LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Полицейская база данных: теперь стражей порядка интересуют политические взгляды и профсоюзная принадлежность граждан

Очередное наступление на права и свободы человека. 4 декабря к и без того солидному арсеналу документов, которые множатся после обсуждения проекта закона о тотальной безопасности и грядущего закона о сепаратизме, добавились ещё три указа, расширяющие возможности создания информационной базы данных о гражданах. Посмотрим, что представляют собой очередные три удара по демократии.

Общество тотального контроля формируется во Франции. Отныне личная информация о гражданах отныне будет собираться в куда большем объёме, чем ранее. Опубликованные указы МВД вносят серьёзные изменения в формирование баз данных полиции и жандармерии.

Состояние здоровья, привычки, круг общения, личная переписка, политические и религиозные взгляды, членство в профсоюзах – отныне все эти сведения будут собираться не только в отношении подозреваемых в терроризме, но и в отношении любых преступников, их контактов, просто недовольных и даже жертв преступлений.

Напомним, что это не единственная репрессивная мера, принимаемая в настоящий момент во Франции.

Очередное наступление на права и свободы человека. 4 декабря к и без того солидному арсеналу документов, которые множатся после обсуждения проекта закона о тотальной безопасности и грядущего закона о сепаратизме, добавились ещё три указа, расширяющие возможности создания информационной базы данных о гражданах. Посмотрим, что представляют собой очередные три удара по демократии.

В условиях громкой полемики по поводу проекта закона о тотальной безопасности на днях правительство втихаря сделало ещё один шаг на пути создания общества повсеместной слежки. В пятницу на страницах Journal officiel были опубликованы несколько указов, дающих дополнительные возможности для создания информационной базы данных о гражданах. Опасная тенденция к ещё большему ограничению гражданских свобод, способному полностью задушить демократию.

Три указа, подготовленных Министерством внутренних дел, фактически вносят изменения в Кодекс внутренней безопасности (появился в 2012 г., в нём объединены все законы и имеющие силу закона нормативные акты, касающиеся внутренней безопасности страны, в т.ч и антитеррористическое законодательство). В них идёт речь о Gipasp и Pasp – двух базах данных, используемых для предотвращения посягательств на общественную безопасность – они находятся в ведении жандармерии и национальной полиции соответственно, а также о EASP – основной картотеке, применяемой при расследовании административных правонарушений.

До сих пор в первых двух базах данных содержались «сведения о лицах, чьи индивидуальные или коллективные действия дают основания предполагать возможные посягательства на общественную безопасность, и, в частности, информация о лицах, которые могут быть причастны к совершению коллективных актов насилия, в первую очередь в городской среде или на спортивных мероприятиях». Новые указы расширяют спектр таких лиц, а неопределённость сферы применения этих документов открывает возможности для злоупотреблений.

Согласно новым нормативным актам, полицейские и жандармы могут вносить в картотеку сведения о том или ином гражданине не только на основании его «действий», но и в связи с его «политическими взглядами», «философскими и религиозными убеждениями» или «профсоюзной принадлежностью». «Однажды это уже стало одним из существенных препятствий для формирования цифровой картотеки Edvige, именно невозможность основываться на этих показателях привело в 2008 г. к отказу составлять эту базу данных, – вспоминает Артюр Мессо, член ассоциации Quadrature du Net. – Почему же именно сейчас, 12 лет спустя, было принято решение изменить закон? Плохой сигнал. Такой шаг вполне может оказаться провокацией в сфере безопасности и обозначить поворот к проекту о безопасности, отклонённому пока благодаря вмешательству левых. Министр внутренних дел Жеральд Дарманен даёт нам этим понять, что он не отступает от жёсткой политики правых сил».

Теперь в зоне особого внимания окажутся не только люди, подозреваемые в террористической деятельности: благодаря новой терминологии, наряду с ними в базу данных легко и просто попадут также те, кто может «нанести ущерб территориальной целостности или органам власти Республики». Очень расплывчатая, а потому опасная формулировка. Объём собираемых сведений также увеличится: теперь это могут быть фотографии, переписка в социальных сетях и сведения о состоянии здоровья. «Информация о состоянии здоровья используется только для того, чтобы выявить слабые места того или иного человека, – считает Артюр Мессо. – Но зачем вдруг полиции понадобилась такого рода информация? Чтобы подбирать нужные методы для оказания давления? Она получит данные не только о зависимостях, но и о психиатрических и психологических проблемах граждан. При этом не предусмотрен никакой внешний контроль за обоснованностью предоставления такой информации».

Немало вопросов связано и с личностями тех, кто теперь будет фигурировать в картотеках. «Это очень резкая перемена, – продолжает Мессо. – Раньше речь шла только о тех, кто предположительно мог представлять опасность. Теперь же на каждого человека из их контактов и даже на их жертв тоже будет составляться отдельная карточка. Раньше разрешено было указывать только имена этих людей, а теперь можно будет приводить подробности их образа жизни, перемещений, отношений с другими, слабостей и т. п. Нет никаких оснований для того, чтобы собирать столько деталей о потерпевших». Планируется не только расширить характеристики лиц, которых можно будет вносить в базу данных, но и описывать различные «объединения». Наряду с обычными юридическими лицами (ассоциациями, компаниями, профсоюзами, газетами и т. п.), по словам активиста Quadrature du Net, отныне в картотеку могут попасть даже манифестации, с указанием имён их участников, находящихся под наблюдением.

Мари-Кристин Вержиа, бывшая депутат Европарламента, упоминает ещё один повод для серьёзной обеспокоенности: разрешение сопоставлять существующие сведения. «В этих базах уже содержится очень большой объём данных, – говорит она. – А теперь новые указы позволяют объединять их с другими подобными реестрами: FSPRT (картотека сведений о террористической радикализации), SPR (картотека разыскиваемых лиц), TAJ (картотека судимостей), PNR (картотека данных, полученных с воздуха)». А ещё и с картотекой TES, в которой сосредоточены сведения об удостоверениях личности и паспортах французов… «К 2023 году, – продолжает Мари-Кристин Вержиа, – на европейском уровне планируется ввести единую систему с центральной базой зашифрованных данных, в которой будут собраны сведения о террористической деятельности, организованной преступности и нелегальной миграции».

Cnil (Национальная комиссия по информатике и гражданским свободам), с которой, судя по всему, не посоветовались разработчики документов, встревожена тем, каким образом могут быть использованы фотографии из социальных сетей, и их возможным применением в системах распознавания лиц. «Эти указы вызывают у нас обеспокоенность, и мы обязательно будем добиваться их пересмотра», – говорит Мариз Артиглон, вице-президент Лиги прав человека. В более глобальном контексте, на фоне появления всё новых законопроектов по различным аспектам безопасности (закон о тотальной безопасности сейчас рассматривается в парламенте, закон о сепаратизме был представлен в среду на заседании Совета министров) и едва ли не повсеместного видеонаблюдения, эти указы открывают опасные возможности, ограничивая людей в их праве собираться и протестовать против политики правительства.

Карен Жансельм, Камий Бауэр, Поль Рико

Опубликовано 08/12/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »