LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Невыплаты за жильё – мина замедленного действия

Страдающим от кризиса французам всё труднее вовремя платить за жильё, а потому опасность остаться без крыши над головой возрастает. В 26-м докладе Фонда аббата Пьера, опубликованном 2 февраля, эксперты критикуют правительство за его выжидательную позицию.

*вверху слева — случаи выселения, справа — снижение пособий на жильё, внизу слева направо — строительство нового жилья, разница между тратами (серым) и прибылью (оранжевым) государства от жилья, рост цен на жильё (оранжевая линия- Париж).

Десятки тысяч французских семей столкнутся с угрозой оказаться без крыши над головой, как только окончится действие запрета на выселение в холодное время года. В обычный год государственным службам приходится выселять по 16000 семей, однако в этом году их число значительно возрастёт.

20% французов признались, что им стало сложнее платить за аренду, а ведь траты на жильё в стране, где большинство не имеет своей недвижимости, урезаются последними. Сначала начинают экономить на одежде, еде и медикаментах…

Эксперты бьют тревогу и призывают правительство вмешаться, однако пока государство так и не выделило средств на обеспечение этой фундаментальной потребности.

Страдающим от кризиса французам всё труднее вовремя платить за жильё, а потому опасность остаться без крыши над головой возрастает. В 26-м докладе Фонда аббата Пьера, опубликованном 2 февраля, эксперты критикуют правительство за его выжидательную позицию.

«Я начал работать в 18 лет, всегда сам зарабатывал себе на жизнь и ничего ни у кого не просил. Надеялся уйти на заслуженный отдых, а вместо этого вот-вот стану бродягой». Работая метрдотелем на крупных мероприятиях, Марк Креспо получал в среднем 2 500–3 000 евро в месяц, и периодически был то безработным, то занятым. Но сегодня из-за санитарного кризиса он рискует остаться без крыши над головой. В июне этот 59-летний мужчина получил все полагающиеся ему пособия по безработице, и теперь впервые в жизни ему нечем заплатить за квартиру. Две недели назад к нему приходил с предупреждением судебный пристав. В июле он не сможет рассчитывать на продление договора аренды жилья. «Я на положении деклассированного элемента», – подытоживает он. В его окружении всё больше коллег, оказавшихся в похожей ситуации. «В первый раз за восемь лет я не в состоянии заплатить за квартиру 230 евро», – говорит один из них.

«Случаи неплатежи за жильё растут очень быстро. Проблему пока не замечают, но скоро бомба взорвётся», – предупреждает Мануэль Домерг, старший научный сотрудник Фонда аббата Пьера, во вторник опубликовавшего 26-й доклад о положении дел в условиях пандемии. Ежегодно регистрируется 16 000 случаев выселения нанимателей из жилья при содействии государственных служб. По подсчётам экспертов этой ассоциации, в этом году к ним, вероятно, добавятся ещё 12 000 аналогичных процедур, из-за которых без приюта окажутся социально незащищённые семьи, остававшиеся в арендованных квартирах благодаря тому, что в 2020 году запрет на выселение в холодное время года был продлён до 10 июля. Возможно, случаи неплатежей участятся ещё и из-за того, что в период кризиса доходы людей значительно уменьшились. «Начиная с 1 апреля 2021 года, выселение станет реальной угрозой для десятков тысяч семей», – полагает Мануэль Домерг.

Уже заметны и признаки осложнения ситуации на более далёкую перспективу. В декабре 2020 года в организацию SOS Loyers impayés, подведомственную Национальному агентству информирования в жилищной сфере, поступило на 47 % больше предупреждений от нанимателей частного жилого фонда о невозможности оплатить жильё, по сравнению с 2019 годом. Это вполне оформившаяся тенденция, ведь аналогичные цифры были зафиксированы и в ноябре: + 48 % среди нанимателей частного жилья, + 53 % — среди жильцов государственного жилищного фонда. Только в сфере социального жилья арендодатели поспешили усилить индивидуальный подход и приступили к проверке счетов, что позволило смягчить удар. «В мае-июне сумма неплатежей выросла на 200 миллионов евро по сравнению с 2019 годом, но потом она уменьшилась, и сейчас мы наблюдаем более-менее обычную картину», – поясняет Марианн Луи, директор Общественного объединения владельцев жилья, в которое входят все наймодатели социальных квартир. Кризис не щадит и покупателей недвижимости: некоторые из них не в состоянии платить за свои приобретения.

Ситуация в частном жилом фонде, который обходится дороже и востребован порой самыми незащищёнными категориями населения, вызывает ещё большую обеспокоенность. К тому же здесь нет ясности. В июне организации Fnaim и Unis, которые входят в число крупнейших агентств недвижимости и управляющих компаний, сообщали о неплатежах в размере 10 %. С тех пор новой информации от них не поступало. «5 июня мы направили напоминание о необходимости уплаты долга 12 % нанимателей жилья. В декабре его получили уже 22 %. Прибегнуть к напоминанию, направляемому неплательщикам 25-го числа каждого месяца по почте, пришлось в отношении 0,6 % наших жильцов в июне и 1,8 % – в декабре. Обычно объём неплатежей не превышает 0,7 %», – рассказывает Арно Акар, директор онлайн-агентства Imodirect, в ведении которого находятся 2 000 жилых помещений. На самом же деле большинство проблемных ситуаций остаётся незамеченным, потому что нередко жильцы заключают договоры непосредственно с владельцами квартир. «Из-за своего профессионального статуса я никогда не мог снимать жильё через агентство», – подтверждает, например, Марк Креспо.

Пока резкий рост неплатежей остаётся незамеченным. «Те, кто сталкивается с трудностями, не кричат о них на каждом перекрёстке. А ведь прежде, чем перестать платить за квартиру, люди ограничивают себя во всё остальном: в питании, медицинском обслуживании и т. д. Не говоря уже о том, что некоторые вынуждены брать автоматически возобновляемый кредит», – подчёркивает Эдди Жакмар, президент Национальной конфедерации жилья. Многие переживают трудные времена, однако продолжают исправно платить. Одна из них – графический дизайнер по имени Нина. Будучи штатным сотрудником на полставки, она зарабатывает 1 000 евро в месяц. Кроме того, в качестве фрилансера выполняет заказы для одного издательства, но оно только что лишилось контракта, который давал 3 000 евро в год, и теперь её дополнительный заработок не превышает 750 евро. Её гражданский муж, небогатый индивидуальный предприниматель, и вовсе остался без средств к существованию. Теперь паре непросто ежемесячно платить 1 500 евро за свою парижскую квартиру. «У меня на сберегательном счёте было 3 000 евро, но я была вынуждена их потратить», – рассказывает Нина. От отпуска ей пришлось отказаться. Женщина признаётся, что иногда подворовывает в магазинах. Больше всего её тревожит то, что хозяйка квартиры повышает плату каждый год, при очередном продлении договора. «Это раздражает. Не имея работы по бессрочному трудовому соглашению, человек находится в крайне уязвимом положении. А коронавирус только усугубляет нашу незащищённость», – поясняет она. По данным опроса, проведённого Фондом аббата Пьера, у 32 % французов финансовое положение ухудшилось. Более 20 % сообщили, что им стало труднее платить за квартиру.

Арендодатели и члены жилищных ассоциаций, обеспокоенные сложившейся ситуацией, с опасением ждут снятия ограничений, введённых для смягчения негативного влияния кризиса, в частности отмены частичной занятости. «Мы волнуемся по поводу того, что будет происходить, когда прекратится выплата пособий», – замечает Арно Акар. Рост безработицы до 11 %, ожидаемый в 2021 году, наряду с реформой, ограничивающей права на получение пособий, в ближайшие годы неминуемо приведёт к резкому увеличению неплатежей. «Мы обеспокоены тем, что социальный кризис будет только углубляться, а механизмы, которые способствовали бы его разрешению, будут слабеть», – рассуждает Марианн Луи. При этом не принимается никаких мер, если не считать небольшой рекламы телефонного номера для предупреждения о возможных неплатежах (SOS Loyers impayés), которая прошла весной, и введения пособия на оплату жилья (раньше это был 1 % средств, отчисляемых работодателем) тем работникам, которые снимают квартиру: им выплачивается 300 евро в течение двух–шести месяцев. «Порой нам кажется, что пока не разразится настоящий гром, руководство страны не начнёт действовать», – возмущается Кристоф Робер, представитель Фонда аббата Пьера. Желая продемонстрировать своё внимание к этой теме, в ноябре правительство учредило «Центр мониторинга неплатежей». Кроме того, оно поручило депутату от движения «Вперёд, Республика!» Николя Демулену подготовить доклад на эту тему. В этом документе, переданном 31 января на рассмотрение в Министерство жилищного хозяйства, содержится ряд предложений, направленных на упрощение процедуры получения пособий. Однако ни планом восстановления экономики, ни каким-либо другим нормативным актом не предусмотрено выделение на эти цели дополнительных средств.

«Фонды взаимопомощи квартиросъёмщиков, из которых вносится арендная плата за тех, кто временно не в состоянии тратить на это деньги, и в добрые времена не могли похвастаться обилием средств, а сейчас истощились ещё больше», – говорит Мануэль Домерг. В некоторых регионах местные власти были вынуждены раскошелиться, чтобы увеличить их бюджет, но государство и не думает их пополнять. Деятельность этих фондов регулируется местным законодательством, и потому наблюдаются большие различия в правилах и критериях доступа к ним в тех или иных регионах. Например, в Приморских Альпах нужно заплатить за квартиру за два последних месяца, чтобы получить средства из фонда. Поэтому, когда Марк Креспо узнал о его существовании, обращаться за помощью было уже поздно. Фонд аббата Пьера настаивает на унификации и пересмотре правил получения этих средств. С марта эксперты этой ассоциации безрезультатно добиваются создания фонда экстренной помощи с бюджетом не менее 200 миллионов евро для помощи в оплате жилья и коммунальных услуг.

Правительство не стало пересматривать в сторону уменьшения принимаемые с начала президентского срока нормы, которые ограничивают доступ к жилищным пособиям (см. нашу инфографику). Более того: в январе оно приступило к проведению реформы, запланированной ещё до кризиса, и начало переход на расчёты «в реальном времени». Эта мера якобы позволит соотносить их с уровнем доходов заявителей, но на самом деле служит для того, чтобы сберечь сотни миллионов евро в государственном бюджете. Фонд аббата Пьера призывает пустить в дело накопленные средства, а также те, которые должны быть сэкономлены в сегменте социального жилья. Да и в целом пора перестать рассматривать жильё как обычный предмет спекуляций и вспомнить наконец, что на самом деле оно является одной из фундаментальных потребностей человека.

Опубликовано 02/02/2021

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »