Закрытие завода Bridgestone в Бетюне: долгая борьба начинается

В среду 16 сентября японский производитель шин объявил о закрытии в 2021 году своего единственного завода во Франции, расположенного в Бетюне (департамент Па-де-Кале), которому некоторое время тому назад была оказана государственная помощь. В четверг 863 сотрудника выразили возмущение по этому поводу, заявив, что решение о закрытии предприятия было «спланировано и организовано» уже давно.
В среду 16 сентября японский производитель шин объявил о закрытии в 2021 году своего единственного завода во Франции, расположенного в Бетюне (департамент Па-де-Кале), которому некоторое время тому назад была оказана государственная помощь. В четверг 863 сотрудника выразили возмущение по этому поводу, заявив, что решение о закрытии предприятия было «спланировано и организовано» уже давно.

«Пусть государство даст эти миллионы нам, мы сумеем сохранить завод и без руководства». В последнее время бизнес во Франции повадился разыгрывать одну и ту же нехитрую схему: получить от государства деньги на поддержку занятости, а потом всё равно провести сокращения или вовсе вывести производство в Азию или Восточную Европу.

На сей раз беда пришла к рабочим завода Bridgestone в департаменте Па-де-Кале. Руководство объявило о закрытии предприятия в следующем году. 863 сотрудника будут уволены, а всего, включая субподрядчиков, под угрозой оказались до 4000 рабочих мест. Профсоюзы при поддержке коммунистов и их союзников из «Франции Непокорённой» готовятся к борьбе за сохранение производства.

В среду 16 сентября японский производитель шин объявил о закрытии в 2021 году своего единственного завода во Франции, расположенного в Бетюне (департамент Па-де-Кале), которому некоторое время тому назад была оказана государственная помощь. В четверг 863 сотрудника выразили возмущение по этому поводу, заявив, что решение о закрытии предприятия было «спланировано и организовано» уже давно.

«Давайте, не сдавайтесь!» – проезжающая мимо на велосипеде женщина останавливается, произносит эти слова поддержки и продолжает свой путь. Работники, собравшиеся в четверг утром перед проходной завода по производству шин Bridgestone, всё ещё не могут прийти в себя от внезапно обрушившейся на них новости. Накануне на внеочередном заседании социально-экономического комитета директор объявил о закрытии в 2021 году завода, на котором работает 863 человека. Официальная повестка дня собрания очень точно отражала происходящее – «Ситуация на заводе». Встреча продолжалась полчаса.

В то же самое время по телевизору, висящему на стене в комнате отдыха для работников, транслировали выступление всё того же директора. В пресс-релизе говорилось о том, что «после тщательного анализа всех возможных сценариев, (…) полное и окончательное прекращение деятельности завода в Бетюне представляет собой единственный способ сохранить конкурентоспособность деятельности компании Bridgestone в Европе». Раньше всех обо всём узнало информагентство AFP, опубликовавшее сообщение о решении, принятом руководством предприятия, в 10 утра. Затем новость подхватили все СМИ. «Дети услышали об этом по телевизору, позвонили отцу и спросили: «Папа, тебя уволят?», – взрывается Жан-Люк Рюкебуш, представитель отделения профсоюза «Всеобщая конфедерация труда» (ВКТ) на заводе Bridgestone. Уже днём протестующих пришли поддержать президент Совета региона О-де-Франс Ксавье Бертран и мэр Бетюна Оливье Гакерр («Союз демократии и независимых» (UDI)). Их сразу же окружили многочисленные представители прессы.

Франсуа надеялся на другую благодарность за те «жертвы», на которые он шёл в течение восемнадцати лет работы на заводе: жертва в виде заработной платы не выше 1 600 евро в месяц, жертва в виде «отсутствия возможности видеть, как дети занимаются спортом по выходным» из-за своей сменной работы. Венсан, начавший трудиться на предприятии двадцать пять лет назад, ещё помнит те времена, когда на заводе работало «более 1 500 человек»: «Раньше мы делали от 10 000 до 12 000 шин за смену (33 000 в день), а сегодня мы не дотягиваем до этого количества за сутки». В этом нет ничего удивительного, так как те модели шин, которые производятся в Бетюне, продаются хуже всего. «Прошлой ночью я почти не спал, – говорит Жереми. – Я просматривал объявления о работе, чтобы хоть как-то успокоиться. Но чаще всего предлагают только временную работу. Моя жена работает в компании Carrefour, у них сейчас полным ходом идёт оптимизация. Она сильно потеряет в зарплате». У Жереми 10-летний ребёнок, а у Франсуа два сына и маленькая трёхлетняя дочка. «У нас есть коллега, который купил дом. Через две недели ему вручают ключи. Не успел он внести первый взнос, как уже лишился работы», – продолжает Жереми.

«Никак нельзя закрывать завод», – сказал секретарь профсоюза ВКТ завода Bridgestone в Бетюне Кристиан Дюшато. Он напомнил о том, что завод уже получил государственную дотацию. «Пусть государство даст эти миллионы нам, мы сумеем сохранить завод и без руководства», – заявил профсоюзный активист. Затем слово взял депутат от партии «Франция непокорённая» (FI) Адриан Катеннан. «Есть средние, малые и сверхмалые предприятия, которым сейчас приходится трудно, и им нужно помогать. Но есть и бенефициары кризиса, у которых уже был составлен план действий. (…) Правительство приходит к вам на помощь? Отлично. Мы, “непокорённые” и коммунисты, будем тогда на его стороне», – иронизирует он, намекая на соглашение, подписанное накануне Ксавье Бертраном, министром труда Элизабет Борн и министром-делегатом промышленности Аньес Панье-Рюнаше, в котором они заявляют, что «государство и регион О-де-Франс встанут на сторону работников с одной-единственной целью – сохранить промышленные рабочие места на заводе в Бетюне».

«Дело в том, что на протяжении многих лет эти группы компаний получают помощь от государства, но это ни к чему их не обязывает, – продолжает Адриан Катеннан. – Серийные “увольняльщики” должны вернуть полученные деньги!». «Давайте выпускать во Франции те шины, которые нужны во Франции», – присоединяется к выступающим лидер Французской коммунистической партии (ФКП), депутат от департамента Нор Фабьен Руссель, уроженец Бетюна. Он считает, что «от закрытия завода пострадает от 3 000 до 4 000 семей (учитывая субподрядчиков)».

К присутствующим обратился профсоюзный делегат Жан-Люк Рюкебуш: «Вы ни в чём не виноваты, так как закрытие завода было спланировано и организовано без вас!». С ним согласен и депутат от Па-де-Кале Кати Апурсо-Поли (ФКП). В октябре 2019 года, после ряда встреч с участием французских и японских министров, она направила письменный запрос Брюно Ле Мэру, в котором просила чётко ответить на простой вопрос: «Намерена ли группа компаний Bridgestone закрывать свой завод в Бетюне?». В этом документе она напомнила о снижении объёма производства, решение о котором было принято руководством компании, о нехватке инвестиций и сокращении сотни временных рабочих мест.

За несколько месяцев до этого дирекция пыталась навязать работникам завода в Бетюне «коллективное трудовое соглашение», в соответствии с которым увеличивалась продолжительность рабочего дня для сменных рабочих. Более 60 % работников, участвовавших в референдуме, проголосовали против. Чтобы преодолеть сопротивление коллектива, компания Bridgestone стала завлекать людей обещаниями инвестиций в размере 23 миллионов евро до 2021 года. По сравнению со 160 миллионами евро, вложенными в предприятие, находящееся в городе Познань (Польша), это – капля в море. Жан-Пьер Флори, бывший делегат межминистерской комиссии по реструктурированию предприятий, даже написал руководству компании о том, что завод в Бетюне «в последние десятилетия испытывал огромную нехватку вложений». И в итоге Bridgestone, конечно, может, оправдываясь, утверждать: «Завод в Бетюне – самый неэффективный из всех заводов компании в Европе…»

Опубликовано 18/09/2020

На ту же тему

Первая победа профсоюзов Suez в парижском суде
Левые и 2022 год: общество ждёт объединения
Тесты на коронавирус: быстрее, но с менее...
Отвратительные граффити и адская мелодия «левацкого исламизма»