Крупные государственные дотации авиапромышленному сектору не спасают от проблем ни Airbus, ни её подрядчиков. Так, в конструкторской компании Akka готовятся очередные увольнения. Руководство объясняет это кризисом, но профсоюзные активисты отметили: сокращения «совпали» с покупкой крупного пакета акций компании, а акционеры должны быть уверены, что инвестиции принесут прибыль. Значит, надо меньше тратить на зарплаты. Уволенные могут пополнить ряды безработных, которым, в свою очередь, всё сложнее получить пособие в нынешних непростых условиях.
Инженерно-конструкторская компания Akka только что объявила о плане сокращения 900 рабочих мест. Это уже далеко не первое сокращение. Тем временем, государство выделило 15 миллиардов евро для оказания помощи сектору.
Airbus, Safran, Derichebourg, Mecachrome… С начала пандемии планы сокращения рабочих мест в авиапромышленном секторе появляются один за другим. Руководство французского субподрядчика Akka (инженерно-конструкторская компания), только что пополнило этот список, объявив о своём намерении сократить 900 рабочих мест – большей частью в регионе Окситания. Руководство объясняет такое решение чистым убытком в 55 миллионов евро в первом квартале 2020 г. наряду со снижением товарооборота на 20 % в течение этого периода. В чём причина? В спаде в секторе авиационной промышленности, являющимся одним из основных клиентов компании. Профсоюзы признают серьёзность кризиса, но не согласны, что проблемы решать надо столь радикальным методом. «Существуют многочисленные механизмы, которые можно было бы попробовать, до применения такой крайней меры как план по сокращению рабочих мест (PSE), – возмущается Франк Лабордери из профсоюза ВКТ («Всеобщая конфедерация труда»). – Руководство инициировало в ноябре переговоры по соглашению APLD (новая система долгосрочной частичной занятости, заключающаяся в сокращении времени работы для сохранения рабочих мест – прим. ред.). Но каждый раз, когда мы предлагали что-то конструктивное, руководство отказывалось это обсуждать. Они захотели и подписать соглашение APLD, и сохранить за собой – несмотря ни на что – возможность применения плана сокращений PSE по прошествии десяти месяцев. Это недопустимо!».
Несогласна с методами руководства и Стефани Лепин из профсоюза CFDT (Французская демократическая конфедерация труда): «Мы признаём серьёзность кризиса, но хотим любой ценой избежать вынужденных увольнений. Обязательно нужно как можно большее число работников направить на курсы переквалификации с последующим вручением сертификатов, которые затем позволят им найти работу недалеко от Тулузы или в других регионах. Впрочем, если есть план сокращения рабочих мест, то должен быть и план увольнений по собственному желанию с поддержкой мобильности, выплатой дополнительных пособий и т. д.». Также некоторые работники на предприятии обратили внимание на то, в какой момент было объявлено о плане сокращения рабочих мест. Кассы компании в ближайшее время должны пополнить два акционера: семья Фрер (семья бывшего бельгийского миллиардера) – на 150 миллионов евро, семья Риччи (владелец и основатель компании Akka) – на 50 миллионов. «С помощью увольнений компания собирается предоставить гарантии акционерам, вносящим деньги, – уверяет Франк Лабордери. – Им нужны быстрые финансовые результаты, и руководство даст им это за счёт сокращения рабочих мест».
Тем временем, этот очередной план сокращений может привести к ещё большему ослаблению умирающего сектора авиационной промышленности, который во многом зависит от экономического здоровья гиганта Airbus. Объявляя в последние месяцы о своём намерении радикально сократить объём производства, авиаконструктор ставит в уязвимое положение сотни субподрядчиков. В прошлом октябре президент торгово-промышленной палаты региона Окситания Ален Ди Крешенцо оценивал число рабочих мест, которые могут быть сокращены, в 20 000. Правительство объявило о плане помощи авиационной промышленности на 15 миллиардов евро, но эти деньги доходят с трудом… «На самом деле, средства предоставили компании Airbus, и она тратит их по своему собственному усмотрению, – жалуется работник Akka. – Авиаконструктор получает миллиарды и затем принимает решения о запуске проектов, которые дают или не дают работу субподрядчикам. Проблема в том, что к тому времени, когда Airbus снова соизволит работать с нами, нас уже просто не будет».
Опубликовано 30/12/2020