LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Власть скрывает торговлю оружием

Согласно внутреннему документу французского правительства, попавшему в руки сотрудников общественной организации Disclose, один из органов исполнительной власти открыто выступает против демократического контроля за экспортом вооружений и пытается держать под колпаком членов парламента.

Оружейное лобби стремится ограничить контроль французского парламента над тем, кому и для чего поставляется оружие. Франция – крупный экспортёр вооружений. После недавнего скандала, когда выяснилось, что проданное в Саудовскую Аравию французское оружие использовалось в Йемене против мирного населения, ряд депутатов потребовал привести национальное законодательство в соответствие с принципами ООН и гарантировать, что оружие не будет использовано для совершения преступлений против человечности.

Однако Генеральный секретариат по обороне и национальной безопасности при правительстве Франции выступил против такой инициативы, заявив, что это повредит бизнесу и снизит прибыли торговцев смертью – как будто речь идёт о заурядном сыре.

Согласно внутреннему документу французского правительства, попавшему в руки сотрудников общественной организации Disclose, один из органов исполнительной власти открыто выступает против демократического контроля за экспортом вооружений и пытается держать под колпаком членов парламента.

Долой этические нормы, главное — бизнес. Требования обеспечить прозрачность в том, что касается экспорта вооружений, похоже, не занимают руководство Франции. Во всяком случае такой вывод напрашивается после ознакомления с правительственной служебной запиской, обнародованной на этой неделе общественной организацией Disclose. Авторы этого документа, подготовленного Генеральным секретариатом по обороне и национальной безопасности при правительстве Франции, выступают против предложений, высказанных в докладе парламентариев Жака Мэра («Вперёд, Республика!») и Мишеля Табаро (LR). В тексте депутатов, обнародованном 17 ноября, говорится о необходимости наделить парламент более широкими полномочиями для осуществления контроля за экспортом вооружений. В особенности интересно, на что идёт приобретённое оружие. В 2019 году этот вопрос встал особенно остро, когда выяснилось, что Саудовская Аравия применяла закупленное у Франции оружие во время войны в Йемене, в том числе против мирного населения – о таких фактах сообщали многие общественные организации. Это противоречит правилам ООН, согласно которым торговля оружием разрешается лишь при условии, что оно не будет служить для «нападений на гражданских лиц и совершения других военных преступлений».

Именно для того, чтобы избежать такого сценария, авторы доклада, Жак Мэр и Мишель Табаро, предлагают создать специальную парламентскую комиссию. Однако в Генеральном секретариате по обороне и национальной безопасности опасаются, что таким образом «клиенты» окажутся «заложниками чрезмерной политизации принимаемых решений», и это повредит бизнесу. А ведь для того и нужна прозрачность, чтобы принимать во внимание политические соображения, то есть не продавать оружие для неправомерного использования силы. «Судя по этой записке, правительство ставит финансовые интересы, связанные с применением оружия, выше заботы о человеческих жизнях, как будто речь идёт о самой заурядной торговле», – отмечают члены тринадцати неправительственных организаций, в том числе Amnesty International.

В полученном документе, адресованном администрации президента, правительству, а также министерствам обороны, иностранных дел и экономики, эксперты Генерального секретариата выдвигают ещё один аргумент для того, чтобы помешать парламентскому контролю: «Создаётся впечатление, что за рассуждениями о необходимости обеспечить максимальную прозрачность и наладить конструктивный диалог между исполнительной и законодательной властями кроется всего-навсего попытка ограничить полномочия правительства в сфере экспортных операций». То есть, правительство признаётся, что при соответствующем контроле часть проведённых им сделок была бы признана незаконными или неправомерными? «Правительство уверяет нас в том, что соблюдает нормы международного права. Но тогда почему же оно избегает внешнего контроля за тем бизнесом, который оно ведёт, и почему выдвигает экономические аргументы?» – недоумевает лидер парламентской фракции ФКП Андре Шассень.

В Генеральном секретариате объясняют, что контроль за использованием проданного оружия вообще невозможен, поскольку информация о нём составляет военную тайну. «Отличный аргумент, чтобы связать руки парламенту. Значит, при необходимости следует приоткрыть военную тайну, особенно в данном случае, чтобы удостовериться в том, что Франция выполняет взятые на себя обязательства», – уверен депутат от «Непокорённых» Бастьен Лашо. «Конечно, есть обстоятельство, связанное с военной тайной. Но вопрос можно решить, например, брать подписку о её неразглашении с депутатов, входящих в состав комиссии, как это происходит в других случаях?» – размышляет Андре Шассень.

Желая избежать принятия этого предложения, Генеральный секретариат подсказывает правительству стратегию, противоречащую принципу разделения властей: «Нужно, чтобы наиболее авторитетные руководители Национальной ассамблеи выступили против», – предлагают составители записки. По мнению Бастьена Лашо, эта взаимозависимость исполнительной и законодательной властей была заметна уже при написании парламентского доклада: «Мне трудно представить, что депутат от большинства, в частности, Жак Мэр, мог подготовить такой доклад, а парламентарии от движения “Вперёд, Республика!” проголосовали за него, предварительно не заручившись хотя бы принципиальным одобрением правительства».

Из вышесказанного следует, что режим Макрона изображает стремление к гласности, а на деле всячески препятствует ей. В пользу этого предположения говорит записка, авторы которой предлагают активнее и детальнее информировать парламент о своих действиях, а сами делают всё, чтобы этого не осуществилось.

Опубликовано 10/12/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »