LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Парламент рассматривает закон об усилении мер безопасности

Проект закона о «глобальной безопасности» поступил сегодня на рассмотрение в Национальную ассамблею. L’Humanité предлагает читателям анализ четырёх пунктов, ограничивающих права и свободы человека.

Запрет на демонстрацию изображений и видео полицейских при исполнении служебного долга, правовые рамки использования дронов при слежке в общественных местах, передача полномочий государства в области охраны правопорядка городской полиции (имеющей особый статус, в отличие от национальной полиции) и частным структурам.

Проект закона о «глобальной безопасности» поступил сегодня на рассмотрение в Национальную ассамблею. L’Humanité предлагает читателям анализ четырёх пунктов, ограничивающих права и свободы человека.

Во вторник депутаты нижней палаты французского парламента получили на рассмотрение законопроект о «глобальной безопасности». Этот документ был подготовлен движением «Вперёд, Республика!» и поддержан министром Жеральдом Дарманеном. Он состоит из 32 статей, в которых излагаются основные направления политики правительства в области существенного усиления мер безопасности. Сфера действия нового закона будет обширной: от правил демонстрации видеоматериалов, в которых лица полицейских обязательно должны быть размыты, до повсеместного видеонаблюдения за общественным пространством и усиления роли муниципальной полиции, что вызывает обеспокоенность у организаций по защите гражданских свобод. Цель закона проста: ограничить публикацию изображений стражей порядка при исполнении служебных обязанностей, но при этом облегчить распространение видеоматериалов, созданных самими сотрудниками полиции для контроля подачи информации о происходящих событиях. Попробуем разобраться.

1. Ограничить распространение изображений полицейского насилия.

Статья 24 предлагаемого законопроекта вызывает противоречивые мнения. И это неудивительно: распространение в социальных сетях изображений полицейских при исполнении ими служебных обязанностей с целью нанести ущерб их «физическому или психическому благополучию» карается годом тюрьмы и штрафом в размере 45 000 евро. Эта мера немедленно вызвала серьёзные опасения. Как отметили представители профсоюза работников суда, цель документа состоит в том, чтобы «ещё больше усложнить демократический контроль за происходящим, поскольку в конечном счёте только стражи порядка окажутся защищёнными от всевидящих камер».

16 ноября в беседе с корреспондентом Le Parisien, глава профильного ведомства Жеральд Дарманен заявил: «Снимать на видео полицейских во время манифестаций можно. Но теперь нельзя эти видео распространять с целью изобличения полицейских, иначе к вам будет применено соответствующее наказание». Только вот требование растушёвывать изображения полицейских, как и боязнь санкций за невыполнение этого правила, отобьют у людей всякую охоту брать в руки камеру. Как заметили в организации «Репортёры без границ»: «Понятие “намерение” допускает различные трактовки, и трудно дать ему однозначную характеристику. Любое изображение полицейских, на которых их можно идентифицировать, может рассматриваться как средство для причинения вреда этим полицейским. Для журналистов же риск судебного преследования реален, и не исключена опасность вынесения обвинительного приговора». «Не говоря уже о том, — напоминает парламентский депутат от Французской компартии Стефан Пё, — что полиция Республики, находящаяся на службе у её граждан, не может быть обезличенной и анонимной».

Один из авторов законопроекта, депутат от движения «Вперёд, Республика!» Жан-Мишель Фоверг, не прямо говорит о цели, которой руководствовались его разработчики: «нам нужно преимущество в войне изображений». Для этого предлагается одобрить положение о постепенном введении анонимности для полицейских, которые служат в ведомстве на протяжении нескольких лет. Чтобы как-то смягчить радикальность предлагаемых мер, соратник Макрона предложил специальную поправку, чтобы сохранить возможность идентифицировать личный номер полицейского. Проблема же заключается в том, что не все стражи порядка ноят это номер, хотя по инструкции должны это делать. Приняв близко к сердцу аргументацию, выдвигаемую профсоюзами полицейских, Жеральд Дарманен поддержал это предложение, направленное на защиту служителей закона от оскорблений и других посягательств. Несомненно, полицейские часто получают угрозы в свой адрес. Однако никакой подтверждённой информации о том, что эти угрозы поступают после просмотра изображений в соцсетях, не существует.

2. Видеорегистраторы как средства коммуникации.

Авторы документа выступают за анонимность полицейских, но при этом предлагают организовать массовую слежку за людьми в реальном времени при помощи дронов и видеорегистраторов. Использование этих средств сотрудниками муниципальной полиции описано в приказе министерства внутренних дел от 14 марта 2019 года. Согласно этому документу, полицейские «не должны иметь непосредственного доступа к сделанным ими видеозаписям». По новому закону они получат право просматривать снятые ими кадры. Этому возмутились даже представители пропрезидентского большинства. Депутат от движения «Вперёд, Республика!» Саша Улье предложил поправку, отменяющую это положение, ведь тогда «съёмка частично утратит доказательную силу, а честность полицейского может быть поставлена под сомнение». По мнению депутатов от фракции «Свободы и территории» Поля Молака и Жана-Феликса Акавива, такая мера даёт возможность «выработать единственную версию происходящего в случае привлечения к ответственности и помогает полиции скрывать нарушения, допущенные её сотрудниками».

Ещё один повод для беспокойства заключается в том, что подобные записи могут быть немедленно переданы в диспетчерский пункт. «Такая передача информации в реальном времени чревата очень серьёзными последствиями (…). Из диспетчерского пункта она может поступить напрямую местным сотрудникам сил правопорядка, которые таким образом получат сведения о личностях активистов, участвующих в тех или иных мероприятий», – отметили представители «Франции непокорённой» при внесении поправки, которая была отклонена парламентом. Кроме того, подобные записи, до сих пор использовавшиеся только судебными инстанциями, могут служить для «оповещения широких слоёв населения об обстоятельствах проводимых операций». Тем самым оборудование, предназначенное для наблюдения, превратится в средство информирования широкой публики в русле той стратегии, которую развивает после акций «жёлтых жилетов» полицейская префектура Парижа в своём аккаунте в Твиттере. Представитель правозащитной организации Defenseurs des droits Клер Эдон с тревогой отметила, что «такие нормы могут вступить в противоречие с правом на уважение личной жизни».

3. Тотальная слежка в общественных местах.

В сущности, положения статьи 22 о дронах также продолжает логику усиления арсенала репрессивных средств. Под лозунгом борьбы за безопасность закон расширяет сферу их применения. Документ очерчивает границы полицейского вмешательства: от противодействия терроризму до борьбы с распространением наркотиков, не исключая наблюдение за ходом манифестаций. Это положение представляет собой орудие массового сдерживания, так как чревато серьёзными последствиями, в частности, для участников акций. «Наблюдение с дронов позволяет легко отслеживать перемещения любого “неудобного” человека, замеченного в ходе манифестации, и направлять наземные силы на его преследование», – беспокоятся члены ассоциации Quadrature du Net, защищающей цифровые права и свободы граждан. Но самое главное состоит в том, что законопроект устанавливает практически не существовавшие до сих пор правовые рамки использования дронов (ранее Государственный совет запретил полицейской префектуре Парижа применять эти аппараты в период карантина). Тут же возникает ворос: «Какие гарантии предоставляются людям по защите их персональных данных?» «»Никакие», — отвечает руководство ассоциации Quadrature du Net, и ещё 64 организации с ней согласны, в том числе Лига прав человека и французский профсоюз адвокатов, которые считают, что массовое использование дронов и мобильных видеокамер создаст «возможность для тотальной слежки в общественных местах».

4. Государство умывает руки.

Последнее изменение, вызывающее беспокойство, связано с передачей прерогатив государства муниципальной полиции и частным охранным структурам. Согласно законопроекту, такие правонарушения, как вождение автомобиля без документов, незаконная торговля, самовольное размещение в подъездах жилых домов, распространение наркотиков, нелегальное занятие помещений и нанесение граффити, должна будет фиксировать и официально регистрировать муниципальная, а не национальная полиция. Такая передача полномочий не только наделяет коммуны теми функциями, которые должна выполнять центральная власть, но и ставит эффективность данной политики в зависимость от произвола местных градоначальников, создавая возможности для злоупотреблений. «Каждый мэр будет самостоятельно устанавливать свои порядки в зависимости от того, какими возможностями располагает его населённый пункт», – говорит Стефан Пё, обеспокоенный тем, что всё отчётливее вырисовываются «безопасность для богатых и безопасность для бедных». «Города, не обладающие большими средствами, рискуют оказаться в крайне невыигрышной ситуации», – считает он.

Во вторник депутаты начнут рассмотрение закона о «глобальной безопасности», а тем временем в конце минувшей недели Национальная консультативная комиссия по правам человека (CNCDH) при правительстве Франции распространила документ, в котором отмечается, что в случае, когда речь идёт о «законодательных процедурах», «превращение исключительных мер в повседневную реальность» наносит серьёзный удар по демократическим принципам. «Мы уже потеряли счёт законопроектам и предложениям, принятым в упрощённом и ускоренном порядке, – с резким неодобрением отмечает руководство CNCDH, подразумевая то, что в отношении этого важного документа правительство также идёт по упрощённому пути, и критикуя намерение кабинета министров поддержать законопроект, а не внести его на рассмотрение от своего имени. — Правительство не берёт на себя ответственность за выдвижение новых инициатив в сфере безопасности (…), тем самым лишая парламент и общество возможности оценить их возможные последствия, а также не позволяя Государственному совету провести правовую экспертизу этих предложений (…) Мы выражаем сожаление в связи с тем, что власти страны не обратились к CNCDH при подготовке этой реформы.(…) Эксперты CNCDH полагают, что данный законопроект является «новой вехой» политики в сфере безопасности, влияние которой может быть пагубным».

Опубликовано 17/11/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »