спорта и выступать на международных соревнованиях.

Имя Алис Милья не так известно, как имя Пьера де Кубертена. Однако благодаря её деятельности женщины получили возможность участвовать в Олимпийских играх. Её история связана не только с движением феминизма. В её времена спорт считался элитарным занятием. Алис Милья объединила в себе борьбу за права и солидарность рабочего класса как во Франции, так и на международной арене. 

На заре десятилетия, получившего название «безумные годы», Алис Милья, великая спортсменка, родившаяся в небогатой семье, сделала всё для того, чтобы добиться разрешения женщинам заниматься любыми видами спорта и выступать на международных соревнованиях.

В марте 1921 года Общество морских купаний в Монте-Карло и Французская федерация лёгкой атлетики (FFA) организовали Олимпиаду грации – первые международные состязания женщин-спортсменок. Самые талантливые француженки того времени с энтузиазмом откликнулись на эту инициативу, но руководитель мероприятия Алис Милья, глава Федерации французских спортивных объединений женщин (FSFSF), с тревогой замечала попытки FFA взять под свой контроль развитие женского спорта. По её мнению, представительницы слабого пола должны были иметь такое же право заниматься всеми видами спорта, как и мужчины, а не ограничиваться традиционным перечнем «эстетических», «гармоничных» и «танцевальных» дисциплин, которые обычно считаются для них подобающими.

Будучи активным борцом за равноправие полов, Алис Милья упорно добивалась введения женщин в спортивное руководство. Она энергично работала над созданием FSFS, чтобы взять мировой женский спорт под своё покровительство на основе идеалов равенства и эмансипации, которые не нашли своего отражения на соревнованиях в Монако. Благодаря этой федерации и её энергичному руководителю в период между Первой и Второй мировыми войнами спортсменки получили уникальную возможность принять участие в четырёх женских Олимпийских играх, первые из которых состоялись в Париже в 1922 году.

Прорыв в женском спорте совпал с подъёмом во Франции первой волны феминизма. Уникальный опыт работы Национальной федерации французского спорта и её международного аналога в 1917–1936 гг. свидетельствует об эмансипации женщин в «безумные годы» и последовавшим за этим возврате французского общества к традиционным ценностям. Среди руководителей первого в своём роде начинания Алис Милья выделялась энергией и бойцовским характером. Эта харизматичная женщина, увлёкшаяся спортом во время жизни в Великобритании, активная общественница, занимавшаяся греблей, могла бы стать для женского спорта фигурой, равной Пьеру де Кубертену. Но нельзя не обратить внимание на социальные и идеологические различия между ними. Алис Милья, происходившая из скромной социальной среды, настаивала на равенстве полов в спорте и отвергала предрассудки своего времени, заставлявшие считать женщин «слабым полом».

Алиса Жозефина Мари Милья родилась 5 мая 1884 года в Нанте. Её родственники по мужской линии были бакалейщиками, отец служил приказчиком в магазине, а мать работала портнихой. В 20 лет Алис отправилась в Лондон, чтобы работать гувернанткой и помощницей по хозяйству в богатой семье, которую впоследствии сопровождала в путешествиях по всему миру. Там же, в Лондоне, она вышла замуж за продавца Жозефа Милья, сына парикмахера из Нанта, который был на четыре года старше её. В 1907 году они вместе вернулись во Францию из-за безвременной смерти матери Алисы, а пять месяцев спустя скончался и 28-летний Жозеф. В поисках работы Алис поехала в Париж. Начало Первой мировой войны застало будущего руководителя, а в ту пору 30-летнюю бездетную вдову, в столице Франции, где она работала стенографисткой и переводчицей. Тогда же молодая женщина вступила в первый в Париже женский клуб «Фемина Спорт» (Femina Sport). Немедленно приступив к спортивным тренировкам, деятельная, одинокая и эмансипированная Алис занялась продвижением женского спорта на национальном и международном уровнях, тем более что социальная обстановка того времени, по крайней мере до 1930-х годов, благоприятствовала активности женщин.

Первые женские клубы появились в Париже в 1910-х годах, но их члены расходились во мнениях по вопросу, что могут и должны делать спортсменки. В частности, разногласия касались того, какими видами спорта могут заниматься женщины (консерваторы высказывались только за оздоровительную гимнастику, прогрессисты не исключали и игру в футбол), какую спортивную одежду должны носить дамы (закрытую или более открытую), может ли публика присутствовать на соревнованиях, как проводить состязания и кто должен руководить спортивными обществами (мужчины или женщины). Таким образом, разнообразие организационных форм и видов спорта, доступных женщинам, отражает весь спектр феминистических воззрений того времени, от стремления к ограниченной эмансипации до требования полного равенства. Клуб «Фемина Спорт», созданный в 1911 году бывшим чемпионом мира по спортивной гимнастике Пьером Пейсе, возглавляла женщина, и первоначально там проходили занятия только по традиционным девичьим видами физических упражнений: ритмическая гимнастика и танцы. Только в 1915 году клуб обратился к таким видам спорта, как лёгкая атлетика, баскетбол, а затем и велоспорт, футбол, регби (которое в женском его варианте получило название «баретт») и хоккей. Были ли эти перемены заслугой нового президента, которым стала Алис Милья, избранная на этот пост в 1915 году, или следствием конкуренции со стороны спортивного клуба «Академия» (Academia), возглавляемого журналистом Гюставом де Лафрете и пользовавшегося покровительством знаменитой герцогини д’Юзес? Трудно сказать. Впрочем, каждый из этих двух спортивных клубов имел свою целевую аудиторию. В то время как «Академия» приглашала главным образом девушек из парижских элитарных кругов на теннисные корты Отёя, «Фемина Спорт» ориентировалась преимущественно на молодых спортсменок скромного социального происхождения из новых городских классов.

В острой полемике по вопросу о том, какие виды спорта приемлемы для женщин, лёгкая атлетика оставалась одним из немногих островков согласия между существовавшими в то время женскими клубами и была, если можно так сказать, наименьшим общим знаменателем: бег, прыжки, метание снарядов составляли «азбуку» движений человеческого тела. В 1917 году руководители трёх крупнейших парижских клубов, несмотря на разногласия, провели первый во Франции чемпионат по лёгкой атлетике среди женщин. Через несколько недель после этого была создана FSFSF. В правление, состоявшее преимущественно из мужчин, смогли пробиться две женщины: вице-президентом стала знаменитый воздухоплаватель и феминистка Мари Сюркуф, а Алис Милья сначала занимала должность казначея, в 1918 году стала генеральным секретарём, а в 1919-м была избрана президентом федерации. Она сложила с себя полномочия на посту президента «Фемина Спорт» и одержала первую победу для FSFSF во времена радикального правления Жоржа Клемансо: Министерство обороны признало федерацию общественно значимым объединением, так что организация стала получать субсидии из государственного бюджета. Многие мужчины выступали против того, чтобы женщины занимались спортом, однако после войны во французском обществе укрепилось представление о том, что обновление и укрепление «породы» определяются физическим здоровьем будущих матерей. А поскольку спорт оказывает благотворное воздействие, он был признан одной из патриотических ценностей. Неизвестно, разделяла ли Алис Милья это мнение, но она активно использовала его для того, чтобы заручиться политической поддержкой.

В то же время её усилия на международном уровне, попытки убедить Пьера де Кубертена в том, что женщин-атлеток нужно допустить на Олимпийские игры, оставались безрезультатными. Основатель олимпийского движения ответил категорическим отказом, и этот вопрос даже не включался в повестку дня совещаний Международного олимпийского комитета. Что же касается Франции, то Французская федерация лёгкой атлетики также не поддержала Милья в её борьбе за эмансипацию. По мнению руководителей этой организации, женщинам следовало довольствоваться только оздоровительной или эстетической гимнастикой, а также отдельными атлетическими состязаниями, адаптированными к предполагаемым возможностям «слабого пола». FFA советовала ограничиться спринтом и прыжками без разбега, в то время как федерация Алис Милья организовала чемпионат страны по футболу (1919 год), создала французскую сборную, готовую побороться с английскими футболистками (в мае 1920 года), предлагала девушкам заниматься бегом на 1 000 метров и прыжками с шестом. Поэтому Алис Милья рассматривала международную организацию из Монако как угрозу, тем более что в её спортивной программе восемь атлетических состязаний просто потерялись на фоне многочисленных зрелищ и светских мероприятий, в которых нашла отражение традиционная концепция женственности. Эта женская «Олимпиада», задуманная в качестве яркого старта весеннего туристического сезона, служила главным образом для привлечения на курорт представителей элиты.

Реакция со стороны Алис Милья не заставила себя ждать. В мае 1921 года она начала выпускать ежемесячный бюллетень FSFSF, в котором излагала свои представления о женщинах в спорте. Во втором номере этого издания её друг и соратник, спортсмен Эмиль Антуан, затронул проблему признания женских мировых рекордов и призвал французов к созданию международной федерации. Всего за несколько месяцев Алис Милья привлекла к обсуждению этой темы тех, с кем она поддерживала контакты по всему миру (через парижские учебные заведения), и завязала новые знакомства. В ноябре того же года она объяснила журналистам спортивных изданий (см. L’Auto от 3 ноября 1921 года), что удалось достичь согласия между Францией и США. Началась переписка между Женской федерацией под председательством госпожи Милья и американским комитетом, объединяющим университетские и общественные клубы США. И только после подписания соглашения между американской и французской федерациями Алис Милья обратилась к партнёрам в Великобритании, Чехословакии и Испании с целью формирования более сильного и компактного объединения.

На первом совещании Международной женской спортивной федерации (FSFI) было официально объявлено о намерении проводить раз в четыре года (начиная с 1922 г.) женские Олимпийские игры, а также контролировать все международные спортивные мероприятия. Вокруг цели проведения этих соревнований разгорелись дебаты. По мнению мадам Милья, они должны были стать одним из доказательств того, что спортсменки заслуживают права участвовать в Олимпийских  играх по той же программе, что и мужчины. Другие руководители федерации, в первую очередь британцы, считали женские Олимпийские игры самоценным мероприятием, для которого женщины должны подготовить свою собственную программу, отдельную от мужской. Избрание Алис Милья на высший пост в новой Федерации проходило непросто, поскольку в 1921 году женские организации, подобные тем, что функционировали во Франции, существовали уже во многих странах, но возглавляли их только мужчины. Однако Милья сумела одержать победу, приняв разумное решение о переносе голосования на следующий год.

Столь яркой биографией Алис Милья, скромная провинциалка, занявшая достойное место в спортивной среде рядом с руководителями-мужчинами, выходцами из элитарных парижских кругов, обязана своей сильной натуре, интересному зарубежному опыту, знанию языков и независимому положению бездетной вдовы. Идеи евгеники, благоприятствовавшие подъёму феминизма в 1920-х годах, помогли ей реализовать проект эмансипации женщин в спорте, но экономический кризис 1929 года стал началом конца для обеих основанных ею федераций, французской и международной, прекративших своё существование во второй половине 1930-х годов. С тех пор Алис Милья вела незаметную жизнь. Она скончалась в 1957 году. Проводимые в последние годы мероприятия, посвящённые её памяти, служат знаком благодарности за её работу и выражением признательности всем женщинам, незаметно творившим историю.

Флоранс Карпантье

Специалист по истории спорта, олимпийского движения и гендерных теорий, университет Лозанны (Швейцария)

Опубликовано в воскресном номере за 14 – 20 января 2021 года.

На ту же тему

Во Франции разработали вакцину от коронавируса CoVepiT
Auchan делает рекламу на голодных студентах
США: Covid, вакцины и неравенство
Забытые Минздравом протестуют