Вакцинация потерпела фиаско, потому что кампания была поручена частной фирме

Разработка стратегии кампании по вакцинации во Франции была поручена международной консалтинговой компании McKinsey & Company, специализирующейся на решении задач по стратегическому управлени. Дело обернулось скандалом. Однако данный пример – не единственный, и руководство «нации стартапов» (Start-up Nation) часто обращается к частным фирмам в решении государственных задач. Передача функций государства сторонним частным организациям разжигает аппетиты бизнеса и ослабляет государственную власть.
Разработка стратегии кампании по вакцинации во Франции была поручена международной консалтинговой компании McKinsey & Company, специализирующейся на решении задач по стратегическому управлени. Дело обернулось скандалом. Однако данный пример – не единственный, и руководство «нации стартапов» (Start-up Nation) часто обращается к частным фирмам в решении государственных задач. Передача функций государства сторонним частным организациям разжигает аппетиты бизнеса и ослабляет государственную власть.

Во время обсуждения «закона о глобальной безопасности» во Франции всплыла информация о том, что государство намерено нанимать частные фирмы, которые будут нести функции полиции. Эта новость шокировала многих. Однако практика аутсорсинга на самом высшем уровне уже существует. Консалтинговым компаниям поручают решение многих вопросов. Правительство и чиновники говорят, что речь идёт о технических делах. Но по факту результатом такой практики является отток кадров из государственных структур, неспособность госорганов решать поставленные задачи, а политические направления и отчётная документация всё чаще составляется частниками. Возникает вопрос не только о компетентности чиновников, но и о независимости самой страны.  

Так, например, провалившаяся кампания во вакцинации во Франции была поручена американской консалтинговой фирме. 

Разработка стратегии кампании по вакцинации во Франции была поручена международной консалтинговой компании McKinsey & Company, специализирующейся на решении задач по стратегическому управлени. Дело обернулось скандалом. Однако данный пример – не единственный, и руководство «нации стартапов» (Start-up Nation) часто обращается к частным фирмам в решении государственных задач. Передача функций государства сторонним частным организациям разжигает аппетиты бизнеса и ослабляет государственную власть.

Провал вакцинации, обращение за помощью к международной консалтинговой компании, близость частных фирм к политическим кругам… Правительство воспользовалось услугами частной консалтинговой фирмы для разработки плана национальной вакцинации, и все эти вопросы стали обсуждаться в связи с этой новостью. Сторонники Макрона надеются отвлечь всеобщее внимание от этой проблемы и делают вид, что в таком решении нет ничего необычного. «На протяжении уже нескольких пятилетних президентских сроков существует практика обращения в консалтинговые фирмы при разработке и реализации крупных проектов, требующих поддержки, стратегических и логистических консультаций», – заявил на недавнем заседании Кабинета министров официальный представитель правительства Габриэль Атталь. По мнению изданий Politico и le Canard enchainé, целью его выступления была попытка представить факт обращения к McKinsey & Company в глазах представителей исполнительной власти как элемент обычной практики. Эта новость подверглась такой сокрушительной критике, что правительству на прошлой неделе пришлось пойти на попятную.

И здесь логично задаться вопросом: неужели государство настолько ослабло, что называет необходимыми обращения в частные консалтинговые фирмы для решения задач в области здравоохранения, находящиеся в ведении центральной власти? Сложно признаваться в собственной несостоятельности, поэтому правительство в конечном счёте предпочитает не афишировать подобные факты, даже если такая практика соответствует логике «нации стартапов», как назвал французов Макрон. Дело в том, что этот отдельный случай отражает более глубокую проблему. Ввиду пасовавшейся критики правительству пришлось подтвердить факт сотрудничества с McKinsey & Company. Сама компания отказывается давать журналистам какие-либо комментарии. «Фирма была включена в рабочую группу для определения логистической структуры, сравнительного анализа и оперативной координации», – подтвердили в Главном управлении здравоохранения Франции (DGS). Более того, американская компания была не единственной, к которой правительство обратилось за помощью. В DGS сообщили, что «переговоры велись с фирмой Accenture по поводу запуска, приобретения и сопровождения проведения ИС-вакцинации (ресурс «Информационная система вакцинации против Covid-19», содержащий данные о вакцинированных – прим. редакции), а также с фирмами Citwell и JLL (через Национальное агентство здравоохранения Франции) по вопросам логистического сопровождения и распределения вакцин от Covid-19».

На вопрос о сумме оплаты этих услуг, Габриэль Атталь предложил журналистам обратиться за соответствующей информацией в министерство. Правда, чиновники Минздрава тоже предпочли не вступать в контакт, сославшись на «межминистерское рамочное соглашение, заключённое межведомственной делегацией по преобразованиям в обществе (DITP)», под названием «Оказание помощи в разработке и реализации проектов преобразований общественной деятельности». Убедительное доказательство того, что оказание этих пресловутых услуг стало регулярной практикой. «McKinsey достался этот рынок, который фигурирует под лотом №1 этого соглашения и назван “Стратегия и государственная политика”. Министерство здравоохранения лишь воспользовалось своим правом использовать возможности, которые этот документ предоставляет, и разместили заказ», – объяснили журналистам L’Humanité представители DSG. Лот в 20 миллионов евро, который McKinsey делит с международными компаниями Roland Berger и Boston Consulting Group & Cie в рамках контракта на общую сумму порядка 100 миллионов евро (по данным, опубликованным в июне 2018 года в Официальном бюллетене объявлений огосударственных закупках). Согласно информации журнала Le Point, фирма McKinsey будет получать около 2 миллионов евро в месяц за участие в разработке стратегии вакцинации.

Похоже, что, несмотря на провал кампании по вакцинации, эффективность обращения к частным фирмам не очень заботит сторонников Макрона. По сообщениям прессы, в апреле переговоры также велись и с консалтинговой фирмой Bain, которую просили оказать содействие в развёртывании кампании тестирования во Франции. «Эта работа выполняется безвозмездно в рамках оказания услуг по организационному консультированию», – утверждали тогда представители DGS в интервью независимому интернет-изданию Mediapart. «То есть они говорят: “Мы будем помогать вам бесплатно”», – объясняет Оливье Петижан, координатор Центра наблюдения за деятельностью международных компаний, автор опубликованного в июне прошлого года доклада о лоббизме во время пандемии. Ему слабо в это верится. «Это либо способ сохранить хорошие отношения с государством, либо попытка компании застолбить нишу в ожидании выгодного заказа. По многочисленным свидетельствам, такая практика была очень распространена во время эпидемии коронавируса», – отмечает он.

Аргументы правительства примерно одинаковы. «Эти консалтинговые фирмы не вмешиваются в принятие решений политического или санитарного характера, которые относятся исключительно к компетенции государства», – утверждают представители DSG. «Это риторический вопрос. Очевидно, что ответственные государственные органы не собираются признаваться в том, что его решение было продиктовано частными фирмами, которым было поручено разбирательство. Тем не менее даже само содержание распоряжений разрабатывается международными компаниями, которые обладают своего рода монополией на экспертизу», – возражает Фредерик Пьеррю, социолог, специализирующийся на вопросах здравоохранения. Попутно он указывает на «проблему санитарной независимости» и «консультантов, не имеющих никакого представления о рабочей механизм принятия решений и о том, как работает административных система». «На самом деле роль консалтинговых фирм далеко не пассивна. Они не ожидают молча предложений о сделках, а подталкивают государственные органы к использованию своих услуг и реализации предлагаемых ими программ», – замечает Оливье Петижан. По его мнению, в результате этой практики решение принимаются без учёта специфики условий той сферы, где они должны быть применены.

Дело в том, что в здравоохранении, как и в других областях, передача экспертных знаний на аутсорсинг касается не только высших государственных органов. «С середины 2000-х годов, после принятия закона LOLF (органический закон о финансах, вступивший в силу в 2006 году – прим. редакции), наблюдается усиление влияния консультантов. Растущая роль международных консалтинговых компаний была дополнительно усилена после общего пересмотра государственной политики, который инициировал Николя Саркози», – считает Фредерик Пьеррю. При этом консалтинговые фирмы предлагают худшие управленческие идеи. «Они процветают за счёт навязывания неолиберальной логики и сокращения бюджета на государственный сектор», – констатирует Оливье Петижан. По его словам, данный механизм доведён до совершенства: «К ним обращаются государственные органы для оптимизации расходов больниц и учреждений здравоохранения. Затем общество сталкивается с санитарным кризисом, которого никто не мог предвидеть, в контексте которого проявились последствия этой разрушительной политики. И к кому обращается государство для устранения и исправления своих ошибок? Всё к тем же фирмам. Они выигрывают в любом случае».

Неужели у администрации нет больше средств на то, чтобы проводить экспертизы самостоятельно? «Агентство здравоохранения Франции, отвечает за управление медицинскими резервами и стратегическими запасами, необходимыми для защиты населения. Но проблемы возникли на этапе доставки этих ресурсов до населения. Причины: отсутствия навыков и средств», – отмечает генерал Ришар Лизюре в конфиденциальном отчёте, поступившем в распоряжение правительства в июне прошлого года и опубликованном интернет-изданием Mediapart. Но Зато Счётная палата высказала более жёсткую позицию в докладной записке 2018 года по поводу обращения государственных учреждений здравоохранения в эти фирмы на региональном уровне. «Продукт консультантов очень редко даёт результаты, соответствующие ожидаемым. Проверки, проведённые региональными счётными палатами, показывают, что в ряде отчётов используются главным образом внутренние данные, а консультанты ограничиваются копированием открытой информации и отчитываются уже существующими докладными записками или существующими заключениями», – можно прочитать в этом документе. Эксперты Счётной палаты пришли к следующим выводам: «Необоснованное обращение к консультантам не только приводит к необоснованным тратам при заключении каждого контракта, но и представляет собой источник расходов в более долгосрочной перспективе, в частности, из-за утраты компетенций специалистами ведомства».

Чир же тогда говорить о переплетении интересов на самом высоком уровне, на этот раз между властью и министерствами? В частности, Маэль де Калан, по сведениям le Canard enchainé, представил 23 декабря прошлого года (после краткого выступления министра здравоохранения Оливье Верана) директорам региональных агентств здравоохранения (ARS) и некоторых больниц от имени компании McKinsey план вакцинации. На парламентских выборах 2017 года он, наряду с Эдуаром Филиппом, бывшим тогда премьер-министром, выдвигал свою кандидатуру от партии «Республиканцы» (LR). Карим Таджеддин, содиректора по работе с государственным сектором впарижском офисе McKinsey and Company, является одним из авторов опубликованной в 2016 году книги «Государство в режиме стартапа» под редакцией Яна Алгана и Тома Казенава. Предисловие к этой книге написал сам … Эммануэль Макрон. И таких примеров хватает… «Круг очень узок, и консалтинговые фирмы – одна из областей, где большая часть контрактов зависит от государственных органов, а ключевым моментом является близость к лицам, принимающим решения. Вот почему они используют практику «вращающихся дверей», своего рода непотизм, когда бывшие политики или высокопоставленные государственные чиновники уходят в бизнес, и наоборот», – уверяет Оливье Петижан.

«Постоянное смешение жанров среди сторонников Макрона», – отмечает Оливье Марле, содокладчик информационной миссии по проблемам деонтологии чиновников (2018 год), депутат от LR. Он считает, что подобная практика приводит к таким отклонениям, как обращение в консалтинговую фирму для «составления пояснительной записки к закону о развитии транспорта в регионах, а это вопрос, напрямую касающийся политики». «Прямо змея, кусающая себя за хвост: высокопоставленные государственные чиновники говорят, что перед ними “не ставят интересных задач, поэтому они уходят”, а затем вдруг выясняется, что в администрации некому работать», – комментирует Марле. Он считает, что прибегание к консалтинговым фирмам – это «разбазаривание государственных денег», и «результат говорит сам за себя: количество вакцинированных во Франции меньше, чем в Коста-Рике или Эстонии». Но, по его словам, этот «порочный круг» «умело сохраняется», потому что «интересы узкого круга заключаются в том, чтобы уйти в частный сектор и получать большую зарплату, с задачей обрести дополнительный ноль в конце зарплатного чека».

Здравоохранение должно быть «вне рыночных законов», – смело заявил глава государства в начале пандемии. Но благие намерения так и остались только намерениями, к которым с иронией относятся даже сами сторонники Макрона.

Опубликовано 11/01/2021

На ту же тему

Во Франции разработали вакцину от коронавируса CoVepiT
Auchan делает рекламу на голодных студентах
США: Covid, вакцины и неравенство
Забытые Минздравом протестуют