LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Народ Венесуэлы устал от блокады

Единая социалистическая партия Венесуэлы, возглавляемая президентом страны Николасом Мадуро, получила абсолютное большинство мест в парламенте по итогам выборов, которые подверглись бойкоту со стороны части оппозиционных сил и отличились большим процентом неучастия.

Единая социалистическая партия Венесуэлы победила на выборах в Национальную ассамблею, набрав вместе с союзниками по Большому патриотическому полюсу более двух третей голосов – 67,6%. Выборы состоялись несмотря на давление со стороны внешних и внутренних врагов: США и ряд ориентирующихся на них режимов заранее не признали их итогов, а радикальное крыло правой оппозиции призвало к бойкоту.

С одной стороны, это стало триумфом, вернувшим чавистам контроль над парламентом, в котором ранее преобладали правые. При этом коммунисты, троцкисты и тупамарос покинули правящую коалицию, перейдя в оппозицию и всё более резко критикуя социалистов слева.

С другой стороны, низкая явка – 31% – объясняется не только понятным нежеланием населения рисковать здоровьем в условиях пандемии и тем более не только бойкотом со стороны правых. Но главная проблема – накопившаяся усталость населения от трудностей, ставших следствием преступной блокадой со стороны североамериканского империализма и его союзников. В итоге ЕСПВ получила на два миллиона голосов меньше, чем на прошлых выборах.

Единая социалистическая партия Венесуэлы, возглавляемая президентом страны Николасом Мадуро, получила абсолютное большинство мест в парламенте по итогам выборов, которые подверглись бойкоту со стороны части оппозиционных сил и отличились большим процентом неучастия.

Благодаря электронному голосованию и автоматизированной передаче результатов, вердикт избирателей мог быть обнародован уже вечером. Но лишь поздно ночью с 6 на 7 декабря президент Национального избирательного совета Индира Альфонсо сообщила результаты выборов в орган законодательной власти Венесуэлы. Как и ожидалось, Единая социалистическая партия Венесуэлы (ЕСПВ) и её сторонники из Большого патриотического полюса одержали победу в предвыборной гонке, набрав 67,6 % голосов и получив абсолютное большинство мандатов. Среди оппозиционных объединений, не принимавших участие в бойкоте, были Демократический альянс, заручившийся поддержкой 17,95 % избирателей, и партия «Венесуэла унида», получившая 4,19 % голосов. Коммунистическая партия Венесуэлы, осудившая «либеральный уклон», политику «реприватизации» и посягательства на свободы, набрала 2,73 % по итогам кампании, которая запомнится политическим давлением, игнорированием со стороны СМИ и даже возмутительным арестом нескольких её активистов в штате Сулия вечером в воскресенье.

Явка на этот раз была очень низкой: в выборах приняли участие всего 31 % венесуэльцев, что ниже аналогичного показателя на выборах в орган законодательной власти в 2015-м (74,17 %) и в 2010 годах (66,45 %), когда оппозиция выступала единым фронтом, а поляризация мнений достигла апогея. В 2005 году, на фоне бойкота выборов оппозицией, явка составила всего 25 %. Венесуэльцы, измученные экономическим и политическим кризисом, гиперинфляцией, дефицитом и тяжёлыми последствиями американской блокады, неохотно шли на избирательные участки даже в тех регионах, где последователи Чавеса обычно проявляют большую активность. В итоге ЕСПВ набрала на два миллиона голосов меньше, чем на последних президентских выборах.

В квартале имени 23 января, возле бетонных многоэтажек социального жилья, в окружении фресок в память о почившем «команданте», избирателей на участках было немного, а представителей молодого поколения среди них и подавно. В лицее имени Андреса Бельо, где разместился один из крупнейших в венесуэльской столице избирательных участков, люди ждут в быстро продвигающихся очередях под присмотром кадетов из Национальной боливарианской гвардии, которые следят за соблюдением социальной дистанции. 34-летняя Йоглейди Альварес, бывшая продавщица, потерявшая работу, пришла сюда, чтобы «проголосовать за перемены». «Экономика загублена, нам негде работать. У меня маленькие дети, мне очень трудно их прокормить, они жалуются, что хотят есть. Нам нужна реально работающая Национальная ассамблея, пора возвращаться к нормальной жизни, восстановить наконец мир», – говорит она. Йоглейди Альварес отдала свой голос за оппозицию. К югу от Каракаса, в Карикуао, «уличные вожди ЕСПВ» призывали избирателей прийти на участки для голосования. В этом округе венесуэльской столице, расположенном на возвышенности, продолжается строительство нового квартала, состоящего из небольших многоквартирных домов белого цвета – это социальное жильё, возводимое ассоциацией Vivienda. По склону соседнего холма вниз, до самой дороги, спускаются лачуги из пустотелого кирпича. Местные жители называют этот квартал Fortaleza, то есть «крепость». Впечатляющий контраст. Здесь урна для голосования размещена в одном из домишек, за ходом голосования следят преимущественно женщины. На улице, укрывшись от солнца за заброшенным контейнером, некоторые активистки устроили импровизированный обед, а тем временем их дети запускают петарды, прячась в высокой траве.

Густаво Борхес – один из организаторов голосования в многочисленных бедных кварталах. «Обычно выборы в парламент вызывают меньший интерес, чем голосование за президента, – говорит он. – На сегодняшний день цель состоит в том, чтобы на волне революционного процесса

вернуть стране Национальную ассамблею, которая в 2015 году, после победы оппозиции, превратилась в платформу для свержения президента и поддержки американской агрессии». Этот общественный активист признаёт, что повседневная жизнь стала «очень тяжёлой» из-за отключений воды, электричества, разнообразных лишений и нехватки продовольствия. «Собственно, можно сказать, что покушаются на наши жизни. Венесуэльцы понимают, кто несёт ответственность за происходящее, – утверждает он. – Теперь многое может измениться, и нам нужно стремиться к снятию блокады».

Александер Перейра не разделяет его оптимизма. Этот 41-летний житель небогатого квартала Кано Амарийо видел, как его соотечественники один за другим покидали родину, «и Венесуэла осталась совершенно обескровленной». Вся его семья, все друзья уехали за границу. По профессии он архитектор, но сейчас перебивается уроками музыки и переводами, выращивает овощи на крыше своего дома и питается тем, что каждый месяц получает в коробках гуманитарной помощи от Clap – местного совета по снабжению и продовольствию. «Раньше голосование считалось важным шагом: нужно было поддержать Чавеса и его революцию. Теперь это чувство утрачено. Люди не верят в полезность выборов, а между тем перед страной стоят серьёзнейшие задачи: её нужно спасти от американской агрессии». По мнению нашего собеседника, коррупция, массовое нежелание людей участвовать в происходящем, а также тот факт, что «богатые обогащаются ещё больше в разгар кризиса, а тем временем работники получают по два доллара в месяц», столь же отвратительны, как и санкции Вашингтона, из-за которых Венесуэла сегодня задыхается.

Глава государства, президент Николас Мадуро, с удовлетворением отметил успешное завершение голосования, раскритикованного и бойкотированного лидерами оппозиции, такими как Хуан Гуайдо, который в начале 2019 года провозгласил себя «временно исполняющим обязанности президента», и Энрике Каприлес, дважды выдвигавший свою кандидатуру на выборах президента. Первый из них оказался чужим в своей компании, чувствует себя очень неуютно. Он назвал проведённые выборы «мошеннической» операцией и призвал жителей страны выйти 12 декабря на манифестации. Второй же, напротив, полагает, что «демократические силы должны просто наблюдать за поражением и призывать к протестам без выдвижения конкретных предложений».

В сущности, сейчас происходит налаживание новых каналов общения власти и оппозиции. Это необходимо для выхода из политического кризиса и придания конкретных проявлений консенсуса, который помог бы добиться снятия американских санкций. Находясь в Каракасе, бывший премьер-министр Испании Хосе Луис Родригес Сапатеро, который совместно с представителями Ватикана и другими деятелями участвует в переговорах по Монтевидео, Барбадосу и Санто-Доминго, в воскресенье призвал Европейский Союз «пересмотреть последствия санкционной стратегии в отношении Венесуэлы», инициированной Дональдом Трампом. Не питая иллюзий по поводу основных принципов политики США в Латинской Америке, последователи Чавеса всё же рассчитывают на то, что с приходом в Вашингтон новой команды им удастся установить диалог и со временем выйти из режима санкций.

32-летний безработный Шарли Родригес, которого мы встретили на выходе с избирательного участка в Карикуао, поделился единственным своим желанием: «Пусть уже снимут блокаду, и Венесуэла перестанет быть отрезанной от мира, вернётся к нормальной жизни».

Опубликовано 08/12/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »