LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Полицейские репрессии против экологов Мартиники

Полицейские и судебные органы Мартиники преследуют активистов, выступающих против использования хлордекона. Сами активисты требуют судебного разбирательства по вопросу о массовом отравлении, за которое никто не понёс наказания.

На острове Мартиника, заморском департаменте Франции, социальная структура мало изменилась со времён рабовладения. Наверху по-прежнему находятся плантаторы, потомки рабовладельцев. Внизу – основная масса населения, потомки рабов. Плантаторы десятилетиями использовали  опасный пестицид хлордекон, несмотря на то, что его токсичность и канцерогенность была известна уже с 1970-го года. Более того, они добились особого разрешения на его использование даже после того, как он был запрещён в материковой Франции. Последствия применения было предоставлено расхлёбывать тем, кто непосредственно трудится на земле.

Теперь, когда наблюдается массовый всплеск раковых заболеваний, народ требует справедливости. Однако эти требования натыкаются на полицейские дубинки, а те, кто делает полицейское насилие (небывалое по местным меркам) достоянием общественности, сталкиваются с полицейским преследованием.

7 сентября Мартинике начался суд над экологическим активистом, распространившим кадры полицейской жестокости. Судебное разбирательство, однако, пришлось отложить: обвиняемый находится в больнице после избиения полицией. И это лишь один пример в череде репрессий.

Полицейские и судебные органы Мартиники преследуют активистов, выступающих против использования хлордекона. Сами активисты требуют судебного разбирательства по вопросу о массовом отравлении, за которое никто не понёс наказания.

День за днём суд работает, как конвейер. 7 сентября 2020 года Фор-де-Франс начался процесс над Кристианом, участником движения «жёлтые жилеты» на Мартинике и одним из активистов, выступающих против использования хлордекона. Его преследуют в судебном порядке за распространение видео, на котором зафиксированы насильственные действия полиции в отношении участников манифестаций, требовавших справедливости и возмещения ущерба, причинённого использованием хлордекона. 22-летний студент Кезиах Нюисье предстанет перед судом 9 ноября. Рассмотрение его дела отложено по медицинским причинам: молодой человек находится на лечении. Его госпитализировали после того, как он был жестоко избит полицейскими. Это произошло 16 июля, на улице, когда представители органов правопорядка в очередной раз разгоняли демонстрацию противников использования хлордекона. Факт избиения частично был снят на видео, которое обошло социальные сети, вызвав негодование и возмущение среди жителей этого заморского департамента.

Длинная череда процессов началась 27 августа. Трое товарищей Кезиаха предстали перед уголовным судом столицы Мартиники по обвинению в «насилии над полицейскими на митинге, совершённом в составе группы и с использованием оружия». Лулу, Эсай и Дензел были приговорены к 1 году и 7 месяцам тюремного заключения и 4 500 евро штрафа. Почему такое суровое наказание, превзошедшее даже ожидания обвинения? Защитники подали апелляцию. «Мы хотим выступить в судебном процессе в присутствии широкой публики. Этого давно требует общество», – говорит Алекс Юрсюле, один из адвокатов троих молодых людей. Этот процесс, который смог состояться только сейчас, касается проблемы, связанной с использованием пестицидов на банановых плантациях Гваделупы и Мартиники в период с 1972 по 1993 годы. Ядовитые вещества до сих пор остаются в земле Антильских островов и продолжают течь в крови их жителей.

«Государству трудно признаться в преступлениях, которые правосудие официально так и не признало таковыми, – заявляет Наэма Рэнет-Дюбо из ассоциации Zero Chlordecone Objectif Zero Poison (ZCZP, «Ноль хлордекона — ноль ядов»), занимающейся борьбой с пестицидами и последствиями их применения. — Но нам отвечают только полицейским насилием».

Все они – противники хлордекона. Ассоциация ZCZP появилась в ноябре 2019, почти сразу после возникновения движения «жёлтые жилеты». «Движение зародилось спонтанно, – рассказывает адвокат Алекс Юрсюле. – Им надоели демагогия и безнаказанность, и они захотели перейти от слов к делу».

Судебные процессы, начавшиеся 27 августа, и юридические преследования других активистов усиливают напряжённость, которая растёт на острове с каждым днём. «Люди ошеломлены. В какие игры играют представители власти? Вместо того чтобы преследовать по закону отравителей, они преследуют наших детей, требующих справедливости. Республика защищает тех, кто управляет экономикой, а также потомками колонистов и рабов. Вот, что говорят люди. Протесты сейчас набирают силу. Ситуация остаётся крайне напряжённой», – говорит встревоженный адвокат.

С ноября 2019 года для освещения одного из самых громких санитарных и экологических скандалов века организуются бойкоты и пикетирования. Каждую субботу активисты, профсоюзные деятели и граждане блокируют входы в супермаркеты, принадлежащие плантаторам, богатейшим семьям, потомкам колонизаторов и рабовладельцев, которых считают виновниками отравления пестицидами. Особенно привлекательной мишенью являются супермаркеты группы Groupe Bernard Hayot (GBH), владельцы которой входят в число 500 самых богатых людей Франции. Ответ государства на все действия возмущённого населения просто оскорбителен: с ноября 2019 года было задержано около сорока участников протестов, 13 из которых – у себя дома. «Активисты сталкиваются с крайне жестоким обращением со стороны полиции. На Мартинике уже забыли о том, что полицейское насилие может принимать такие формы. Франция защищает имущество собственников плантаций и господствующего класса, предоставляя органы охраны правопорядка в их распоряжение», – отмечает Наэма Рэнет-Дюбо. «Стратегия подавления протестов состоит в том, чтобы запугать протестующих и заставить людей прекратить выдвигать требования», – комментирует адвокат Юрсюле.

Эскалация насилия началась 23 ноября 2019 года, когда в Робере, третьем по величине городе острова, возле гипермаркета Oceanis, принадлежащего группе компаний GBH, между протестующими и жандармами вспыхнул конфликт, перешедший в потасовку. Через пять дней после этих событий активистов задержали и отправили в тюрьму. В декабре задерживают ещё семь участников. Их обвинили в совершении актов насилия в отношении представителей власти.

Процесс «семи участников событий возле гипермаркета Oceanis» (их называют теперь именно так) должен был состояться 13 января этого года в исправительном суде Фор-де-Франса. Был сформирован комитет поддержки, получивший название «Комитет 13 января 2020 года», объединивший около десяти экологических, профсоюзных и культурных ассоциаций, включая ZCZP. Его представители заявили о «геноциде, осуществлявшемся путём отравления пестицидами, и незаконном преследовании активистов» и потребовали «узаконивания борьбы за возмещение ущерба и справедливость». «В тот день, 13 января, мирный марш комитета поддержки обвиняемых, проходивший в весёлой и дружелюбной атмосфере, под пение и стук барабанов, был встречен гранатами со слезоточивым газом и опущенными решётками исправительного суда, закрытого для доступа посетителей», – говорят свидетели и адвокаты. Под натиском полиции люди разбежались. Многие манифестанты были ранены резиновыми пулями и отравлены слезоточивым газом. «Это был сигнал: «Когда приходишь с миром, то получаешь войну»», – заявил тогда адвокат пострадавших, мэтр Жермани. Процесс был отложен.

16 июля прошли новые задержания. Трое молодых активистов были арестованы у себя дома в 6 часов утра, в их домах проводились обыски. Их обвинили в участии в насильственных актах в отношении полиции в ходе манифестаций 13 января. Среди них был и Кезиах Нюисье.

Что же касается жалоб, поданных в связи с полицейским насилием, то они даже не рассматривались. Группа адвокатов, в числе которых был и Алекс Юрсюле, заявила о «колониальной системе на службе лобби потомков колонизаторов и процессе государственного расчеловечивания по отношению к людям, являющимся потомками африканцев».

Такое оглушающее молчание со стороны правосудия дополняется звенящей тишиной в отношении многочисленных жалоб, поданных начиная с 2005 года, с просьбами восстановить правду и справедливость и возместить ущерб, причинённый в результате катастрофы с хлордеконом. «Это самое большое унижение, которому когда-либо подвергался народ Мартиники после отмены рабства», – полагает адвокат Юрсюле.

С тех пор как Франция в октябре 2019 года официально признала свою «безоговорочную и полную» ответственность за эту практику, дела так и не сдвинулись с места. Как и в случае с использованием асбеста, дебаты о причинно-следственной связи между активным веществом и онкологическими заболеваниями продолжают мешать окончательному признанию ущерба и компенсационным выплатам. «Санитарный и экологический скандал с хлордеконом – это вопрос не о пестицидах или профессиональной заболеваемости, – утверждает доктор философии, инженер-эколог Малком Фердинанд. – Это отрицание справедливо разбудило память о трагических страницах колониального и рабовладельческого прошлого Антильских островов».

В доказательство своих слов учёный рассказал о состоявшейся 23 августа на форуме информационного сайта Mediapart конференции, посвящённой Международному дню памяти о работорговле и её ликвидации. В ней принимали участие многие учёные, адвокаты, председатели ассоциаций и представители объединений. Они напоминают о том, что это «отравление является следствием системы, направленной на получение прибыли и созданной крупными плантаторами, которые выросли в семьях рабовладельцев, сколотивших состояние в тени Чёрного кодекса Кольбера. Преступное отравление, длившееся в течение десятилетий при попустительстве Франции, которая делала исключения для пестицида, запрещённого на территории метрополии». Участники форума говорили о том, что нужно «покончить с высокомерием и нежеланием Франции брать на себя ответственность».

Опубликовано 08/09/2020

На ту же тему

Новая вспышка птичьего гриппа

В конце ноября впервые был обнаружен первый очаг птичьего гриппа на ферме со 160 000 курами-несушками в департаменте Нор. Для предотвращения распространения H5N1 уничтожили поголовье в 650 000 птиц. Вакцинация животных может спасти положение. Но тогда нельзя будет торговать на экспорт. А главы компаний-производителей не готовы работать на французский рынок.

Читать полностью »

20 % французов мёрзнут у себя дома

Для миллионов семей отопление стоит слишком дорого. Кто-то включает отопление, только если температура в спальне падает ниже 14 градусов. Другим приходится выбирать между едой и оплатой электроэнергии.

Читать полностью »