LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Вокруг да около компании Suez

Французская энергетическая и газовая компания Engie, инвестиционный фонд Meridiam и государство поочерёдно заявили о том, что договорились по поводу предстоящего поглощения группы Suez компанией Veolia.

Передел водного рынка Франции. «Вода, пожалуй, самый важный ресурс в условиях изменении климата», – считает Тьерри Део, учредитель инвестиционного фонда Meridiam. Поэтому он намерен инвестировать в поглощение компании Suez, занимающейся водоснабжением и переработкой мусора, компанией Veolia. Общая сумма сделки может составить 3,9 млрд евро – не так мало для Veolia, проводящей в настоящий момент массовые сокращения.

А поскольку подобные инвестиции делаются с целью извлечь прибыль, то покрывать эти расходы акул бизнеса предстоит 60% французов, пользующихся водой из крана и выносящих мусор.

Французская энергетическая и газовая компания Engie, инвестиционный фонд Meridiam и государство поочерёдно заявили о том, что договорились по поводу предстоящего поглощения группы Suez компанией Veolia.

А кого интересуют 60 % французов, которые в той или иной степени зависят от компаний Veolia и Suez, потому что пользуются водой из-под крана или выносят мусор? Во всяком случае, явно не бенефициаров этой гигантской капиталистической игры, которая началась в тот момент, когда группа компаний Veolia объявила о том, что хочет взять контроль над Suez. Причём делается это за счёт прибирания к рукам акций, принадлежащих ещё одной компании (Engie), с согласия четвёртого игрока (государства) и при активной помощи инвестиционного фонда. Вот такая путаница. Через неделю после начала массированной атаки на Suez Environnement заявленные размеры сделки растут быстрыми темпами, а также множатся планы по разделению видов деятельности группы компаний с более чем вековой историей.

От планов генерального директора компании Veolia Антуана Фреро все фондовые рынки содрогнулись. Он заявил, что хочет стать «чемпионом мира по экологической трансформации», присутствуя при этом на всех континентах, объединяя «под крылом» 260 000 человек сотрудников, осуществляя товарооборот на 45 миллиардов евро и с почти 20 миллиардами долларов рыночной капитализации. Да и не только рынки. Многие склонны воспринимать всерьёз слова Антуана Фреро, когда он утверждает, что задумал проект, от которого «выиграют все». По крайней мере «свои». 5 сентября проявил аппетит и учредитель инвестиционного фонда Meridiam Тьерри Део. Этот инженер мостов и дорог стал центральным звеном финансовой операции с того момента, как его инвестиционный фонд появился в этой крупной сделке по переделу собственности в качестве фонда, на средства которого планируется восстановить прежний статус Франции в составе компании Suez. Таким образом участники сделки намерены успокоить французские власти, переживающие, что французы могут не выдержать конкуренции в новой транснациональной компании. Спустя пятнадцать лет после создания своего фонда Meridiam, насчитывающего 6,6 миллиардов евро активов, Тьерри Део, чьё состояние, по данным журнала Challenges, составляет 180 миллионов евро (452-е место в списке самых богатых людей Франции), надеется сделать ещё один шаг, завладев компанией, занимающейся водоснабжением. Ранее он никогда не работал в этом секторе.

«Это прекрасная возможность, потому что вода, пожалуй, самый важный ресурс в условиях изменении климата, – считает Део. При этом он предпочитает говорить в интервью изданию Parisien dimanche о компании Meridiam как о «промышленном инвесторе», а не «инвестиционном фонде» из-за «несколько карикатурного имиджа, который получил во Франции этот термин: «Образ отчасти заслуженный, но мы не работаем, как инвестиционные фонды». Тьерри Део пытается успокоить потребителей. «Никаких соглашений с компанией Veolia после завершения сделки больше не будет. Мы с ними будем лучшими врагами на французском рынке», – клянётся он. «Внезапное внедрение фонда, уже пытавшегося выкупить компанию Saur, в сферу управления водными ресурсами означает радикальные перемены, — предупреждает владелец Engie Жан-Пьер Кламадьё. — Цели инвестиционного фонда заключаются в том, чтобы инвестиции возвращались».

Жан-Пьер Кламадьё — ещё один участник сделки, тоже желающий ворочать миллионами. Поскольку Veolia хочет выкупить 32 % акций, которыми его группа владеет в Suez после принудительного слияния с Gaz de France в 2008 году при Саркози, этот владелец энергетической компании повышает ставки. Назвав предложение Антуана Фреро «привлекательным проектом», в пятницу на канале BFM Business Кламадьё заявил, что «цифры не сходятся» и что «стоимость компании Suez – вот самый главный вопрос дискуссии». Иначе говоря, по его мнению, стоимость Suez занижена и должна составлять, скорее, 17 евро за акцию, а не 15,5 евро, предложенные компанией Veolia. Такая переоценка позволила бы дополнительно получить ещё один миллиард, или в общей сложности 3,9 миллиарда евро, и эта сумма оказалась бы на счетах Engie.

В воскресенье Брюно Ле Мэр частично согласился с Кламадьё. «Любое предложение всегда можно улучшить», – сказал министр экономики и финансов, представляющий интересы государства как крупнейшего акционера Engie (23,4 % уставного капитала). Это означает, что Engie подорожает на 4 миллиарда, увеличатся не только дивиденды, но и её «приданое невесты» на финансовых рынках, когда правительство наконец решится применять закон PACTE (Plan d’Action pour la Croissance et la Transformation des Entreprises / План действий по стимулированию экономического роста и преобразованию предприятий), в котором предусмотрена приватизация группы. Похоже, что выбирая между интересами общества и своими экономическими и политическими интересами, исполнительная власть приняла решение в пользу последнего, то есть — компании Veolia. Во всяком случае, если она всё-таки согласится сделать жест и заплатить на 1,5 евро больше за каждую акцию.

Опубликовано 07/09/2020

На ту же тему

Расследование об истинных доходах топ-менеджеров

На фоне проходящих во Франции забастовок руководитель компании Total заявил, что сам стал жертвой экономического кризиса. Эксклюзивные материалы о доходах руководства французских транснациональных компаний показывают, что ситуация складывается обратная.

Читать полностью »

Индексация зарплат: разоблачение мифов

20 июня, по призыву трёх крупных профсоюзов, по улицам Брюсселя прошли 80 000 манифестантов. В последний раз столь масштабные протестные акции с участием профсоюзов проходили осенью и зимой 2014 г в связи с реформами, предложенными правительством Мишеля. Основная причина того, что удалось собрать так много людей, прежде всего заключается в том, что рынок труда страдает от рекордно высокой инфляции. Электроэнергия, продукты питания, товары первой необходимости – дорожает всё. Рост цен в первую очередь бьёт по самым бедным. Однако в Бельгии существует система автоматической индексации зарплат. Спасёт ли она бельгийцев от кризиса? И кому выгодна медийная кампания по запугиванию трудящихся?

Читать полностью »

Три американских компании – хозяева трети Украины

В 2021 г. на Украине вступил в силу закон о продаже земли. Как сообщает Australian National Review, новым законодательством воспользовались компании из США для массовых инвестиций в страну. Теперь 40% сельскохозяйственных земель принадлежат американским предприятиям. Это проливает новый свет на недавние соглашения двух противоборствующих сторон, России и Украины, по поводу экспорта украинского зерна. Киев пошёл на переговоры под давлением американских финансовых кругов. В более широком масштабе вопрос перераспределения собственности является ключевым для понимания кризиса демократии на независимой Украине.

Читать полностью »