ЕС и Россия: Противостояние на востоке

Несмотря на то, что события в Белоруссии не переросли в масштабный конфликт, как это случилось на Украине шесть лет тому назад, охлаждение в отношениях между ЕС и Россией ощущается всё более отчётливо. Молдавия, Грузия, Армения... столкновения множатся, выстраиваются в линию разлома и создают возможности для расширения ЕС. Только вот настоящее «восточное партнёрство» без участия Москвы невозможно.
Несмотря на то, что события в Белоруссии не переросли в масштабный конфликт, как это случилось на Украине шесть лет тому назад, охлаждение в отношениях между ЕС и Россией ощущается всё более отчётливо. Молдавия, Грузия, Армения... столкновения множатся, выстраиваются в линию разлома и создают возможности для расширения ЕС. Только вот настоящее «восточное партнёрство» без участия Москвы невозможно.

Конфронтация между Евросоюзом и Россией продолжается. Стремление втянуть новые лимитрофы в свою орбиту ведёт к усугублению конфликта. Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила, что укрепление связей с восточными и южными соседями является «абсолютным приоритетом». Речь идёт в первую очередь о программе Восточного партнёрства, предполагающей вовлечение в орбиту Западной Европы шести постсоветских республик: Армении, Азербайджана, Белоруссии, Грузии, Молдавии и Украины. Для этого странам предлагается провести масштабные приватизации и открыть свои рынки для европейского капитала. Предполагающиеся выгодны для народов остаются весьма сомнительными, да и практическая реализация этой политики ведёт к дестабилизации и нарастанию напряжения как внутри этих стран, так и на международной арене.

Несмотря на то, что события в Белоруссии не переросли в масштабный конфликт, как это случилось на Украине шесть лет тому назад, охлаждение в отношениях между ЕС и Россией ощущается всё более отчётливо. Молдавия, Грузия, Армения… столкновения множатся, выстраиваются в линию разлома и создают возможности для расширения ЕС. Только вот настоящее «восточное партнёрство» без участия Москвы невозможно.

В последние тридцать лет расширение Европейского Союза в восточном направлении стало причиной целого ряда дипломатических, а иногда и военных конфликтов с Россией. Борьба за влияние, достигшая кульминационной точки в ходе кризиса на Украине в 2013-2014 годах, должна была дать повод к пересмотру политики ЕС на его восточных рубежах. Всего за несколько недель потрясения в Белоруссии, в Грузии, на Украине, в Молдавии, а также урегулирование армяно-азербайджанского конфликта обозначили её контуры. В частности, эти события подтвердили прежнюю конфликтную тональность отношений с Москвой. Почему так происходит?

 «Россия начала проявлять беспокойство в 2004 году – с тех пор, как ЕС географически приблизился к её границам и начал проводить в отношении своих восточных соседей политику непосредственного влияния, политических и экономических реформ. Москва рассматривает Восточное партнёрство, как и экспансию НАТО, как угрозу своим интересам», – рассуждает бывший посол Франции в Молдавии Пьер Андриё (1).

События в Белоруссии.

Состоявшиеся 9 августа президентские выборы в Белоруссии, итогом которых стало переизбрание Александра Лукашенко, породили массовое протестное движение со стороны тех, кто оспаривал результаты голосования. Глава государства, занимающий свой пост уже двадцать шесть лет, столкнулся с беспрецедентным кризисом, причинами которого стали медленные темпы экономического роста, сомнительное распределение благ и тяжёлое положение в торговле, вызванное санитарным кризисом. Спасаясь от репрессий, многие деятели оппозиции, получающей поддержку от Еврокомиссии и европейских лидеров, были вынуждены укрыться в Литве и в Польше. Они требуют, чтобы Россия заняла жёсткую позицию и отказалась признать Лукашенко президентом.

В то же время минские власти претендуют на активную поддержку со стороны Москвы. Белоруссию связывают с Россией многочисленные соглашения о сотрудничестве, культурная близость и общая история. Москва считает Белоруссию одним из своих последних союзников в Европе, буферной зоной у границ ЕС и НАТО. «Большинство населения по-прежнему очень дорожит стабильностью, прогрессом в социальной сфере, невысокими показателями безработицы, грамотно выстроенной системой здравоохранения, а также не видит в Москве противника», – считает Давид Тёртрие, эксперт Центра изучения Европы и Евразии в Inalco (Национальном институте восточных языков и культур).

Заинтересована ли Европа в том, чтобы Белоруссия перевернула страницу и приступила к либерализации своей экономики, находящейся сейчас в руках государства? С 2009 года отношения между ЕС и шестью бывшими республиками Советского Союза – Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной – регулируются программой Восточного партнёрства после подписания в 1994–1999 годах договоров о партнёрстве и сотрудничестве. Это политика соседства, предусматривающая укрепление сотрудничества на основе реформирования экономических систем этих стран через приватизацию целых отраслей и либерализацию коммерции за счёт заключения соглашений о свободной торговле.

В своём недавнем выступлении, в октябре, глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила о своём намерении возглавлять «геополитическую комиссию», более активную и более влиятельную на международной арене. «Абсолютным приоритетом» названа задача по укреплению существующих партнёрских связей с «восточными и южными соседями».

«Многие деятели белорусской оппозиции поддержали программу реформирования, одобренную, в частности, Всемирным банком. Но это не исключает обеспокоенности, связанной с Россией и её предприятиями, также имеющими виды на эту финансовую помощь», – заметил белорусский журналист Артём Шрайбман.

Украина: форсированная интеграция.

Тем временем Украина сделала ставку на решительные меры так, что за период с 2015 по 2018 годы объём её экспортных поставок в ЕС вырос на 49 %. Впрочем, это ничуть не улучшило жизнь простых украинцев… которые стали ещё беднее из-за введения норм и стандартов Европейского Союза во всех сегментах внутреннего рынка, а также в связи с принятием к исполнению свыше 100 директив ЕС. Большинству стран-членов Евросоюза потребовалось на это несколько десятилетий.

На последних выборах в местные органы власти столь высокая цена за «европейскую мечту» стала причиной возросшей популярности наследников Партии регионов, выступающих за сближение с Россией. «Недостаточно чётко был обозначен двойственный характер соглашения между Европейским Союзом и Украиной в том смысле, что он похоронил надежды одних на вступление в ЕС и ничуть не уменьшил недовольство других, а некоторых заставил дорого заплатить за их европейскую мечту», – сообщают эксперты исследовательского центра Роберта Шумана.

Раздираемая противоречиями Грузия.

Ещё одно проявление напряжённости в отношениях между Евросоюзом и Россией – Грузия. С 31 октября, с тех пор, как в этой маленькой кавказской стране с населением 3,7 миллиона человек прошли выборы в законодательные органы власти, здесь не прекращаются антиправительственные выступления. В том, что касается внутренней политики, и правящая партия «Грузинская мечта», и «Единое национальное движение» бывшего президента Михаила Саакашвили придерживаются либерального курса, но на международной арене правительство настроено по отношению к Москве не столь враждебно. Оно не скрывает своей заинтересованности в присоединении к НАТО и к ЕС, но оппозиция упрекает «Грузинскую мечту» за двойственную риторику. 

Американское посольство в Тбилиси отметило «недопустимые» нарушения в ходе выборов, которые, впрочем, «не дают достаточно веских оснований для признания результатов недействительными». Также страна всё ещё не залечила раны от короткой войны с Россией в августе 2008 года, которая завершилась для неё крахом попытки восстановить контроль над 20 % её территории: речь идёт о двух регионах, в которых преобладали сепаратистские, пророссийские настроения – о Южной Осетии и Абхазии.

Естественный союз?

«Вместо того чтобы продолжать борьбу за влияние в регионе, рискующую повлечь за собой ещё более серьёзные последствия, Европейскому Союзу и России следовало бы обозначить объекты обоюдного интереса, работа над которыми помогла бы им найти точки соприкосновения в сфере экономического развития и политического диалога. В целом как Россия, так и ЕС должны пересмотреть свои позиции в условиях американо-китайской конфронтации», – подчеркнул Пьер Андриё.

  1. «Программа Восточного партнёрства Европейского Союза: десять лет спустя»: анализ «Фонда стратегических исследований», 2020 год («La politique de Partenariat orientale de l’Union européene : dix ans après», note 2020 de la FRS)

Опубликовано в воскресном номере за 19 – 25 ноября 2020 г.

На ту же тему

Увольнения не волнуют Министерство экономики
Фабьен Руссель: от слов к действиям
Очередное видеодоказательство полицейского насилия
Отделение неотложной помощи в больнице Hotel-Dieu вновь...