LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Последствия урагана «Алекс» на юге Франции более серьёзны, чем предполагалось

В Приморских Альпах местные жители пострадавших зон неохотно общаются с журналистами. Слушать их рассказы тяжело, люди не знают, что им делать. Репортаж из деревни Брей-сюр-Руайа, попасть в которую стало возможно только через два дня после катастрофы.

Ураган «Алекс», обрушившийся на Приморские Альпы, оставил после себя ужасающие разрушения. По последним данным, девять человек погибли, однако ещё десятки до сих пор числятся пропавшими без вести. Спасатели пытаются оказать нуждающимся помощь, организована раздача питьевой воды, однако местами из-за нехватки власти вынуждены ограничивать её потребление 1,5 литрами на человека. Многие чувствуют себя брошенными государством на произвол судьбы.

Напомним, что из-за глобальных изменений климата ураганы значительно участились.

В Приморских Альпах местные жители пострадавших зон неохотно общаются с журналистами. Слушать их рассказы тяжело, люди не знают, что им делать. Репортаж из деревни Брей-сюр-Руайа, попасть в которую стало возможно только через два дня после катастрофы.

Говоря о красоте Приморских Альп, невозможно остаться равнодушным. Когда оказываешься на панорамных площадках, то с высоты которых сразу же открывается лазурное море и прекрасные альпийские вершины. Но с прошлых выходных в этом пейзаже, словно сошедшем с открыток, доминирует шум вертолётов спасательных служб. Их бесконечные перелёты туда и обратно между побережьем и долинами горных рек Везюби, Тине и Руайа омрачают небо Лазурного Берега, после того как вихри урагана «Алекс» всё-таки посеяли смерть и страх во всём департаменте.

К полудню воскресенья 4 октября восемь человек считались пропавшими без вести, и спасатели активно искали ещё десятерых. На помощь жителям пострадавших районов недалеко от Ниццы прибыли 1 000 спасателей. Появившиеся в социальных сетях три дня назад ужасающие кадры произвели на всех очень сильное впечатление.

Эти кадры показывали коммуну Рокбийер, которую в пятницу вечером, 3 октября, накрыла страшная буря. Вот что говорит журналист Грегори Леклер из региональной ежедневной газеты Nice-Matin Nice-Matin: «В этом доме (…) жила пожилая пара. Мы видели, как они до последнего подавали нам сигналы с помощью маленькой лампы. Вскоре после этого их дом унесло вместе с ними потоком разбушевавшейся реки Везюби». Им было 93 года и 98 лет – они отказались покидать своё жилище, когда спасатели прибыли за ними. Другие жители, в страхе перед ураганом сели на машины и попытались спастись, отъехав подальше, но также были унесены мощным потоком. Как и спасатели, которых вечером и ночью с пятницы на субботу отправили на помощь жителям населённых пунктов, оказавшимся под ударом стихии. Они попали под проливные дожди и шквальный ветер, и некоторые из них числятся пропавшими без вести.

В субботу утром снова вернулось солнце. Оно залило светом долины, размытые потоками воды. Люди пытаются узнать о судьбе своих родственников, друзей, коллег. «Я до сих пор не верю в случившееся! – говорит жительница долины реки Руайа в разговоре со своей родственницей. – Река полностью изменила русло. Я не узнаю деревню. Дома исчезли. Я не знаю, что случилось ни с моей матерью, ни с моими братьями. Мне удалось подключить телефон к одному из итальянских операторов сотовой связи, но у нас нет ни электричества, ни воды. И дорогу в деревню полностью размыло».

Другие жители района пострадали меньше, но они пребывают в шоковом состоянии. «Кому-то ещё хуже, чем нам – отвечает Фредерик своей знакомой, когда та спрашивает его, как он себя чувствует. – Нашей коммуне Ла Боллен-Везюби скорее повезло. Но всё же два спасателя пропали без вести». В коммуне Соспель в долине реки Бевера местный депутат, с которой связались журналисты «Юманите», пытается отправить информацию по SMS: «Я не могу выбраться из дома. Дорога обвалилась. Спасатели ждут того момента, когда она перестанет разрушаться, чтобы прийти на помощь. Что касается других жителей, то у них всё тоже непросто – их эвакуируют… У меня нет никаких новостей от родственников и друзей, живущих в долине реки Руайа. Мы не можем доехать к ним на машине, так как все дороги размыты и разрушены. Спасатели, попавшие в ловушку в туннеле Танд, этим утром были эвакуированы итальянцами на вертолёте. Там больше нет дорог, совершенно нет. Вот и всё. Даже местные депутаты не могут ничего предпринять».

На следующее утро наконец удалось расчистить доступ к прилегающей реке Руайа долине. Если ехать из Ниццы, то сначала нужно подняться до расположенной в долине реки Пайон деревни Л’Эскарен, переехать через горный перевал Коль де Бро на высоте 1 003 метра, снова спуститься к коммуне Соспель, где течёт река Бевера, затем добраться до горного перевала Коль де Бруи – в двенадцати километрах выше Брей-сюр-Руайа. Постепенно на дороге появляется всё больше поваленных деревьев и сломанных электрических столбов, оползней, грязи. Езда по таким и без того извилистым дорогам теперь превращается в настоящий слалом. Через каменные стены продолжает литься скопившаяся вода. Перед тем, как нам наконец удаётся добраться до Брея, мы видим людей в жёлтых жилетах, расчищающих дороги с помощью лопат и бульдозеров.

Ближе к полудню по этой дороге довольно быстро проезжает колонна приблизительно из тридцати грузовиков. Это спасатели, приехавшие из западной части департамента, из отделений Force 06, морские пожарные из Марселя. «Ну вот и помощь наконец», – вздыхает с облегчением Андре Ипер, бывший мэр коммуны, проигравший на последних муниципальных выборах. На парковке в самом начале деревни он беседует с несколькими жителями, измученными отсутствием в течение уже почти двух суток воды и электричества. Также пока ещё нет телефонной связи и Интернета.

«Разрушено девять мостов, — говорит бывший мэр. – Серьёзно пострадали два туннеля в направлении Вентимильи. Дорога, идущая ниже, обрывается во многих местах». Более того, коммуна проходит по горам, вокруг которых расположены несколько деревушек: Либр, Верхний Пьен, Нижний Пьен, Банкао. Сейчас попасть во все эти деревушки невозможно, и что-то узнать о живущих в них людях почти нельзя. «У меня в Либре были друзья, и у них унесло дом, – рассказывает Сильвен Гогуа, коммунист, возглавляющий ассоциацию «Гражданская Руйа». – Им повезло, так как их успели эвакуировать как раз перед разгулом стихии. Но я, например, не знаю, где моя дочь». Вскоре ему сообщат, что с ней всё в порядке – в воскресенье утром она пошла за питьевой водой в специально оборудованный для этой цели городскими властями пункт.

«Нам привезли только 4 000 литров, — говорит муниципальный советник Рено Лефевр перед пустым багажником своей машины, в котором за час до этого стояли бутылки. – Поэтому на каждого человека было всего лишь полтора литра воды. Воду доставили сегодня утром поездом». Для всех жителей железная дорога становится жизненной необходимостью. «Мы попросили предоставить нам право бесплатного проезда и пустить дополнительные поезда, чтобы обеспечить местное население водой и пищевыми продуктами», – говорит Нахим Абделькадер, руководитель местного отделения Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) работников железной дороги Приморских Альп.

Все здесь испытывают одно и то же чувство. «Такое впечатление, что государство бросило нас на произвол судьбы», – замечает Лиди бывшему мэру, беседующему с ней и с другими окружившими его людьми. «Похоже, что помощь пришла быстрее в долины рек Везюби и Тине, где мэром выбрали Эрика Сиотти», – добавляет другой житель. По всей видимости, доставка питьевой воды по железной дороге и прибытие грузовиков со спасателями в это воскресное утро наконец прервёт изоляцию, в которой оказалось всё местное население.

«Затопленные машины будут осматривать водные спасатели», — продолжает Рено Лефев. И приходит к скорбному выводу: «Думаю, что в нашей коммуне погибло не менее десяти человек». В ходе своего визита в субботу в Ниццу премьер-министр Жан Кастекс лично выразил «глубокую озабоченность» количеством жертв природной катастрофы, случившейся в прошлое воскресенье в Приморских Альпах. Их число ещё предстоит узнать. Эта же мысль преследует всех – особенно по отношению к жителям соседних двенадцати деревень. В лучшем случае они, как считают власти, всё ещё полностью отрезаны от всего мира.

Три из этих деревень – Танд, Фонтан и Саорж – расположены ещё выше Брей-сюр-Руайа. «Двадцать наших коллег отправились туда пешком, чтобы посмотреть, как там дела», – сказал в воскресенье утром вызванный в Брей и уже заметно уставший молодой спасатель из Канн. Несколько жителей решили прийти на помощь и также направились в отрезанные коммуны, расположенные выше в горах. Сейчас время помогать друг другу и искать средства для оказания главной помощи. «В будущем придётся серьёзно заняться вопросами обустройства территории», – подчёркивает Сильвен Гогуа. Судя по всему ураган, обрушившийся на прилегающие к Ницце районы, запомнится надолго.

Опубликовано 05/10/2020

На ту же тему

Новая вспышка птичьего гриппа

В конце ноября впервые был обнаружен первый очаг птичьего гриппа на ферме со 160 000 курами-несушками в департаменте Нор. Для предотвращения распространения H5N1 уничтожили поголовье в 650 000 птиц. Вакцинация животных может спасти положение. Но тогда нельзя будет торговать на экспорт. А главы компаний-производителей не готовы работать на французский рынок.

Читать полностью »

20 % французов мёрзнут у себя дома

Для миллионов семей отопление стоит слишком дорого. Кто-то включает отопление, только если температура в спальне падает ниже 14 градусов. Другим приходится выбирать между едой и оплатой электроэнергии.

Читать полностью »