Danone: «социальный бизнес» и антисоциальные меры. Спад продаж питьевой воды привёл к снижению прибыли на 9,3%. Казалось бы, цифры невелики, и компания всё равно в прибытке, но акционеры требуют дивидендов. Поэтому корпорация проведёт реструктуризацию и сократит 2000 рабочих мест, из них четверть во Франции.
Все слова о «социальном бизнесе» и «особой миссии» перед лицом снижения прибыли оказались пустым звуком.
Эммануэль Фабер обещает вернуть возглавляемой им транснациональной корпорации Danone рекордную прибыль к 2021 году благодаря плану экономии в один миллиард евро. Планируется сокращение 2 000 рабочих мест, четверть из которых – во Франции.
Полгода назад Danone стала первым «предприятием с особой миссией», входящим в CAC 40. В соответствии с новой формулировкой, введённой в Гражданский кодекс законом PACTE (закон о развитии и трансформации предприятий упрощающий проведение ряда финансовых процедур внутри предприятия и процесс получения дотаций), такое наименование позволяет «предприятию декларировать свой raison d’être» (смысл существования, заключающийся не только в том, чтобы приносить прибыль своим акционерам) «посредством различных социальных и экологических целей». Поэтому компания определила для себя цель «приносить здоровье с помощью питания как можно большему количеству людей». Для чего она, в частности, рассчитывает «строить будущее с (нашими) командами в соответствии с (нашей) моделью инновационного управления («Один человек, один голос, одна акция»), что даёт каждому из (наших) работников возможность оказывать влияние на решения предприятия». В понедельник Эммануэль Фабер, харизматичный генеральный директор транснациональной корпорации Danone, сторонник концепта так называемого «социального бизнеса» (social business), реализовал на практике эти новые принципы. Его сотрудников призвали участвовать в разработке экономического плана, предусматривающего сокращение 2 000 рабочих мест, из которых от 400 до 500 – во Франции.
В этой операции алиби обеспечивает Covid-19. В конце октября компания подводила итоги: по результатам третьего квартала прибыль снизилась на 9,3 % (5,8 миллиардов евро в год) за счёт снижения продаж питьевой воды (13,5 % для Evian, Volvic, Font Vella и других марок). «Наши результаты в третьем квартале отражают то, насколько этот ковидный мир и связанный с ним комплекс санитарных мер, закрытие границ, неуверенность потребителей и изменение их привычек отрицательно сказываются на нашей деятельности», – высокопарно рассуждал Эммануэль Фабер. Через месяц наступил момент принятия решений.
Компания проводит реструктуризацию скорее по принципу географических зон, чем видов деятельности. Local First! (Приоритет местному производству!) – лозунг компании, пародирующий моду на поддержку местного производителя и прямые поставки от него. Итак, головные офисы французского представительства в Рюэй-Мальмезоне и международного в Париже будут объединены, что приведёт к сокращению 25 % рабочих мест. За счёт этого будет достигнута экономия «общих и административных расходов в размере 700 миллионов евро, представляющих приблизительно 20 % структурных затрат компании». Но этим планы сокращения расходов не ограничиваются (ведь экономия должна составить 1 миллиард евро). Ускорение цифровизации и роботизации заводов и складов (компания планирует строительство гигантского логистического центра в Парижском регионе) должно привести к «сокращению стоимости продаваемых продуктов на общую сумму в 300 миллионов евро». Внутри компании предлагается план подготовки и переподготовки работников, затронутых автоматизацией производства. Впрочем, «план адаптации» предполагает ревизию деятельности компании. С питьевой водой, похоже, складывается критическая ситуация: во всём мире наблюдается сокращение количества продаваемых марок на 15 %-30 %. Зато продукты на основе растений и пробиотиков рассматриваются в качестве «точек будущего роста».
«Danone фокусирует свою экономическую стратегию на продуктах с высокой добавленной стоимостью, стремясь производить меньше и дороже, ориентируясь на немногочисленное платёжеспособное население, чтобы обеспечить себе наибольшую прибыль», – заявляют представители ВКТ-FNAF («Всеобщая конфедерация труда» — агропромышленный сектор), отмечая, что, «помимо драматических последствий для работников, этот проект предвещает глубокую модернизацию, затрагивающую все структуры компании, связанные со свежими продуктами». Представители профсоюза «Рабочая сила» (FO) в компании сообщают, что «если бы акционеры отказались от части своих дивидендов, этого плана не существовало бы». «Какая польза работникам от того, что Danone стал предприятием с особой миссией?», – задаются вопросом активисты организации.
На самом деле Danone, стремящийся через пять лет получить сертификацию «B Corporation» на международном уровне («это покажет потребителям и заинтересованным сторонам, что все наши филиалы и марки служат интересам общества»), прежде всего думает о цене своих акций на бирже (с начала эпидемии коронавируса они упали в два раза). Руководство уже пообещало ежегодно (с 2021 года) увеличивать прибыль на 15 %. На это обещание незамедлительно отреагировал координатор ВКТ Danone Дени Анфер. Он заметил, что Эммануэль Фабер «говорит то, что ему положено говорить как руководителю» и ему придётся «выполнять обещания, данные финансистам». От этого зависит его судьба на посту генерального директора. К тому же, помимо заработной платы в размере одного миллиона евро в год, Фабер получает премию в размере ещё одного миллиона евро, которая на 60 % зависит от показателей экономической деятельности предприятия.
Опубликовано 24/11/2020