RATP, государственная компания, управляющая общественным транспортом Парижа и его пригородов впервые в своей истории начинает процедуру расторжения коллективного договора. Цель – уволить как можно больше людей в сжатые сроки.
Профсоюз ВКТ считает эту меру незаконной и намерен противостоять ей всеми силами. А учитывая, что работники общественного транспорта являются одним из наиболее боевых отрядов французского рабочего класса, выступавшим в авангарде, в частности, недавних забастовок, затормозивших принятие новой пенсионной реформы, руководство компании не может рассчитывать на лёгкую победу в этой схватке. Тем более, что свою поддержку в ней профсоюзникам уже обещают французские коммунисты.
Впервые в своей истории государственная компания, управляющая общественным транспортом Парижа и его пригородов (RATP) вводит процедуру расторжения коллективного договора. Профсоюз «Всеобщая конфедерация труда» (ВКТ) считает эту меру незаконной.
Внезапно руководство RATP решило в ускоренном режиме реализовать план Diapason, действующий в RATP с 2018 года и предусматривающий возможность сокращения ряда сотрудников, занимающихся обслуживанием работы компании. Впервые работники государственной компании сталкиваются с массовым планом увольнений по экономическим причинам. «Проект был обнародован руководством в апреле 2018 года и изначально предполагал сокращение 150 рабочих мест в год (общим числом более 1 000) и перераспределение работников внутри самой компании», – объясняет генеральный секретарь UGICT-CGT RATP (общее отделение ВКТ для инженеров, менеджеров и техников RATP) Себастьен Мелен, профсоюзный делегат.
План Diapason прежде всего направлен на работников кадровой службы, отделов управления и связи. «Но этого было им недостаточно для реализации поставленных целей. И тогда в сентябре руководство впервые озвучило идею расторжения коллективного договора: под угрозой оказались 100 рабочих мест», – продолжает профсоюзный активист. Он считает, что RATP попытается «расширить свой план», но столкнётся с серьёзной проблемой. «Увольнения по экономическим причинам запрещены уставом RATP, но, судя по всему, речь идёт именно о них», – отмечает Себастьен Мелен.
Руководство компании жаждет действовать быстро. Объявленный 7 сентября план расторжения коллективного договора должен стать темой обсуждения на двусторонних собраниях с участием профсоюзных организаций. Начало переговоров назначено на первые дни ноября, а сам план должен вступить в силу с 1 января 2021 года. «Этот тип соглашений должен быть утвержден большинством профсоюзных организаций, но даже ВКТ не представляет и 50 %», – объясняет Себастьен Мелен. Остаётся только гадать, какую позицию займут Национальное объединение автономных профсоюзов (UNSA) и профсоюз административных работников (CFE- CGC).
«Руководство пытается использовать все возможности, предлагая коллективу проект глобального соглашения: смесь расторжение коллективного договора и плана досрочного выхода на пенсию (в отношении 100 работников – прим. ред.). Причём на второй пункт проекта работники и их профсоюзы могут пойти. Но ВКТ такое соглашение кажется бесчестным, и профсоюз также сомневается в его законности. Расторжение коллективного договора имеет точное юридическое определение и, по нашему мнению, должно стать предметом отдельного соглашения» – подчёркивает Себастьен Мелен.
Как бы то ни было, очередная глава плана повышения рентабельности, которую руководство RATP навязывает форсированным темпом, негативно сказывается на коллективе, и ВКТ опасается, что количество «кандидатов на увольнение» резко возрастёт. «Часть работников видит в этом возможность безболезненно покинуть предприятие с некоторыми финансовыми преимуществами. Когда руководство говорит о перераспределении персонала внутри компании, нужно не забывать о том, что работникам всё равно предстоит подавать резюме и мотивационное письмо. Они должны быть готовы в любой момент предложить свою кандидатуру на любую, даже самую незначительную, освобождающуюся должность, и поэтому будут конкурировать друг с другом. Некоторые из них уже почувствовали на себе все «прелести» плана Diapason в виде временных трудовых договоров, которые надо заключать через каждые два года! Это губительно для трудового коллектива», – возмущается профсоюзный активист.
Французская коммунистическая партия (ФКП), со своей стороны, возмущена экономической политикой, результатом которой «в конечном счёте станет сокращение 200 рабочих мест в тот период, когда резкое сужение рынка труда приведёт к критическим ситуациям для людей». ФКП
также обращает внимание на то, что государственная компания RATP «подобно частным компаниям, в последние годы в полной мере воспользовалась различными государственными субсидиями и кредитами (например, налоговым кредитом для повышения конкурентоспособности и занятости CICE и налоговым вычетом на проведение исследований CIR), чтобы создавать рабочие места, но, в частности, по кадровой политике компании не видно, на что были потрачены средства».
Опубликовано 13/10/2020