LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Левые в борьбе за власть: как предложить привлекательную альтернативу?

На главной площадке Праздника «Юманите», совпавшего с началом нового политического сезона и в условиях беспрецедентного кризиса, выступили Фабьен Руссель (ФКП), Оливье Фор (Социалистическая партия), Леа Балаж эль-Марики («Европа Экология Зелёные») и Адриан Катнан («Франция непокорённая»).

Французские левые: что их объединяет и что препятствует объединению? Им следует объединяться вокруг общей программы или вокруг популярной фигуры? Евросоюз – это хорошо или плохо? Какую стратегию социальных преобразований должны они взять на вооружение? Каким должен быть их ответ на вызовы времени – санитарный и экономический кризис, новое наступление правящего класса на права трудящихся и общая пассивность населения?

О стратегии своих партий говорили на Празднике «Юманите» представители ведущих левых организаций страны: ФКП, «Франции Непокорённой», Социалистической партии и партии «Европа. Экология. Зелёные».

На главной площадке Праздника «Юманите», совпавшего с началом нового политического сезона и в условиях беспрецедентного кризиса, выступили Фабьен Руссель (ФКП), Оливье Фор (Социалистическая партия), Леа Балаж эль-Марики («Европа Экология Зелёные») и Адриан Катенан («Франция непокорённая»). Корреспонденты нашей газеты побеседовали с участниками дискуссии.

Корреспонденты: Что должны делать левые в период кризиса Covid-19 и очередного витка неолиберализма со стороны правительства? Есть ли необходимость в совместных действиях?

Леа Балаж эль-Марики: Политика правительства осталась прежней, тогда как изменение климата и социальные проблемы требуют немедленных мер. Власть продолжает поддерживать предприятия, которые, за счёт наших же налогов, увольняют работников, а также популяризирует риторику «Национального объединения», иногда не только на словах, но и на деле. По поводу поддержки экономики. По нашему мнению, на переход к новой экологической модели будет направлено порядка 12 миллиардов евро, а не 30, как нам обещают. Но нужно смотреть дальше. На одно только утепление жилых домов требуется 4 миллиарда евро. Кроме того, следует не столько инвестировать средства в высокоскоростные магистрали, сколько вкладывать средства в обновление небольших дорог. Есть Гражданская конвенция по климату, в неё предусмотрены все нюансы, на основании которых можно составить хороший план будущих перемен. Оно содержит 149 очень разумных положений, достаточно взяться за их реализацию, не отбрасывая ни один из пунктов. Нам, всем левым силам, нужно взаимодействовать друг с другом. Мы смогли объединить усилия, когда речь шла о пенсионной реформе, а теперь нам надо сделать то же самое для перехода к новой модели охраны окружающей среды, чтобы сохранить рабочие места, остановив при этом некоторые виды деятельности, пагубные для планеты и человека.

Фабьен Руссель: Этот кризис показал, что, вопреки утверждениям либералов, вмешательство государства необходимо, как и экономическая самостоятельность, как и и государственные службы. Даже Макрон воздал должное работникам, оказавшимся на передовой во время карантина. Мы должны восстановить то, что было разрушено. Сейчас принято вести речь о «завтрашнем дне», а я скорее говорил бы о завтрашней системе. Выделяемые сегодня 560 миллиардов евро (460 – на программу поддержки и 100 – на восстановление) – это наши деньги. И мы вправе сказать своё мнение о том, как они будут потрачены. Народ шокирован тем, что в такое время сокращают более тысячи рабочих мест. Вот в такой реальности мы живём. Ведь крупным холдингам выгоден кризис. Пользуясь им, они переносят производства в страны с более дешёвой рабочей силой, смогут меньше тратить на зарплаты, больше выплачивать дивидендов, как мы видим на примере компании Verallia. Пора отказаться от этой практики, истощающей человеческие и природные ресурсы, и взять под собственный контроль реализацию программы по восстановлению после кризиса. Продвигать свои требования: сокращение продолжительности рабочего времени, равенства зарплат между мужчинами и женщинами и т. п. На старте нового политического сезона нашим приоритетом должны стать активные действия. 17 сентября – это акция протеста профсоюзов, а мы призываем по всей стране всем собраться на митинги возле своих префектур 10 октября.

Оливье Фор: Когда говорят о суммах в сотни миллиардов евро, некоторые думают: «Отлично, это будет восстановление в кейнсианском духе, наконец либералы что-то поняли!» Однако Макрон сумел превратить золото в свинец. 100 миллиардов евро будут направлены не на перемены в экологии и социальной сфере, а на реализацию ранее существовавших проектов, в частности, на снижение налоговой нагрузки на предприятия без выдвижения каких-либо требований к ним. Как я уже говорил, рассуждая о предыдущем президентском сроке: налоговый вычет на поддержку конкурентоспособности и занятости не должен быть щедрым подарком бизнесменам без обсуждения условий его использования. Мы упускаем возможность поддержать государственные организации, которые были забыты, но оказались на передовой во время кризиса и теперь нуждаются в защите. Да, пора менять модель, систему и меняться самим. Но хорошо бы ещё понять, кто будет за это платить. 40 миллиардов евро, выделяемых Европейским Союзом, нужно будет вернуть за тридцать лет с процентами, так что сумма вырастет до 77 миллиардов. Но нельзя же переложить эти выплаты на нас. В перспективе платить должны будут те, кто сможет платить. Я предлагаю всем вместе организовать широкую кампанию за то, чтобы на ближайшем заседании Совета Европы было принято решение о введении налога на финансовые операции, и по нормальной, а не по символической ставке.

Адриан Катенан: Несомненно, многим предприятиям сейчас приходится трудно, но все мы знаем о том, что некоторым кризис оказался очень выгоден. При этом снова обсуждается вопрос безопасности, как это обычно бывает в полемике подобного рода. Главную угрозу этого периода нужно искать в социальной сфере. План восстановления экономики основан на устаревших подходах, это очередное вливание средств без всяких ответных обязательств. Я хотел бы напомнить, что, когда сумма налогового вычета на поддержку конкурентоспособности и занятости достигла 20 миллиардов евро, было обещано создать «1 миллион рабочих мест», но их так никто и не увидел. Нужно выдвигать ответные условия, а представители бизнеса, которые будут замечены в сокращениях сотрудников по финансовым соображениям, должны вернуть деньги в бюджет. Что касается долга, если мы согласимся его выплачивать, то будущие поколения окажутся в кабале и не смогут решать возникающие проблемы. Есть другое решение технического, мирного характера: ЕЦБ должен выкупить задолженности государств, придав им статус бессрочного долга. За десять лет объём дивидендов во Франции увеличился на 70 %, минимальная зарплата выросла на 12 %, а сумма инвестиций в реальный сектор экономики уменьшилась на 5 %. Мы ведём себя вопреки здравому смыслу. Но сейчас не время для повсеместного пессимизма, у нас есть серьёзные предложения, направленные на поддержку полной занятости и грамотное планирование действий в сфере экологии.

Кор.: В будущем году нам предстоят сразу два голосования на выборах в органы власти регионов и департаментов. Сейчас левые думают о том, каким образом они могут быть полезны гражданам, и как улучшить их жизнь. Но, похоже, что стратегические разногласия между вами сохраняются…

А.К.: Главное, что обращает на себя внимание во время муниципальных выборов, — чрезвычайно низкая явка. Это похоже на гражданскую забастовку. «Франция непокорённая» предлагает обсудить на общегосударственном уровне общие программы, выдвигаемые на выборах в регионах и департаментах. Хуже всего, если нас просто не поймут из-за непонимания одного региона другим. А значит, мы должны объяснить всем, в чём наши взгляды сходятся и чем различаются. Например, есть вопрос о Европейском союзе. Ведь положения уже упомянутой Гражданской конвенции невозможно выполнить в рамках соглашений существующего ЕС. Некоторые левые силы выступают за федерализм, другие считают, что планирование – прерогатива государства. Но все эти разночтения могут быть сглажены к марту 2021 года. Мы обратились с письмом к политическим объединениям. Мы ещё не решили, стоит ли приглашать в к диалогу социалистов. Впрочем, если они более ясно обозначат свою позицию по ряду вопросов, то и с ними можно будет договориться к этому сроку. Разумеется, мы не имеем в виду гегемонию одной из партий. Ато Алексис Корбьер уже предложил переименовать партию «Европа Экология Зелёные» в «Европа Гегемония Зелёные». Конечно, это только шутка. Однако на региональных выборах, в частности, ФКП намерена выдвигать своих кандидатов в рамках объединений в левыми. «Франция непокорённая» тоже.

О.Ф.: Наш общий самый главный вопрос состоит в том, как победить всем вместе. Всё остальное – мелочи. Я уполномочен говорить от совей партии и со своей стороны хотел бы тоже кое-что уточнить. Я за то, чтобы каждого уважали за его вклад в общее дело. Что мы делаем с шестилетним сроком для руководства регионов и пятилетним – для правительства? Как конкретно реализовать общую программу? У нас есть десять лет на то, чтобы спасти планету, но есть ли у нас в запасе десять лет на то, чтобы определиться с лидером на левом фланге? Если затянем решение этих вопросов, никакой «весны левых сил» не получится, для них наступит убийственно засушливое лето. И мы снова получим Вокье, Пекресс и Бертрана, поскольку на региональных выборах их победа возможна уже в первом туре. Нас многое объединяет… Нужно сделать так, чтобы французам не пришлось выбирать между нами, разными левыми.

Ф.Р.: Наша задача – побудить французов снова участвовать в выборах. Если левые проиграют, то не потому, что они разобщены, а из-за своей собственной слабости. Сложите доли электората всех левых сил, получится 30 %! Разве это много? Нам нужно привлекать избирателей на свою сторону, убеждать их в правильности наших идей и программ. В нашей стране есть 13 крупных регионов, площадь и население которых сопоставимо с некоторыми странами Европы. За них надо бороться и ставки очень высоки. ФКП очень заинтересована в победе левых. И мне не хочется, чтобы нам отдавали голоса как наименьшему злу. Я хочу, чтобы голосовали «ЗА» нас. Моя задача – не пустить ультраправые во второй тур голосования в моём регионе О-де-Франс, а также на выборах президента. Мы должны обратиться к тем, кто разочаровался в левых, и побудить их к действиям ради людей. И ради нашей планеты. Что же касается программы, то её нужно разрабатывать «совместными усилиями» от начала и до конца. Только так мы станем сильнее, только так сможем победить.

Л.Б-М.: Недюжинной ловкостью должна отличаться партия, которая попытается примерить на себя роль гегемона в условиях низкой явки и отторжения по отношению к партиям в целом. Мы предлагаем изменить парадигму, выбрав ведущим вектором защиту окружающей среды. Но социальные и экологические задачи связаны между собой. А значит, либо мы будем искать отговорки, либо нам нужно сближаться. Предстоящие выборы будут иметь структурообразующее значение для тех перемен, к которым стремятся все четыре политические силы. Но от одного только объединения наших партий динамики у них не прибавится. Она должна исходить от граждан и может проявляться в обсуждении вопросов местного уровня. Например, строительство метро в районе Гонесс, продажа тироксина или урбанизация региона Сакле в Иль-де-Франс. «Европа Экология Зелёные» выступает за федерализм. Уважая своих избирателей, мы должны предложить им программу по развитию регионов. Мы за Евросоюз и считаем, что можно действовать в рамках существующих европейских соглашений. Это подтверждает и план восстановления экономики, ведь правило о бюджетном дефиците в размере 3% было отменено.

КОР.: Как вы считаете, могут ли левые избрать общий путь в преддверии президентских выборов 2022 года?

А.К.: К сожалению, многие граждане придерживаются того мнения, что единственное значимое голосование – это выборы президента. Но мы должны воспользоваться этим себе на благо. Наша цель проста: не допустить размежевания оп пустякам и вынужденных альянсов. Если мы сумеем преодолеть свои разногласия, то победа будет возможна. Но я подчёркиваю, что когда левые поступали аналогичным образом в прошлом, они не выдвигали общего кандидата в первом туре. И раз приоритетной задачей является повышение явки, нужно конкретное воплощение левых взглядов в одном человеке, который вызывал бы симпатии у широких слоёв населения. Вот, допустим, программа. ФКП уже второй раз выдвигает одни и те же тезисы. Они спорны, неоднозначны. Но у нас, между прочим, было 7 миллионов голосов на прошлых выборах. Мы имеем права требовать, чтобы с нами считались. Давайте обсуждать с нами все главы, все строчки. Наконец, меня не устраивает тот факт, что с кандидатом, который поднял рейтинг нашей левой политической семьи с 12 % в 2012 году до почти 20 % в 2017-м, порой обращаются не должным образом. Чем вам не нравится Жан-Люк Меланшон? Мы хотим получить ответ на этот вопрос.

О.Ф.: Франсуа Миттеран был избран в период гегемонии, когда в первом туре было большое количество кандидатов на все вкусы, а во втором происходила консолидация программ. В сегодняшних условиях разобщённости политических сил всё разнообразие программ, представленное в первом туре, во втором может не стать более явным. Мы рискуем остаться за бортом. Если сложится такая ситуация, это будет уже третий случай за двадцать лет, и он никого не удивит. В социалистической партии положение непростое. В последнее время некоторые говорят, что не видят во мне надёжного товарища, которым я должен был бы быть, и это лишь потому, что я пытаюсь дать ответ представителям левых, которые желают перемен. Нам нужно напомнить о том, кто такие мы, социалисты, но сделать это в перспективе объединения левых. Проблема не в Меланшоне и не в Олланде. Речь не идёт о конкретной фигуре. Никто из нас не хочет остаться позади, никто не согласен на капитуляцию. В этом смысле все мы «непокорённые». Вопрос в том, как выработать единый проект, а уж потом можно будет решить, кто сможет воплотить его лучше других.

Л.Б-М.: Мы приступили к строительству общего «дома». К этому призывали Жюльен Байу, множество партий экологической направленности и Generation.s. В преддверии региональных выборов мы обратились с соответствующим призывом. Для того чтобы действовать сообща, нам понадобятся способность умерять свои амбиции, настойчивость и смелость. Всё это мы должны продемонстрировать обществу. Молодое поколение очень чувствительно к трём проблематикам: борьба против изменения климата, за равенство полов и против расизма. Это чрезвычайно политизированное поколение. Ему нужно предоставить место в наших организациях, если мы хотим, чтобы люди верили нашим заявлениям о том, что мы здесь не ради кастинга и действительно хотим изменить институты власти.

Ф.Р.: Да если вы не включитесь в совместную работу, то не будет ни общей программы, ни единого кандидата. Мы же уже договорились, что в этом ли залог победы, или мы поспорим на это счёт? Дебаты должны проводиться с привлечением общественности, профсоюзов, культурных, спортивных ассоциаций, неправительственных организаций – всех, кого можно. Только так мы сможем придать вес и значимость этой программе, вокруг которой будем объединять усилия. Пятая Республика и этот президентский режим – это наши проблемы. А мы ищем консенсус по поводу какого-то мелкого общего знаменателя, что само по себе пагубно. Занимаясь этим, мы доказываем, что нельзя подвергать сомнению ценность капитализма, что, в частности, ФКП должна постоянно выражать интересы той силы, которая находится над ней. Хватит! Пора что-то менять, так дальше продолжаться не может. Нам не нужен капитализм. Надо показать людям, что это возможно. И без сильной, влиятельной ФКП нам не создать мощный, динамичный, левый фланг с политическими амбициями. И своими словами я призываю вас всех приложить все усилия, чтобы во второй тур не вышли на Марин ле Пен, ни Макрон.

Орельен Сушейр, Жюлия Амлауи

Опубликовано 14/09/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »