LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Скончался главный палач режима красных кхмеров

Бывший начальник печально известной тюрьмы S-21, в которой были замучены и убиты тысячи человек, скончался в среду в возрасте 77 лет. Став «товарищем Дучем», Канг Кек Иеу олицетворял собой чудовищное безумие режима красных кхмеров.

Канг Кек Иеу, также известный как «товарищ Дуч» и считающийся ответственным за убийства 48 000 человек, скончался в больнице в Пномпене на 78-м году жизни. При режиме «красных кхмеров» он возглавлял Туол Сленг (кодовое название S-21), где сегодня находится музей геноцида. Через неё прошло 18 000 человек, из которых к моменту освобождения Пномпеня войсками Социалистической республики Вьетнам в живых оставались лишь двенадцать узников.

Выходец из небогатой среды, интеллектуал, педант, этнический китаец, Дуч стал главным палачом «красных кхмеров», олицетворением жестокости режима. Что привело его к этому? Как сложилась его жизнь после?

Бывший начальник печально известной тюрьмы S-21, в которой были замучены и убиты тысячи человек, скончался в среду в возрасте 77 лет. Став «товарищем Дучем», Канг Кек Иеу олицетворял собой чудовищное безумие режима красных кхмеров.

Посетителей камбоджийской тюрьмы Туол Сленг (кодовое название S-21) в Пномпене, ставшей сегодня музеем геноцида, охватывает ужас и чувство скорее непонимания, чем точного представления о том, что же всё-таки здесь происходило. Действительно, как принять разумом то место, где царила бесчеловечность, где пытали жесточайшим образом и где в неподвижном взгляде каждого заключённого на сделанных ещё при жизни фотографиях читается смерть? Похоже, разум посетителей заходит в тупик. А что ощущал палач? Того самого палача, являющегося символом кошмарного режима красных кхмеров (1975-1979 гг.), жертвами которого стали два миллиона человек. Палача, «способного (согласно его собственным признаниям) бить до тех пор, пока сам не падал от усталости». Возможно, сам Дуч тоже не смог бы объяснить, как тихий ребёнок превратился в орудие геноцида. Как Канг Кек Иеу стал «товарищем Дучем»… В 1996 году он считал, что нашёл ответ в евангелической версии христианства. Канг Кек Иеу был полной противоположностью идеи «этнической чистоты» «нового человека», представления о которых были сформулированы красными кхмерами.

Но начнём с начала. Кайнг Чеав родился 17 ноября 1942 года. Когда ребёнку было всего лишь несколько месяцев от роду, местный колдун убедил его родителей, этнических китайцев, изменить его имя на Йим Чеав, чтобы избежать проклятий и болезней. Это не помогло, мальчик продолжал болеть. В возрасте пятнадцати лет Кайнг Чеав решает стать Канг Кек Иеу. Тогда же он придумывает себе псевдоним Дуч, полностью заменивший ему имя после вступления в партизанский отряд красных кхмеров в 1964 году. «Дуч – это ученик, который сразу же встаёт со своего места, когда учитель просит его подняться», – скажет он Франсуазе Сирони (1), проводившей его судебно-психиатрическую экспертизу накануне заседания Международного трибунала ООН в 2009 году, перед которым тот предстал в качестве обвиняемого. Через год Канг Кек Иеу был осуждён за «военные преступления, преступления против человечности, пытки и убийства». Дуч – это также прозвище прилежного ученика, но исключительно в кхмерском, а не китайском понимании. В конце 1986 года, спустя семь лет после того как красные кхмеры были отстранены от власти в результате вмешательства Вьетнама, «товарищ Дуч» выучил тайский язык и стал преподавать английский в лагерях беженцев. Затем по просьбе своего наставника и научного руководителя Сон Сена, ставшего министром обороны красных кхмеров, он поехал в Китай, чтобы давать уроки кхмерского языка. В Китае Канг Кек Иеу провёл около трёх лет, взяв себе новое имя Ханг Пин, что в переводе означает «небесная птица». Для революционера «товарища Дуч» не было проблемы в том, что Ханг Пин было также именем одного богатого человека из числа его знакомых. Он будет пользоваться им до самого ареста. В 1999 году в лагере беженцев, расположенном на границе с Таиландом, его случайно узнал британский фотограф Ник Данлоп.

Итак, к достижению взрослого возраста Дуч уже несколько раз менял своё имя, а затем занялся сменой своей культурной идентичности. После поступления в престижный колледж имени короля Сисовата в Пномпене бедному студенту, вышедшему из скорее крестьянской среды, пришлось оказаться в кругу однокурсников из обеспеченных и городских семей. Чувствуя себя обязанным передавать полученные знания, Дуч будет выступать в роли связующей нити между поколениями всю свою жизнь. Сначала он успешно давал уроки математики, затем, став членом партизанского отряда, в 1970-1975 гг. обучал своих подчинённых различным способам пыток и допросов в лагере М-13, находившемся в зарослях джунглей у подножия Кардамоновых гор. Особенно ему нравилось обучать детей, потому что они податливы и послушны. «Именно в это время Дуч начинает более глубоко изучать пытки, принудительные методы допроса и казни пленных. Именно тогда полное отсутствие эмпатии стало для него основой восприятия других людей и мира в целом», – отмечает Франсуаза Сирони. Благодаря своей исполнительности Дуч начинает делать карьеру тюремщика. Его описывают как пассивного человека, испытывающего сильную потребность в признании со стороны. Менее чем за год до захвата власти красными кхмерами исполнительность Дуча приводит его на место начальника тюрьмы S-21, также известной под названием Туол Сленг.

Избиение, пытки электротоком, заливание воды в ноздри, надевание полиэтиленового пакета на голову, вырывание ногтей, насильственное кормление экскрементами, медицинские опыты над заключёнными… «Нет никаких «холодных» или «горячих» методов, говорил Дуч, всегда были только «горячие» методы», – рассказывал на суде Чум Мей, один из двенадцати выживших узников тюрьмы S-21 (через неё прошли в общей сложности 18 000 заключённых). «Дуч — своего рода перфекционист, которому не чужд был определённый мистицизм (…) Он так же был изобретателен и склонен к экспериментам, как в своё время Эйхман», – объясняла Франсуаза Сирони. Всё это для того, чтобы «очистить» Кампучию от иностранцев, этнических меньшинств и элит, разделяющих западные ценности. Выбор слов говорит сам за себя. Он не говорил просто об убийстве, а использовал глагол «раздавить». В порыве кровавого безумия Дуч написал в 1978 году «Основной план», в котором он, основываясь на анализе вырванных под пытками «признаний» заключённых, сделает вывод о существовании заговора с участием США, СССР, Тайваня и Вьетнама.

Опасался за свою жизнь Дуч и после получения камбоджийского гражданства. Китаец по происхождению, интеллектуал, выходец из семьи крестьян и торговцев – социальный типаж Дуча плохо укладывается в рамки представлений красных кхмеров об этнической чистоте. Опасаясь репрессий, он удвоил своё рвение, работая на режим. Во время судебного процесса Дуч будет использовать этот аргумент в качестве своего оправдания. «Я был одновременно и активным участником репрессий, и заложником», – скажет он судьям Чрезвычайных палат в судах Камбоджи (ECCC) под эгидой ООН. Но он так и не признает себя одним из главных организаторов массовых преступлений. Рауль-Марк Женнар, эксперт-свидетель на процессе, охарактеризовал Дуча как «педантичного интеллектуала и прилежного чиновника», потому что тот считал совершённые им убийства и допросы работой: тщательно фиксировал их в документах, сохранив таким образом доказательства своих же собственных преступлений. 7 января 1979 года в порыве исполнительности он хладнокровно убил последних заключённых тюрьмы S-21. Это он сделал лично. Он организовал свою последнюю чистку в районе Фнонг (западная часть), в ходе которой были убиты 4 600 человек. Дуч лично ответственен за гибель 48 000 человек.

(1) Comment devient-on tortionnaire ? Psychologie des criminels contre l’humanité. (Как становятся палачами? Психология преступников, совершивших преступления против человечности). Издательство «La Decouverte», 2017г., 768 страниц.

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »