Сокращения ради спасения бизнеса

Более 400 сокращений рабочих мест, повышение производительности труда, реорганизация производства… Чтобы спасти завод Bridgestone в Бетюне, Министерство экономики и финансов Франции планирует прибегнуть к тактике, которая применялась в 2013 году на заводе Bridgestone в Бари (Италия).
Более 400 сокращений рабочих мест, повышение производительности труда, реорганизация производства… Чтобы спасти завод Bridgestone в Бетюне, Министерство экономики и финансов Франции планирует прибегнуть к тактике, которая применялась в 2013 году на заводе Bridgestone в Бари (Италия).

Во Франции продолжается ползучая деиндустриализация. Bridgestone, второй крупнейший мировой производитель шин, ещё летом объявила о закрытии завода в Бетюне. Производство переносится в Восточную Европу, где корпорация сможет хорошо сэкономить на зарплатах. Работники завода, профсоюзы, местные жители и муниципальные власти требовали государство вмешаться и спасти рабочие места.

Всё, на что оказалось способно государство, – ненастойчиво предложить Bridgestone пересмотреть свой план, перепрофилировать производство и сократить не всех рабочих, а лишь половину. Реакция руководства компании пока неизвестна.

Сегодня правительство практически не способно, да и не пытается, противостоять решениям бизнеса о сокращениях или закрытии производств. Это стало следствием неолиберальной политики, проводимой им на протяжении долгих лет.

Более 400 сокращений рабочих мест, повышение производительности труда, реорганизация производства… Чтобы спасти завод Bridgestone в Бетюне, Министерство экономики и финансов Франции планирует прибегнуть к тактике, которая применялась в 2013 году на заводе Bridgestone в Бари (Италия).

В Бетюне 843 работника завода Bridgestone и их семьи живут между надеждой и отчаянием. В понедельник, на совещании в Министерстве экономики и финансов, Аньес Панье-Рюнаше представила план правительства по выводу промышленного предприятия из кризиса. Руководство компании престало уделять внимание заводу на севере Франции. В связи с этим государство провело повторную экспертизу и теперь делает ставку на «альтернативный сценарий».

В присутствии президента Совета региона О-де-Франс Ксавье Бертрана («Республиканцы») и представителей коллектива работников и их адвоката государственный секретарь по экономике и финансам Аньес Панье-Рюнаше, не вдаваясь в подробности, обрисовала план «который направлен на производство 3 миллионов шин на заводе в Бетюне за счёт использования новых станков, что позволит заводу Bridgestone занять свою нишу между производителями шин с низкой добавленной стоимостью и изготовителями аналогичной продукции с более высокой добавленной стоимостью». Для японского гиганта речь идёт о минимальных инвестициях в 100 миллионов евро, направленных на корректировку производства, а вот сотрудникам закрытие предприятия будет стоить намного дороже. Дело в том, что Аньес Панье-Рюнаше сразу предупредила, что спасение завода возможно в только случае «коллективных усилий, повышения производительности труда и значительной реструктуризации», и только потом озвучила шокирующую цену – ликвидация 400 рабочих мест. А точнее, будут уволены 443 человека.

«Этот план (детали которого по-прежнему неизвестны работникам) делает ставку на повышение производительности труда на 2 5%-40 %», – отметила Аньес Панье-Рюнаше, упомянув о «необходимости реорганизации» распределения рабочего времени и количества бригад. Член профсоюза SUD работников химической промышленности Жаки Франкёр немного растерян от всех этих намерений и не знает, как на них реагировать. «Это только предложение, и пока руководство всего лишь согласилось рассмотреть его. В любом случае, у нас просто нет выбора: либо оно его примет, либо предприятие окончательно закроется». Жаки занял позицию фаталиста и считает, что «способность государства противостоять стратегии таких крупных компаний» — это воля случая. По его словам, трудовой коллектив находятся в полном неведении, «но больше всего все опасаются закрытия завода». И угрозы Ксавье Бертрана, утверждающего, что «если руководство откажется от этого плана, мы войдём в клинч», не пугают Франкёра. «Государство в этом вопросе сейчас почти в том же положении, что и мы. А мы не забываем о том, что различные законы, за которые голосовали в последние годы, как раз позволяют таким крупным компаниям делать всё, что они захотят», – продолжает Жаки Франкёр. Что же касается вопроса о возможной финансовой поддержке завода государством, то Аньес Панье-Рюнаше обошла его стороной, не моргнув глазом: «Это не предмет разговора. Мы обсуждаем, есть ли эффективный промышленный план». Точка – разговор окончен.

Теперь своё слово должно сказать руководство. Нынешние обстоятельства очень напоминают ситуацию с заводом в Бари (Италия). Тогда, 4 марта 2013 года, Bridgestone внезапно объявила о закрытии этого предприятия. Но массовая мобилизация профсоюзов, местных депутатов и населения вынудила руководство компании начать диалог. Переговоры длились семь долгих месяцев и привели к заключению соглашения, подписанного 30 сентября. Завод был спасён, но какой ценой? Из 935 рабочих мест удалось сохранить только 377, заработная плата снизилась на 25 %-30 %, а работники лишились почти всех социальных пособий. В Бетюне все помнят о «сценарии Бари», который провоцирует одновременно и надежду, и негодование.

«В течение трёх недель должна состояться новая встреча с представителями министерства», – уточняет Жаки Франкёр. Ну а пока все надеются, что руководство компании определится со своей позицией. «Сегодня мы больше всего боимся потерять время», – говорит Стефан Дюкрок. «Закрытие, если оно состоится, намечено на 2 мая, – напоминает адвокат, представляющий интересы работников завода. – Они могут потянуть время, отправив нас в отпуска на три-четыре месяца, и в конечном счёте закрыть завод…».

Опубликовано 20/10/2020

На ту же тему

Nokia: увольнения – выгодный бизнес
Можно ли рассчитывать на 20 миллиардов долевых...
Компания PSA растратила впустую 164 миллиона
Сокращения ради спасения бизнеса