Выставка «L’Homme gris», проходящая в Люксембурге, посвящена неклассическим изображениям Сатаны в современном искусстве.
Выставка «L’Homme gris», проходящая в Люксембурге, посвящена неклассическим изображениям Сатаны в современном искусстве.

Как меняется образ дьявола в современной культуре? Как преломляются в этой фигуре протекающие в обществе процессы? Всё чаще его изображают не чудищем с рогами, копытами и перепончатыми крыльями, а неприметным человеком толпы, похожим на каждого из нас; отталкивающим, но и нередко притягательным.

В Люксембурге проходит выставка «L’Homme gris», освещающая актуальные тенденции в прикладной демонологии.

Выставка «L’Homme gris», проходящая в Люксембурге, посвящена неклассическим изображениям Сатаны в современном искусстве.

В Первом соборном послании апостола Петра говорится: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить». Данте Алигьери в «Аде» своей «Божественной комедии» даёт немного более подробное описание: «… стекала / Из трех пастей кровавая слюна. / Они все три терзали, как трепала, / По грешнику…». Крылья Сатаны у Данте «Без перьев» и «вид у них был нетопырий; / Он ими веял, движа рамена, / И гнал три ветра вдоль по темной шири». Дьявола, представавшего в таком стереотипном виде, без труда можно было узнать на полотнах европейских художников. Его изображали синим или красным, рогатым, нередко с копытами (как у Пана, античного божества, имевшего вид получеловека-полукозла, который почитался древними греками и римлянами, а во времена христианства «попал в немилость», так как был знаменит своей тягой к плотским удовольствиям), мучителем грешников, бывшим предводителем восставших ангелов, который стал воплощением зла. «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию», – говорит Христос. Словно предлагая для противопоставления с самим Христом фигуру-антипода, своеобразного антихриста.

Среди современных художников такое архетипическое изображение уже не в ходу. Но это не значит, что сама фигура дьявола исчезла с картин. Бенджамен Бьянсиотто знает, о чём говорит: он защитил диссертацию «Образы Сатаны: современное искусство и его демоны, с 1969 года до наших дней». Сейчас Бенджамен продолжает свои наблюдения в качестве куратора выставки «L’Homme gris» (1), представленной в Казино «Люксембург». Её концепция: дьявол избавился от своих «регалий» и слился с толпой. «Тип, мимо которого проходишь, не заметив», – как сказал бы Генсбур. «Он стал встречаться вдвое чаще, его присутствие всё больше тревожит», – предупредил Бьянсиотто.

Маршрут посещения не то, чтобы замысловатый, однако он не похож на привычную нам организацию выставок. Свободному перемещению по залам в некотором роде препятствует что-то вроде поезда-призрака, в котором произведения искусства иногда предстают в неожиданном порядке. Артист вроде Джона Уро Кэмпа использует ненавистную пентаграмму, Знак Зверя, но он также вводит в искусство новый символ дьявола. Изображения и подходы могут быть самые разные, тем не менее все они являются попытками, так сказать, разоблачения фотографий или следов на саване. Можно посмотреть работу Devil Сары Чарльзуорт, на которой дьяволическое лицо как бы пытается играть с нашим воображением. Игра материи и антиматерии. И разве не то же самое делает Андрес Серрано на своих иконоборческих и странных работах «Piss Satan» и «Piss Christ»? «Дьявол существует», – поёт Рагнар Кьяртанссон на своём необычном видео, где он, с голым торсом, наполовину зарыт в какую-то дыру, так что кажется, будто он действительно спускается в недра земли.

Стоит также обратить внимание на «Этюды к портрету Пьера-Франсуа» (Études pour le portrait de Pierre-François) Жерома Зондера, в которых с помощью психоанализа можно разглядеть демонов. Не меньшего внимания заслуживает Жизель Вьенн и её полутеатральные постановки, такие как «I’ Apologize», затрагивающая сценическое изображение одержимости в знаковой композиции из разложенных по полу человекоподобных кукол, которые выглядят совсем как ведьмы. Наконец, Кристин Борлан в своей работе «l’Homme double» обращается к фигуре Йозефа Менгеле, страшного нациста, и представляет серию бюстов одного и того же человека – совершенно непохожих друг на друга, и потому пугающих. Одним словом, дьявольски изобретательно спланированная выставка.

« L’Homme gris», Центр современного искусства «Казино» в Люксембурге. Выставка продлена до 6 июня 2021 года.

Опубликовано 02/02/2021

На ту же тему

Госпожа министр, а не открыть ли нам...
Кен Лоуч: что такое политический фильм?
Дьявол больше не носит Prada
Ален Дамазио: «Мы живём в лаборатории реального...