Конфликт в Нагорном Карабахе: армянский и азербайджанский постпреды в Совете Европы

Постоянные представители Армении и Азербайджана в Совете Европы ответили (раздельно) на вопросы редакции Юманите. Паруйр Ованнисян – постпред Республики Армения, Фахреддин Исмаилов – постпред Республики Азербайджан.
Постоянные представители Армении и Азербайджана в Совете Европы ответили (раздельно) на вопросы редакции Юманите. Паруйр Ованнисян – постпред Республики Армения, Фахреддин Исмаилов – постпред Республики Азербайджан.

Армения и Азербайджан: позиция из первых уст.

В чём разница подходов этих стран к разрешению конфликта в Нагорном Карабахе? Должно ли переговорам предшествовать прекращение огня, или наоборот, необходимо было открыть огонь, чтобы вернуть стороны за стол переговоров после десятилетий затягивания? Какой принцип выше – принцип самоопределения или принцип суверенитета и территориальной целостности?

Постоянные представители Армении и Азербайджана в Совете Европы отвечают (раздельно) на вопросы редакции Юманите.

Постоянные представители Армении и Азербайджана в Совете Европы ответили (раздельно) на вопросы редакции Юманите. Паруйр Ованнисян – постпред Республики Армения, Фахреддин Исмаилов – постпред Республики Азербайджан.

Жан-Жак Режибье: При каких условиях ваши страны готовы вернуться к переговорам?

Паруйр Ованнисян: Армения и Арцах (Нагорный Карабах) придерживаются своей прежней позиции, согласно которой конфликт в Нагорном Карабахе должен быть разрешён исключительно мирным путём. Предварительным условием, необходимым для возобновления переговоров, должно стать полное прекращение военной агрессии в отношении Нагорного Карабаха.

Фахреддин Исмаилов: Прежде всего стоит вспомнить, что с 1992 года между Арменией и Азербайджаном идут переговоры в рамках Минской группы ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе) и что на протяжении всех этих лет Азербайджан честно сотрудничал с Минской группой, чтобы остановить армянскую оккупацию и восстановить мир в нашем регионе. Результат, однако, плачевный: 28 лет переговоров без какого-либо существенного улучшения. Армения осознанно следовала одной-единственной стратегии: оттягивать мирное урегулирование, поддерживать статус кво, укреплять оккупацию азербайджанских территорий и добиться некоторого вида законности для нелегального формирования, организованного на этих землях. Мы хотим переговоров, на которых будут обсуждаться ясные и конкретные вопросы, чтобы прийти к надёжному решению в соответствии с нормами и принципами международного права, особенно по вопросу неприкосновенности территории Азербайджана. Армения может в любой момент прекратить кровопролитие, если выведет свои вооружённые силы с территорий, которые на международном уровне признаны азербайджанскими. У нас нет никаких притязаний на территорию Армении. 10 октября, после долгих обсуждений при посредничестве России, министры иностранных дел Азербайджана и Армении согласились объявить гуманитарное перемирие. С самого начала перемирия Армения нарушила достигнутые договорённости и 11 октября провела обстрел Гянджи, второго по значению города Азербайджана. Итог – 9 погибших и 34 раненых. К сожалению, нам кажется, что у Армении нет серьёзных намерений вести честные переговоры с Азербайджаном, и я не вижу возможности вернуться за стол переговоров.

Ж.Р.: Исходя из каких международных резолюций Армения и Азербайджан намерены отстаивать свои позиции?

Паруйр Ованнисян: Освободительное демократическое движение народа Арцаха, начавшееся в 1988 году, поддерживали демократические государства всего мира. Европейский парламент, Конгресс США и другие органы регулирования международных отношений приняли ряд резолюций в пользу народа Арцаха, который, спустя несколько десятилетий давления и несправедливости, сделал попытку освободиться от притеснений со стороны Азербайджана. В основе Карабахского конфликта лежит право коренных народов региона на свободный выбор своего будущего и реализацию права на самоопределение – одного из фундаментальных прав, прописанных в уставе ООН. В течение десятилетий международное сообщество пыталось восстановить равновесие, опираясь на заключительный акт Хельсинкских соглашений 1975 года, особенно касательно права на самоопределение, принципов неприкосновенности территорий и неприменения силы. Армения по-прежнему желает, в рамках своих международных обязательств, решить этот конфликт дипломатическим путём. Однако важно, чтобы народ Арцаха, который уже почти 30 лет живёт как полноценное демократическое государство, был представлен на равных правах за столом переговоров.

Фахраддин Исмаилов: После оккупации азербайджанских территорий Совет безопасности ООН принял в 1993 году 4 резолюции (822, 853, 874, 884). В этих резолюциях изложено требование немедленного, безоговорочного и полного освобождения всех оккупированных азербайджанских территорий. Важно отметить, что в данных документах Совет безопасности недвусмысленно выражает свою позицию: «конфликт в азербайджанском регионе Нагорный Карабах и его окрестностях» и подтверждает признание «суверенитета и неприкосновенности территорий Республики Азербайджан». Эти документы выражают решение высшей международной инстанции, и положения, изложенные в них, должны быть соблюдены. Некоторые СМИ ошибочно называют Нагорный Карабах «спорной территорией». Не буду приводить полный список резолюций по Карабахскому конфликту, однако хочу подчеркнуть, что все они выражают одну позицию и требуют строгого соблюдения международного права в урегулировании конфликта между Арменией и Азербайджаном.

Опубликовано 13/10/2020

На ту же тему

Palantir покупает репутацию
Труд рабочих попадает в офшоры
Предупреждения не спасли Самюэля Пати
Korian, DomusVi: Гонения на членов профсоюзов в...