Мнение депутатов: правительство не справилось с кризисом

Парламентская комиссия по расследованию эффективности мер, принятых правительством в связи с пандемией COVID-19, утвердила в среду доклад, содержащий анализ недочётов, допущенных до и во время эпидемии.
Парламентская комиссия по расследованию эффективности мер, принятых правительством в связи с пандемией COVID-19, утвердила в среду доклад, содержащий анализ недочётов, допущенных до и во время эпидемии.

Парламентская комиссия подготовила доклад, анализирующий действия правительства по противодействию пандемии. Основной вывод: эти действия были неудовлетворительны, запоздалы и плохо скоординированы.

«План борьбы с пандемией гриппа» был разработан ещё в 2004 году, однако в 2013 году подготовка к возможной эпидемии была прекращена в связи с урезанием финансирования, а созданные стратегические запасы защитных средств оказались разбазарены.

Потому весной прошлого года правительственные меры имели разрозненный характер, прошлые наработки не использовались, а решения принимались в нескольких конкурирующих центрах.

Парламентская комиссия по расследованию эффективности мер, принятых правительством в связи с пандемией COVID-19, утвердила в среду доклад, содержащий анализ недочётов, допущенных до и во время эпидемии.

Начиная с весны все могли убедиться в том, что правительство управляет санитарным кризисом из рук вон плохо. 2 декабря депутаты Национальной ассамблеи утвердили доклад комиссии по расследованию эффективности принятых в связи с Covid-19 мер. Примечательно, что депутаты от движения «Вперёд, Республика!» (LaREM) воздержались от голосования. В ближайшие дни доклад будет представлен официально, но черновик текста, написанный автором доклада Эриком Чиотти (партия республиканцев, LR), уже просочился в прессу.

Этот документ содержит анализ множества ошибок, допущенных руководством страны, на основе которого правительству следует сделать необходимые выводы. Первый заключается в том, что Франция оказалась недостаточно готова к эпидемии такого масштаба. Переполненность больниц в регионах Гранд-Эст и Иль-де-Франс тому доказательство. Но депутаты раскритиковали не столько развал государственных больниц, сколько постепенный отказ от разработанного в 2004 году «плана борьбы с пандемией гриппа». В нём предусматривалось введение мер барьерной защиты, использование масок, проведение тестирования, выявление контактов с заболевшими, но практика «отработки этих мер» была приостановлена в 2013 году из-за резкого сокращения бюджета. Как результат – Франция не смогла использовать этот план, когда это стало необходимо.

Следствием явилась задержка с принятием мер с самого начала эпидемии и недостаточное количество стратегических запасов медицинских материалов. В частности, масок, нехватка которых также связана со сменой доктрины в 2013 году, что привело к серьёзной путанице: Министерство здравоохранения считало, что с него снята обязанность обеспечивать запасы средств для защиты медработников, но не сообщало региональным агентствам здравоохранения (ARS) и больницам о том, что теперь это входит в их обязанности. «Изменение, которое, судя по всему, обусловлено равнодушием политической власти», – с сожалением отмечено в докладе комиссии по расследованию. 

В марте 2020 года в некоторых регионах запасы масок практически отсутствовали, а государство дожидалось апреля, чтобы увеличить объём собственных заказов. Затем, как сообщается в докладе, последовало «беспорядочное распределение индивидуальных средств защиты, что мешало нормальной работе медперсонала в больнице или в городе». Чтобы устранить эти дисфункции, комиссия по расследованию предлагает упразднить ARS и создать ведомственные агентства здравоохранения, конкретизировав их функции, а также передать управление стратегическими запасами тому оператору, для которого это будет единственной задачей.

Автор доклада сообщает о «слишком запоздалой реакции» во время самого начала кризиса. На протяжении всего периода решения принимались «в самый последний момент», без подготовки и анализа, что иногда приводило к сбоям в работе и непредвиденным ситуациям (как в случае с масками или тестами). По мнению комиссии, частично эти проблемы объясняются большим количеством кризисных штабов и конкуренцией между ними. При чтении документа создаётся впечатление, что управление кризисом сначала осуществлялось Министерством здравоохранения, без учёта мнения других министерств, а затем перешло к главе государства, который в принятии решений опирался на Научный совет и Совет обороны, но почти не консультировался с другими органами исполнительной власти, парламентом и местной администрацией. Этим и можно объяснить неподготовленность ко второй волне пандемии. В этом смысле автор доклада также резко критикует «недооценку рисков» и «недостаточные ограничительные меры летом».

В заключительной части доклада содержится около тридцати рекомендаций, в том числе создание министерства, в обязанности которого входило бы предотвращение кризисов и восстановление суверенитета Франции в области здравоохранения.

Опубликовано 03/12/2020

На ту же тему

Рабочее время и сверхурочные часы: в Великобритании...
Показательный процесс над организаторами потока мигрантов
Протесты против принятия закона о «глобальной безопасности»
Скандал с нехваткой вакцин или что могла...