LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Полиция, которую заслужила Франция

Полемика вокруг закона о тотальной безопасности и жестокое избиение Мишеля Зеклера заставляют задуматься о необходимости реформ в правоохранительных органах. Рассмотрим, какие меры принимаются для того, чтобы силы правопорядка занимались в первую очередь обеспечением спокойствия.

Юманите публикует обширный материал, анализирующий проблемы французской полиции и реформы, способные вывести сложившуюся ситуацию из тупика.

Авторитарный крен макроновского режима сопровождается усилением репрессивного аппарата и ослаблением контроля над ним. На практике это приводит к сокращению срока подготовки сотрудников, росту их нагрузки и передаче полномочий от национальной полиции к муниципальной и даже к частникам.

Левые настаивают на противоположном подходе: полиция должна служить народу, а не подавлять его. Из этой принципиальной предпосылки логически вытекают такие меры, как набор новых сотрудников национальной полиции, сопровождающийся тщательным отбором и подготовкой, гуманизация методов полицейской работы, возвращение института участковых как части местного сообщества (это особенно важно в тех районах, где люди в форме показываются лишь в составе карательных отрядов и воспринимаются как оккупанты).

Но главное – контроль над действиями полиции должно осуществлять само общество.

Полемика вокруг закона о тотальной безопасности и жестокое избиение Мишеля Зеклера заставляют задуматься о необходимости реформ в правоохранительных органах. Рассмотрим, какие меры принимаются для того, чтобы силы правопорядка занимались в первую очередь обеспечением спокойствия.

Полицейский – нелёгкая и очень важная профессия. Он обеспечивает одно из «естественных и неотъемлемых» прав любого человека (согласно Декларации 1789 года) — право на безопасность. Полиция, которая находится на переднем крае борьбы с самыми жестокими проявлениями общественной жизни, должна служить народу и тем самым быть достойной его уважения. Но сегодня она переживает кризис, страдая от недостатка финансирования и общего неблагополучия профессии. Использование правительством сил по охране правопорядка для политических репрессий и агрессивный произвол со стороны отдельных сотрудников усугубляют противоречия, опасные как для граждан, так для полиции и Республики. «В этом классе послушные ученики!» Фотографии школьников из города Мант-ля-Жоли (департамент Ивлин), которых полицейские заставили стоять на коленях в 2018 году шокировали всю страну. Однако Генеральная инспекция национальной полиции (IGPN), не нашла «нарушений в действиях полицейских». Много людей пострадало от рук стражей порядка во время протестов «жёлтых жилетов». Зинеб Редуан, Стив Канисо, Седрик Шувиа, Адам Траоре погибли из-за применения опасных средств, смертоносных методов и пагубных приказов. Даже ООН обратилась к властям Франции с призывом одуматься. Однако те ответили на это запретом на видеосъёмку полицейских. И как раз тогда появились кадры избиения Мишеля Зеклера, выставляющие представителей охраны порядка в позорном свете. Необходимо срочно прервать этот порочный круг и вернуть честное имя организации, изменив задачи, доктрину, способы действия, систему подготовки кадров и обеспечив независимый контроль.

    1. Пересмотреть стратегию действий. 

По работе полиции можно судить о правящем режиме. Во Франции функция «защиты свобод и республиканского строя» была вычеркнута из Кодекса профессиональной этики полицейского Мануэлем Вальсом в 2014 году. Эта корректировка свидетельствует о фундаментальных переменах во взгляде на определение и сферу деятельности полиции. Поэтому следует пересмотреть Кодекс профессиональной этики, его значение и цель, а также схему поддержания общественного порядка, сохранив в этом документе всё, что относится к республиканской полиции, и удалив из него всё, что её дискредитирует. «Нам нужна народная полиция, которая будет служить народу, а не полиция государства, нацеленная против его граждан. Полиция должна служить примером, выполняя задачи по предотвращению и подавлению», – уверен Стефан Пё, депутат от ФКП. Он предупреждает об опасности, которую таит в себе бюрократизация, когда во главу угла ставится отчётность, а не эффективность, а также об угрозах, связанных с передачей полномочий муниципальной полиции и частным компаниям: «Государство рискует постепенно утратить свою роль гаранта безопасности на территории единой и неделимой Республики. В конце концов у нас может сформироваться система безопасности для богатых и система безопасности для бедных. Мы должны двигаться противоположным курсом — к равенству».

    2. Пересмотреть вооружение и приёмы работы.

По данным журналиста Давида Дюфрена, при разгоне демонстраций «жёлтых жилетов» было ранено около 2 500 человек, из которых 82 получили тяжёлые травмы, 17 человек остались без глаза, четверо лишились руки. «С начала ХХ века полицейская агрессия шла на спад, но за последние несколько лет она вновь усилилась», – говорит Себастьян Роше, социолог CNRS. Он объясняет причину происходящего следующим образом: «Беспрецедентное для Западной Европы одновременное использование таких видов вооружений, как травматические пистолеты и гранаты, привело к тому, что люди получали калечащие ранения, и это явление приобрело масштаб, невиданный доселе ни во Франции, ни в демократических странах Запада». После того как при разгоне манифестаций в Каталонии пять человек остались без глаза, полицейское начальство распорядилось прекратить использование травматического оружия. Но во Франции ничего не изменилось, здесь по-прежнему разрешено применение гранат для рассеивания толпы, одна из которых погубила Реми Фресса. В создавшейся ситуации сенаторы от ФКП подготовили законопроект о запрете травматического оружия, использование которого в бедных кварталах (не только во время выступлений «жёлтых жилетов») стало причиной инвалидности многих людей. «Франция непокорённая» призывает также запретить опасные приёмы задержания, которые привели к смерти Седрика Шувиа при задержании во время полицейской проверки.

   3. Возвращение института участковых полицейских.

После того, как Николя Саркози упразднил участковых, все левых высказываются за возвращение этого института. «Необходимо как можно быстрее восстановить доверие между полицией и гражданами», – уверен Оливье Дартиголь (ФКП), член комитета по праву на безопасность. В 2017 году сенаторы-коммунисты уже вносили законопроект соответствующего содержания, чтобы возродить «подлинную политику общественной безопасности», не имеющую ничего общего с призывами правых к повсеместным репрессиям. ФКП предложила расширить штат на 30 000 человек. Конкретные предложения выдвинул и следователь судебной полиции, генеральный секретарь профсоюза полиции в составе ВКТ Антони Кайе. Сначала нужно навести порядок с «пешим патрулированием улиц» полицейскими в форме, чтобы «жители могли узнавать их и при необходимости обращаться к ним», они же могли бы вести наблюдение за происходящим в районе. Кайе предлагает вновь открыть комиссариаты полиции в небольших городках. Необходимо направить дополнительные средства на улучшение условий труда. И сделать это следует как можно скорее: в 2019 году уже как минимум 59 полицейских покончили с собой (в 2018-м таких случаев было всего 35).

    4. Усовершенствовать первоначальную подготовку и СИСТЕМУ повышения квалификации.

«Сокращение срока обучения полицейских было грубой ошибкой», – признал Жеральд Дарманен, выступая перед депутатами. В июне было принято решение об уменьшении продолжительности подготовки в полицейской академии с двенадцати до восьми месяцев. «Мы постоянно повторяем министру внутренних дел: «Увеличьте срок обучения. Это необходимо для того, чтобы полиция стала более эффективной. Вновь открывайте школы полиции!»» – говорит депутат от «непокорённых» Юго Берналисис, приводя в пример Данию, где подготовка длится тридцать шесть месяцев. В ФКП считают также необходимым активизировать борьбу с дискриминацией и расизмом. «Полиция не является расистским учреждением, но расизм глубоко проник в неё. И это серьёзная проблема», – полагает Оливье Дартиголь. Он также поддерживает идею выдавать документ при осуществлении полицейскими фейсконтроля. Жан-Люк Меланшон идёт ещё дальше: он предлагает требовать от полицейских строгого соблюдения статьи 78-2 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которой основанием для проверки может служить только совершённое правонарушение.

    5. Модернизация IGPN 

Генеральная инспекция национальной полиции – это не независимая инстанция. Она подчиняется непосредственно Министерству внутренних дел и нуждается в реформировании, чтобы стать беспристрастной. «Я не верю в саморегулирование», – считает Франсуа Рюффен, депутат от «Франции непокорённой», автор недавно вышедшей книги «Что делать с полицией?», в которой настаивает на введении внешнего контроля ведомства. «Сегодня нам нужна полностью независимая IGPN», – уверен первый секретарь Социалистической партии Оливье Фор. «Пора заменить IGPN демократическим контролем», – считает Оливье Дартиголь.

И даже среди правящего большинства раздаются голоса, выражающие недовольство отсутствием должной прозрачности в работе ведомства. Заместитель председателя фракции «Вперёд, Республика!» в Национальной ассамблее Юг Рансон высказался за «упразднение» IGPN и «создание контролирующего органа при организации Défenseur des droits», в состав которого вошли бы «полицейские, судьи, специализирующиеся на вопросах профессиональной этики, и юристы». По мнению социолога Себастьяна Роше, нужно не ограничиваться этим, использовав «блок IGPN-IGGN, генеральную инспекцию администрации (IGA), Счётную палату и организацию Défenseur des droits», придав последней расширенные полномочия. И хотя сегодняшний министр внутренних дел Франции Жеральд Даманен выражает «готовность изучить все предложения» по реформированию IGPN, пока вопрос о глобальном переустройстве системы речь не стоит.

Лола Рюсио, Орельен Сушейр

Опубликовано 04/12/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »