Правительство Франции любит Uber и Deliveroo, а не французов

Правительство всячески содействует платформам в том, чтобы в их взаимодействии с пользующимися ими работниками они не считались работодателями. Самая свежая идея заключается в том, чтобы подтолкнуть работающих в компании Uber к перераспределению заработной платы или созданию платформенных кооперативов.
Правительство всячески содействует платформам в том, чтобы в их взаимодействии с пользующимися ими работниками они не считались работодателями. Самая свежая идея заключается в том, чтобы подтолкнуть работающих в компании Uber к перераспределению заработной платы или созданию платформенных кооперативов.

Правительство заняло стороны интернет-платформ в их стремлении избежать социальной ответственности. Несмотря на отдельные успехи, достигнутые в профсоюзной борьбе, большинство курьеров, обслуживающих такие компании, как Uber и Deliveroo, до сих пор не имеют статуса наёмных работников.

И хотя абсурд их дальнейшего пребывания в статусе самозанятых, как и промежуточного статуса «партнёров», становится всё более очевидным даже для французского правительства, традиционно занявшего сторону крупного бизнеса, предлагаемый правительством вариант решения проблемы не менее абсурден: курьерам предлагается стать наёмными работниками кооператива-субподрядчика. Фактический работодатель при этом по-прежнему освобождается от налогов и социальных взносов, которые в этом варианте перекладываются на плечи самих членов такого «кооператива».

Правительство всячески содействует платформам в том, чтобы в их взаимодействии с пользующимися ими работниками они не считались работодателями. Самая свежая идея заключается в том, чтобы подтолкнуть работающих в компании Uber к перераспределению заработной платы или созданию платформенных кооперативов.

Последним эпизодом бесконечной истории борьбы исполнительной власти с социальным правом стал доклад Фруэна, представленный в Матиньонском дворце в конце прошлой недели. После многочисленных постановлений судов по трудовым спорам, подкреплённых решениями Кассационного суда, велокурьеры были переквалифицированы в наёмных работников как водители транспортных средств на том основании, что платформы могут не только контролировать их, но и применять штрафные санкции. Впрочем, это не мешает правительству предпринимать постоянные усилия по защите от правосудия Uber и таких компаний, как Deliveroo. В законы о профессиональном образовании и трудовой мобильности были внесены поправки, направленные на соответствующие изменения в трудовом праве… Идея заключалась в том, чтобы стимулировать платформы составлять «хартии социальной ответственности», содержание которых не может быть использовано против них в случае обращения в суд с исковыми требованиями. Но каждый раз Конституционный совет отвергал эти законопроекты. С докладом Фруэна правительство изменило стратегию, но цель осталась прежней.

Этот документ носит имя автора, бывшего председателя общественной палаты Кассационного суда. Газета Le Figaro описывает Фруэна как «лоббиста интересов предприятий», а представители левых сил называют его «могильщиком социального права». На первый взгляд, в его докладе признаётся очевидное: нынешняя ситуация больше не выдерживает критики, статус микропредпринимателя обрекает этих работников на крайнюю финансовую нестабильность и социальную незащищённость.

Автор доклада исключает вариант промежуточного статуса между самозанятыми и наёмными работниками: по его мнению, такой статус «приведёт к коррекции в сторону уменьшения» и «заменит одну размытую границу двумя такими же размытыми». Поэтому он предлагает единственное решение – оплата труда по найму. Более того, Фруэн утверждает, что «аргумент, согласно которому работники онлайн платформы сами будут выступать против такого варианта, по всей видимости, кажется надуманным». Но поскольку цель доклада – защитить онлайн платформы от обязательного найма, в нём предлагаются такие меры, как перераспределение заработной платы или создание платформенных кооперативов.

«В этом докладе предлагается ввести юридический механизм, разрушающий существующую правовую базу, чтобы онлайн платформы могли использовать всевозможные субподряды. Тогда компании по-прежнему смогут уклоняться от ответственности, в том числе и финансовой, поскольку они не будут платить взносы», – подытоживает преподаватель социального права Политехнического университета региона О-де-Франс Барбара Гомес. «Чтобы избавить онлайн платформы от выполнения обязанностей как работодателей, они готовы вывернуться наизнанку, их изобретательность не знает границ», – считает сенатор-коммунист Паскаль Савольделли. «Между тем трудовое законодательство уже позволяет справиться с этой проблемой: включение в раздел VII Трудового кодекса позволило бы по-настоящему защитить этих работников, одновременно гарантируя им независимость, к которой они так стремятся», – добавляет сенатор-коммунист, автор альтернативного законопроекта (соавтор – Фабьен Гэ).

Есть ещё один момент: чтобы воспользоваться фондами, возникшими из перераспределения заработной платы или войти в платформенный кооператив, самозанятому придётся оплачивать управленческие сборы, страховые взносы и налоги, а также взносы работодателя. Водители транспортных средств и велокурьеры никогда не смогут заработать достаточно денег, чтобы их зарплата хотя бы была в районе МРОТа. Поэтому они по-прежнему будут зависеть от платформ, навязывающих им свои тарифы. Также данное обстоятельство закрепляет тот факт, что онлайн платформы, которые благодаря налоговой оптимизации не платят ни корпоративных налогов, ни взносов работодателей, также не будут принимать ни малейшего участия в финансировании французской социальной модели. «Для онлайн платформ это беспроигрышный вариант: у них есть все права работодателей и нет их обязанностей!», – возмущаются представители профсоюза ВКТ («Всеобщая конфедерация труда»).

Наконец, в докладе утверждается, что он закладывает основы настоящего «социального диалога». «В документе подчёркивается необходимость коллективных переговоров, но работники не являются наёмными сотрудниками онлайн платформ. Тогда получается, что коллективные соглашения придётся заключать с третьей стороной? Такое решение ещё больше запутывает дело, и я не понимаю его обоснованность», – с горечью говорит Барбара Гомес. Ну что же, онлайн платформы могут вздохнуть с облегчением, тем более что некоторые из них уже следуют этим рекомендациям, отправленным в Министерство труда для последующего включения в социальную повестку.

Опубликовано 07/12/2020

На ту же тему

Рабочее время и сверхурочные часы: в Великобритании...
Показательный процесс над организаторами потока мигрантов
Протесты против принятия закона о «глобальной безопасности»
Скандал с нехваткой вакцин или что могла...