Мир заводов в живописи: от работы к протестам.

В рамках культурной программы фестиваля «Импрессионистская Нормандия» Музей изящных искусств в Кане открывает замечательную выставку «Пылающие города», на которой представлены картины, написанные в период с 1870 по 1914 гг., изображающие промышленные предприятия и жизнь рабочего класса.
В рамках культурной программы фестиваля «Импрессионистская Нормандия» Музей изящных искусств в Кане открывает замечательную выставку «Пылающие города», на которой представлены картины, написанные в период с 1870 по 1914 гг., изображающие промышленные предприятия и жизнь рабочего класса.

Импрессионизм получил своё название от картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», изображающей восход над кранами и дымящимися трубами гаврского порта.

Новая реальность, возникшая в XIX веке, её индустриальные ландшафты и населивший их рабочий класс далеко не сразу получили своё отражение в живописи. Обслуживавшие аристократию и буржуазию академические художники ориентировались на вкусы заказчиков, предпочитая портреты, идиллические пейзажи, исторические и библейские сюжеты. Лишь демократизация искусства, приход нового поколения, позднее получившего название импрессионистов (изначально – ругательное прозвище), позволила впервые создать картину повседневной жизни современного города и его обитателей. Хотя тема социальной критики в целом для импрессионизма не характерна, это направление впервые даёт нам изображения простых тружеников за работой, на отдыхе, в борьбе. И когда красный флаг становится неотъемлемой частью городской жизни, то объектом изобразительного искусства наконец становится и он.

Именно этой грани импрессионизма посвящена открывшаяся в канском Музее изящных искусств выставка «Пылающие города»  (LES VILLES ARDENTES. Art, travail, révolte 1870-1914.)

В рамках культурной программы фестиваля «Импрессионистская Нормандия» Музей изящных искусств в Кане открывает замечательную выставку «Пылающие города», на которой представлены картины, написанные в период с 1870 по 1914 гг., изображающие промышленные предприятия и жизнь рабочего класса.

Сегодня неуместно утверждать, что факелы нефтеперерабатывающих заводов нам нравятся больше домиков в зелёных лугах, а промышленные пейзажи лучше полей с цветущими маками. Чистой воды провокация, хотя у этого есть нюансы… Картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» – произведение, увидев которое в 1874 году враждебно настроенный критик попытался дискредитировать это стиль с помощью неологизма «импрессионизм», а в итоге только упрочил его статус. Он использовал в качестве негативных однокоренные слова («впечатления, впечатления, банда импрессионистов») применительно к изображению гаврского порта с силуэтами портовых кранов и доков в тумане. Нам нравятся «Скалы в Этрета» Клода Моне, поля и красные крыши на полотнах Камиля Писсарро и “Завтрак гребцов” Ренуара, но в 70-х годах XIX века художники только начинали по-другому смотреть на новый мир, рождающийся у них на глазах. Поезда, вокзалы, железные мосты, заводские трубы… Ещё Уильям Тёрнер заметил, что современность топит британскую столицу в «смоге» (слово образовано из smoke («дым») и fog («туман»)). Как остроумно сказал Оскар Уайльд, до Тёрнера в Лондоне тумана не было.

А некоторые мастера откроют для себя заводской мир, работу на промышленных предприятиях и классовую борьбу. Правда, сегодня о них вспоминают всё реже. Именно этому и посвящена замечательная выставка под названием «Пылающие города» и подзаголовком «Искусство, работа, протест». Музей изящных искусств г. Кана демонстрирует прекрасную коллекцию работ, относящихся к периоду с 1870 по 1914 гг. В основном это картины, но посетители могут ознакомиться и с многочисленными документами той эпохи (тексты, листовки, плакаты, фотографии).

Сталелитейные заводы как ворота в ад.

Судя по всему, художников прежде всего привлекало пластическое измерение, именно поэтому они проявляют некоторое удивление, а порой даже изумление, перед новыми пейзажами, которые представали перед их взором. Иллюстрацией этого служит написанная в 1902 году картина Жана-Эмиля Лабурера «Заводы», открывающая выставку. На переднем плане здесь изображён сидящий в траве мужчина, вокруг которого разбросаны обрывки тряпок, консервные банки и другой мусор. Во рту он держит трубку, а на линии горизонта возвышаются десятки высоких заводских труб. Картина действительно оказалась пророческой. Она передаёт беспокойство, свойственное скорее нашему времени.

На некоторых полотнах представлены почти апокалиптические пейзажи, где нет ничего, кроме труб на безлюдном поле, простирающемся до самого горизонта (Константин Менье «В чёрном краю», 1893 г.) Благодаря картине Рауля Дюфи «Конец рабочего дня в Гавре» (1901 г. ) мы начинаем лучше понимать, до какой степени выдающийся художник может придавать значение выравниванию силуэтов кранов, написанных на фоне краснеющего закатного неба, и в то же время изображать изнурённого мужчину, идущего в сумерках по грязи и лужам, и силуэты мужчин и женщин, стоящих возле кучек угля… Максимилиан Люс в своих работах играет чередованием вертикальных линий современных строений. На картине «Строительство, набережная Пасси» (1907 г.) на переднем плане художник изобразил строителей, но мы сразу понимаем, что всё его внимание направлено на архитектуру строящихся высоких зданий, представленных в стиле ранней абстракции. Его также очаровывают сталелитейные заводы, напоминающие ворота в ад («Сталелитейный завод», 1895г.).

Между очарованностью и напряжением.

Порой очень сложно определить, какой смысл вложил художник в своё произведение. Большое полотно Эрнеста-Жоржа Берже таит немало авторских загадок. Картина называется «Посещение завода после вечеринки у директора» (1901 г.). На ней изображена дама из так называемого «приличного общества», одетая в сатиновое вечернее платье, с веером в руке, в окружении людей, которые принадлежат к тому же социальному классу. Они пришли посмотреть на впечатляющее зрелище расплавленной стали. Сцена настолько карикатурна, что неизбежно вызывает вопросы. Что это? Ирония? Отступление автора от первоначального замысла во время работы по заказу? Известно, что некоторые художники, в том числе и великие, поступали именно таким образом. Например, Гойя настолько правдоподобно изобразил испанского короля с семьёй, что они предстали на картине без прикрас – достоверность, за которой скрывается убийственная ирония художника. Интересная деталь – в нижней части картины Берже можно увидеть лица двух посетительниц, которые очень напоминают персонажей с картины великого испанца. Намеренный намёк?

Как бы то ни было, осознанно или нет, но эта картина передаёт представление о социальных классах. И эта тема в разной степени и в различных формах, как и пластическое измерение, присуще всем картинам выставки, что является её своеобразной и даже исключительной чертой.

Простые труженики редко становились персонажами картин. За исключением нескольких полотен (братья Ленен), самая известная попытка показать труд обычных людей принадлежит Гюставу Кайботту. Это его знаменитые «Паркетчики» (1875 г., музей д’Орсе). На выставке в Кане можно открыть для себя много нового. Здесь с «Гладильщицами» Дега (1884-1886 гг.), на которой изображены усталые женщины, соседствует работа менее известной художницы Мари Петие (1882 г.). Франтишек Купка, который позднее станет одним из первых представителей абстрактной живописи, в 1905 году сделал рисунок масляными красками и гуашью под названием «Тайны строительства метрополитена», где изображены рабочие в туннеле строящегося метро. Это самый настоящий графический шедевр. «Носильщик угля» Анри Жерве (картина также известна под названием «Набережная Ла-Виллет в Париже») – не менее интересное произведение, изображающее полуобнажённого мужчину с почерневшим лицом и напряжёнными от усилий мускулами, несущего тяжёлую ношу.

Протесты – ещё одна тема, не для всех кажущаяся логичной. Идея такой концепции принадлежит директору музея Эммануэль Делапьер. На выставке представлены работы, посвященные профсоюзным выступлениям. «Портрет безработного» кисти Луи-Адольфа Тесье (1866) и мощный триптих Леони Умбер-Виньо «Забастовочный день» (1910), включающий «Ожидание», «Шествие» и «Погибший», дополняют друг друга. Классическая фактура с накалом драматизма. Выставка заканчивается работами Теофиля-Александра Стейнлена «Народная демонстрация» (ок. 1903 г.), на которой изображены развевающиеся над морем людей красные знамёна, и Поля-Луи Деланса «Забастовка в Сент-Уане» (1908 г.), где на переднем плане в первом ряду демонстрантов мы видим рабочего с седыми усами, несущего знамя, и молодую женщину, держащую на руках ребёнка. Разумеется, это знамя красного цвета.

Опубликовано в воскресном номере за 20 – 26 августа 2020 г.

На ту же тему

«Мы не роботы»: жизнь рабочих в фотографиях
Мир заводов в живописи: от работы к...
Музыка как ответ на мракобесие и расизм
Пожар в соборе Нанта: следствие отрабатывает версию...