Потребительские кредиты – социальная бомба замедленного действия

В 2021 году общий объём невозвращённых кредитов может превысить 12 миллиардов евро. Французская ассоциация потребителей UFC-Que choisir возлагает ответственность на кредитные организации.
В 2021 году общий объём невозвращённых кредитов может превысить 12 миллиардов евро. Французская ассоциация потребителей UFC-Que choisir возлагает ответственность на кредитные организации.

Во Франции на фоне кризиса и обеднения растёт закредитованность населения, а вместе с ней – и размер непогашенной задолженности. Общий объём невозвращённых кредитов в этом году может превысить 12 млрд евро. Размер просроченной задолженности на семью в десять раз превышает показатель Германии.

Вместо того, чтобы подходить к кредитованию более разборчиво, банки напротив ведут всё более агрессивную рекламную кампанию, а Еврокомиссия вместо реструктуризации для самых бедных предлагает упростить передачу их долгов коллекторам.

В 2021 году общий объём невозвращённых кредитов может превысить 12 миллиардов евро. Французская ассоциация потребителей UFC-Que choisir возлагает ответственность на кредитные организации.

В преддверии рождественских праздников и Нового года наметилось некоторое оживление потребления, и многими оно воспринимается как признак восстановления экономики. Но французская ассоциация потребителей UFC-Que choisir не разделяет эту точку зрения и в опубликованном в среду, 16 декабря, исследовании развенчивает этот миф. С одной стороны, уровень бедности французов продемонстрировал рекордный (по сравнению с 2013 годом) рост. Каждый четвёртый француз считает, что в этом году его финансовое положение ухудшилось. С другой стороны, потребительские намерения ещё никогда не были такими высокими.

Рождественский бюджет французов бьёт рекорды: в среднем он увеличился на 10 % и составляет теперь 600 евро. Самые малообеспеченные семьи использовали накопленные сбережения только для поддержания своего уровня жизни. Примерно каждый десятый француз выразил намерение оформить кредит по этому случаю.

«Кредитные организации прибегают к использованию крайне агрессивной рекламы, которая приносит большую прибыль», – с сожалением говорят в ассоциации. «Рекламы типа “Возьмите кредит сейчас, а выплачивать его вы будете после праздников” весьма проблематичны, так как известно, что следующие несколько месяцев будут очень тяжёлыми, а кредиты часто берут самые бедные семьи», – объясняет уполномоченный представитель UFC-Que choisir Маттьё Робен.

Ещё до санитарного кризиса 14 % заёмщиков считали, что погашение кредита обходится «слишком дорого». Размер просроченной задолженности превышает 1 020 евро на каждую семью, взявшую кредит, что приблизительно в десять раз больше, чем в Германии. «Положение было критическим и до санитарного кризиса, а сейчас оно вызывает явную тревогу: в 2021 году 900 000 французов могут потерять работу, что приведёт к чрезмерному росту задолженности. Таким образом, в 2021 году объём непогашенных потребительских кредитов может превысить 12 миллиардов евро».

Такая сумма возникает, в частности, в результате слишком высоких рисков кредитных организаций. Так, например, обстоит дело с банками Société générale и BNP, кредитные ставки которых при нарушении обязательств по платежам составляют 5,6 % и 7,1 % соответственно (при средней ставке 2,7 %). «Проблема заключается в том, что расплачиваться по счетам будут заёмщики, – подчёркивает Маттьё Робен. – Когда они не могут оплачивать долг, им предлагают взять новый кредит, чтобы вернуть предыдущий». Это замкнутый круг.

Ещё один момент, на который обращает внимание ассоциация UFC-Que choisir – введённый весной банковский мораторий на погашение кредитов. «Банки в индивидуальном порядке предоставляли заёмщикам отсрочки. Две трети из них истекли в ноябре, и сейчас необходимо найти долгосрочные решения». Поэтому UFC-Que choisir призывает европейских законодателей обязать банки предлагать меры по реструктуризации кредитов как можно раньше.

«Так как этих мер недостаточно, Еврокомиссия представляет сегодня план действий по очистке банковских балансов от “плохих кредитов”. Вместо того, чтобы решать реальную проблему того, что люди часто идут на слишком большой риск, этот план направлен на упрощение перепродажи кредитов коллекторским агентствам, которые, выкупив неоплаченные долги, получают право требовать причитающиеся суммы у заёмщиков», – возмущаются представители ассоциации. «Эти агентства используют сомнительные методы, вплоть до запугивания и преследования. В этом случае следует сразу же обращаться за помощью в ассоциацию», – уточняет Маттьё Робен. В январе UFC-Que choisir опубликует вторую часть своего исследования, которая будет посвящена анализу неправомерных действий коллекторских агентств.

Опубликовано 17/12/2020

На ту же тему

Конкуренция приведет к снижению цен, говорили нам
Акционеры Carrefour готовы продать холдинг
Эпическая битва против проекта Hercules
Потребительские кредиты – социальная бомба замедленного действия