LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Кто он, будущий глава американской дипломатии?

Назначенный Байденом государственный секретарь возвращается к политике вмешательства, выпускает совместно с «мозговым центром» неоконсерваторов манифест и консультирует американские корпорации, производящие оружие.

Байден готовится занять Овальный кабинет, и вместе с ним готовится возглавить Госдепартамент Энтони Блинкен. Что известно о будущем государственном секретаре?

Ястреб, сторонник интервенционизма, выступающий за дальнейшее расширение НАТО и убеждённый в праве и обязанности США вести мир за собой – чтобы это место не занял кто-то другой. Блинкен поддержал или прямо разрабатывал все военные вторжения США последних лет, а главную опасность для своей страны видит в агрессии «государственно-капиталистических автократий».

Назначенный Байденом государственный секретарь возвращается к политике вмешательства, выпускает совместно с «мозговым центром» неоконсерваторов манифест и консультирует американские корпорации, производящие оружие.

23 ноября избранный президент США Джо Байдена провёл первые назначения в свой кабинет. В своей речи он сделал заявление о том, что «Америка возвращается», и её миссия — «управлять миром». У некоторых ёкнуло внутри от этих слов. В любом случае, никаких иллюзий по поводу будущих отношений между сверхдержавой и остальным миром можно уже не питать. Личность кандидата на пост государственного секретаря Энтони Блинкена воплощает худшие опасения на это счёт. За образом созданного не без помощи медийного шума опытного дипломата с хорошими манерами, франкофона и любителя игры на гитаре, на самом деле скрывается убеждённый сторонник интервенционизма (политики военного вмешательства в дела других государств).

Тони Блинкен, конечно же, утверждает, что намерен вернуться к политике многосторонности, попранной Дональдом Трампом. И любая дипломатическая перезагрузка, позволяющая возобновить международные переговорные процессы по вопросам климата, судьбы Ирана или ограничению ядерного вооружения, естественно, хороша. Но только не стоит заблуждаться: новый госсекретарь представляет эру Трампа как досадное отступление, которое якобы привело к отстранению США от международных дел. По мнению Блинкена, основной недостаток Трампа заключается не столько в том, что он зажал мир в тиски и стал причиной необратимых разрушений разрушениям, сколько в последовательном подрыве доверия со стороны партнёров, которые больше не считают, что Вашингтон вправе играть роль международного жандарма. «Возвращение Америки», несмотря на провал в Ираке, вновь допускает использование силы.

Блинкен долго был «мозговым центром» внешней политики Джо Байдена. Он убедил его использовать весь свой авторитет председателя комиссии Сената по международным делам для поддержки вторжения в Ирак в 2003 году. И позднее, признав вместе со своим наставником, что «совершил ошибку», Блинкен всё же остался верен самому себе, когда высказался за отправку американских войск за границу. Именно поэтому, будучи заместителем государственного секретаря в правительстве Барака Обамы, он сожалел об отказе от вмешательства в Сирию в начале 2010-х гг. Дело даже дошло до конфликта с бывшим президентом США. Тот, оценив масштабы иракской катастрофы, которая во многом способствовала возникновению так называемого «Исламского государства» (запрещённая в России террористическая организация), предпочёл проявить сдержанность. За несколько часов до своего назначения Блинкен продолжал настаивать на том, что сирийский прецедент стал огромным провалом, о котором, по его словам, «он будет помнить всю жизнь».

Но хуже всего то, что такая позиция будущего главы американской дипломатии не обусловлена обстоятельствами и в полной мере отражает его устоявшуюся геостратегическую позицию. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, что он всегда решительно и открыто заявлял о своей поддержке самых воинственных сторонников бывшего президента Джорджа Буша-младшего. Блинкен и Роберт Каган, бывший лидер неоконсерваторов и соучредитель (совместно с Уильямом Кристолом) аналитического центра государственной политики, подписали своего рода двухпартийный манифест. Речь идёт о проекте «Новый американский век» (Project for the New American Century (PNAC)) и тексте, состоящем из четырёх разделов, в котором описывается новая внешняя политика США. Этот манифест, оставшийся почти незамеченным в Европе, был опубликован в газете Washington Post в январе 2019 года (1). В нём излагались основные направления нового интервенционизма.

Роль США, как обозначено в этом тексте — «вести за собой весь мир». Как утверждают Блинкен и Каган, он не может оставаться без управления. Если Соединённые Штаты «откажутся от своей роли в управлении и разработке международных правил и институтов, это сделают другие державы», но «в соответствии со своими, а не нашими интересами и ценностями». Применение силы полностью оправдано. «Ошибки, совершённые в Ираке и Афганистане» не должны заставить США уйти из этого региона, так как «сила необходима для повышения эффективности дипломатии». Неспособность к «надлежащему применению силы» приведёт к тому, что «любые мирные переговоры будут невозможны, и ещё меньше будет шансов на принуждение к ним». «НАТО должно расширяться и принять в свой состав Европу и Дальний Восток. Нужна новая организация, – призывают Блинкен и Каган, – чтобы разработать общее стратегическое видение экономических и политических планов, которое будет включать военную и цифровую безопасность, а также и другие угрозы». И предупреждение Китаю. В разделе, посвящённом торговле, оба стратега подчёркивают своё желание создать систему, «основанную на правилах, которые защищают наши народы от агрессивности государственного капитализма современных автократий».

За свою долгую карьеру во внешнеполитическом ведомстве Энтони Блинкен никогда не упускал возможности поддерживать организацию прямых или косвенных вооружённых интервенций в классическом стиле дяди Сэма. Бомбардировки бывшей Югославии в 1999 году, вторжение в Афганистан и Ирак в 2002 и 2003гг, интервенция НАТО в Ливию в 2011 году, материально-техническая поддержка в 2015 году Саудовской Аравии во время вооружённого конфликта в Йемене (кровавого и запятнанного преступлениями против человечества), решение о которой принималось при Обаме и поддерживалось при Трампе, не говоря уже о масштабном использовании беспилотных летательных аппаратов и внесудебных казнях, – Энтони Блинкен готовил и инициировал все виды войн. Очень ценный человек для сверхмощного военно-промышленного комплекса Вашингтона.

Блинкен знал, как заработать на этом капитал. В 2018 году он вместе с другой бывшей чиновницей, знакомой ему по министерским кабинетам, учредил консалтинговую фирму, в целях коммерческого успеха названную WestExec Advisors (West Executive Avenue – улица, которая проходит рядом с Белым домом, намёк на близость учредителей к властным кругам). Фирма гарантирует своим клиентам максимальную закрытость и обязуется никогда не раскрывать их личные данные. Независимый журналист Джонатан Гайер смог установить, что ими были крупные американские компании-производители оружия, заинтересованные в «поиске контактов с высокотехнологичными компаниями» (2). Среди таковых фигурировало и подразделение Google. Блинкен дальновидно оговорил в своём контракте, что покинет пост руководителя WestExec, как только займёт место в правительстве. «Этого недостаточно для того, чтобы устранить подозрение в конфликте интересов», — отмечает Джонатан Гайер.

Другим соучредителем WestExec стала Мишель Флурнуа, тоже входившая в число людей, близких к Джо Байдену. Сегодня она считается наиболее вероятным кандидатом на пост министра обороны. «В таком случае это будет первая женщина — глава Пентагона», – сообщает одно из СМИ, видимо, желая подготовить общественное мнение к такому новшеству. Флурнуа тоже является убеждённой сторонницей интервенционизма и отличилась в администрации Обамы тем, что призывала к резкому увеличению военных расходов. Как и Блинкен, она демонстрирует двухпартийный политический профиль, поскольку едва не стала помощником первого министра обороны Дональда Трампа Джеймса Мэттиса.

Мир предупреждён: не успел он перевести дух после грубых выходок Дональда Трампа с его «величием Америки», как ему нужно готовиться к вероятному возвращению более просвещённого, но не менее опасного империализма. 

(1) — «America First is only making the world worse. Here’s a better approach » («Прежняя Америка делала мир только хуже. Вот лучший путь»). Энтони Блинкен и Роберт Каган, Washington Post 4 января 2019 года.

(2) — Журналистское расследование Джонатана Гайера находится в открытом доступе на сайте газеты The American Prospect в Интернете.

Опубликовано 02/12/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »