LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

От Лондона до Кардиффа молодёжь протестует

Консервативное британское правительство было вынуждено пойти на попятную и восстановить первоначальные баллы учащимся. Однако их действия немного запоздали: часть молодёжи - выходцы из бедных слоёв населения – уже рискует лишиться возможности поступить в университет.

Волна манифестаций выпускников школ, получивших заниженные итоговые оценки, начала распространяться по Великобритании. Тем временем выяснилось, по каком принципу вычислялся итоговый балл. Для калькуляции был взят алгоритм Ofqual, учитывающий коллективную статистику выпускников каждой школы. Так хорошие оценки выпускников престижных школ только добавили плюсов учащимся. И, наоборот, талантливый выпускник бедной школы не может рассчитывать на высшую оценку, если другие ученики этого заведения ранее показывали не лучшие результаты. 

Консервативное британское правительство было вынуждено пойти на попятную и восстановить первоначальные баллы учащимся. Однако их действия немного запоздали: часть молодёжи — выходцы из бедных слоёв населения – уже рискует лишиться возможности поступить в университет.

После Шотландии возмущение учащихся, получивших несправедливые оценки преподавателей из-за отмены экзаменов во время действия режима самоизоляции, охватило всю Великобританию. В Северной Ирландии, Уэльсе и Англии образование зависит от решений политиков в этих конкретных регионах Соединённого Королевства, самостоятельно регулирующих данную сферу. Под давлением молодёжного движения в считанные дни правительство отказаться от решения занизить первоначальные оценки, принятого в одностороннем порядке Управлением по регулированию квалификаций и экзаменов (Ofqual). Вся система вычисления преподавателями оценок управлялась алгоритмом, основанным на коллективных статистических показателях каждого учебного заведения за предыдущие годы. Этот алгоритм ущемляет интересов юношей и девушек из бедных слоёв населения. Как метко подметили сначала шотландские, а потом и английские учащиеся лицеев, решающее значение отводилось не способностям каждого школьника, а «почтовому индексу». По данным британской прессы, в среднем занижение баллов могло доходить до 40 %, превращая хорошие оценки уровня «А» и «B» в более посредственные «C» и «D», что лишало учащихся с такими показателями возможности поступить в высшую школу или университет.

В конце прошлой недели по всей Англии на улицы вышли сотни лицеистов. В воскресенье в Лондоне толпа протестующих скандировала довольно необычный лозунг: «К чёрту алгоритм!» (F…k the algorithm!). То же самое происходило в Кардиффе, Белфасте и других городах Соединённого Королевства. По мнению депутата от Лейбористской партии Анджелы Рэйнер, алгоритмическое управление школьной успеваемостью во время эпидемии Covid-19 принесло большую пользу детям из самых обеспеченных семей. «У ребят, которые учатся в Итоне (самое престижное учебное заведение Англии, в котором учится вся «золотая молодёжь», — прим. ред) или в частных школах, оценки непропорционально повысились, – возмущается она. – В то же время у детей, живущих на северо-востоке или северо-западе страны баллы резко упали… Это ужасно, потому что из-за работы алгоритма их профессиональное будущее может быть поставлено под угрозу. Учителя лучше знают, способны их ученики учиться в высших учебных заведениях или нет».

Несколько дней тому назад премьер-министр Великобритании и лидер Консервативной партии Борис Джонсон говорил, что результаты экзаменов «справедливые, обоснованные, работодатели могут им доверять». Тем временем министр образования Гэвин Уильямсон (после того как ему пришлось пойти на попятную) попытался возложить всю ответственность за это фиаско исключительно на Ofqual. «На прошлой неделе студенты пытались получить результаты экзаменов, которые они не сдавали, – признаёт один из руководителей администрации. – Взвесив всё, мы приняли решение согласиться с теми первоначальными баллами, которые преподаватели передали до того». По мнению бывшего лидера Лейбористской партии Джереми Корбина, «правительство не пошло бы на уступки, не случись протеста учащихся и большого количества молодёжи, а также без активности профсоюзов учителей».

Однако на самом деле вопрос так и остался нерешённым. Некоторые университеты уже закрыли приём на основании оценок, пересмотренных с помощью алгоритма. По данным газеты Daily Mail, после восстановления оценок около 55 000 учащихся с результатами, полученными на основании оценок своих преподавателей, могут претендовать на посещение лекций в университете, а учреждения промежуточного между школьным и высшим образования, опасающиеся беспрецедентного наплыва абитуриентов в начале учебного года, отказываются их принимать и готовятся защищать свои права с помощью адвокатов в случае апелляций.

Опубликовано 19/08/2020

На ту же тему

Образование как элемент мягкой силы

Во времена конфликтов наука и культура часто становятся жертвами манипуляции общественным мнением, осуществляемым враждующими сторонами. Поэтому любые инициативы, направленные на поддержку этих сфер деятельности, переходят за культурные и научные рамки, приобретая гуманитарное значение в самом широком смысле.

Читать полностью »

Манипулятивные алгоритмы интернета

В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.

Читать полностью »

Посягательство правых на образование

Готовится ряд мер по исключению из школьных учебников критического инструментария. Цель этой кампании националистов заключается в том, чтобы помешать образованию просвещённых граждан. Во всём мире люди должны забыть о социальной борьбе за равенство.

Читать полностью »