«Выигравшие» и «проигравшие» из группы CAC 40

Одни впадают в уныние, другие открывают шампанское: крупные французские компании, начавшие анализировать квартальные финансовые результаты, находятся в разном положении.
Одни впадают в уныние, другие открывают шампанское: крупные французские компании, начавшие анализировать квартальные финансовые результаты, находятся в разном положении.

Крупнейшие французские компании сдали квартальные отчёты. Как пандемия сказалась на их прибылях? Окончательные итоги подводить рано, ведь многие последствия проявят себя лишь в долгосрочной перспективе. Однако первые результаты таковы: ощутимо просел автопром (впрочем, эта тенденция началась ещё задолго до пандемии) и нефтянка, у которой есть все основания ожидать скорого восстановления. Крупнейшие розничные сети напротив демонстрируют рост: после закрытия общепита люди стали больше покупать продуктов питания. Ну и наконец о росте прибылей ожидаемо отчиталась фармацевтическая отрасль.

Одни впадают в уныние, другие открывают шампанское: крупные французские компании, начавшие анализировать квартальные финансовые результаты, находятся в разном положении.

Ещё слишком рано говорить о том, изменит ли нынешний кризис лицо французского капитализма. Зато сведения о квартальных финансовых результатах, которые начали поступать на прошлой неделе, позволяют более чётко увидеть разницу между «выигравшими» и «проигравшими» от падения фондового индекса CAC 40: одним удалось выдержать период самоизоляции (некоторые даже изыскали возможность увеличить свои капиталы), другие демонстрируют данные, свидетельствующие о резком падении (даже с учётом того, что масштабы сегодняшней катастрофы будут понятнее в будущем). Так, например, активное обсуждение вызвали результаты, представленные компанией Renault. В первом полугодии автомобильная группа зафиксировала убытки в 7,4 миллиарда евро с логическим падением продаж (– 35 % – с 1,2 миллиона проданных машин выручка упала до 18,4 миллиарда евро). Но прежде следует уточнить, что это падение в конечном счёте почти не связано с эпидемией коронавируса. Из 7,4 миллиарда евро убытков французского автопроизводителя 4,8 миллиарда приходится на его японского партнёра Nissan, продажи которого в Европе падают на протяжении многих месяцев из-за стареющей и не соответствующей потребностям клиентов линейки продуктов. В итоге влияние эпидемии коронавируса на финансовое положение корпорации ограничивается «скромной» цифрой 1,8 миллиарда евро. Даже если эти результаты и вызывают беспокойство, автогиганту нечего беспокоиться: имея запас ликвидных средств (почти 17 миллиардов евро, включая 5 миллиардов, гарантированных французским государством), обеспечивающих его комфортное существование, Renault не собирается объявлять себя банкротом. Наконец, возобновление продаж новых автомобилей во Франции в июне и июле, даже если оно стало возможным благодаря исключительным мерам государственной поддержки (скупка и утилизация старых машин), всё-таки говорит о том, что потребители не отказались от покупки автомобилей. «Фундаментальные показатели Renault не являются катастрофическим», – резюмирует экономист Бернар Жюльен (радио France Info, 31 июля). – У автопроизводителя есть разработка своего электромобиля, и он достаточно неплохо интегрирован в мировую экономику». Что же касается планов на будущее, то руководство Renault заявило о намерении подражать своему конкуренту – компании PSA, финансовые результаты которой взлетели вверх, но условия труда оставляют желать лучшего.

В последние дни о плачевных финансовых результатах заявили многие крупнейшие компании из списка CAC 40. Но, как и в случае Renault, следует воздержаться от любых поспешных выводов. Убытки французской нефтегазовой компании Total, прибыль которой обычно измеряется огромными суммами, во втором квартале составили 7,1 миллиарда евро, что связано с обрушением мировых цен и снижением спроса на нефть. Впрочем, историческое падение не помешало компании сохранить выплату дивидендов на том же уровне (0,66 евро на одну акцию) и с разумным оптимизмом смотреть в будущее (рост цен на нефть, повышение спроса и т. д.).

Некоторые компании, напротив, в сложившейся ситуации демонстрируют необычайное финансовое здоровье. Это относится к крупным предприятиям розничной торговли, которые почти не пострадали от режима самоизоляции, и предприятиям фармацевтической индустрии, которым есть за что сказать спасибо коронавирусу. Оборот розничной сети Carrefour во Франции в первом квартале вырос до 18,1 миллиарда евро (2,4 %). В официальном заявлении французский ретейлер даже сообщил о том, что ему удалось дополнительно привлечь ещё 500 000 клиентов. Причины такого экономического успеха лежат на поверхности: с закрытием ресторанов, школьных столовых и предприятий на время режима самоизоляции, крупные розничные сети оказались в выгодном положении. Даже если им пришлось дополнительно потратиться (антибактериальные перегородки из огрстекла, маски для сотрудников и т. п.), в целом ретейлеры получили прибыль.

Удовлетворена финансовыми результатами и фармацевтическая компания Sanofi, которая тоже зафиксировала рост выручки. В первом квартале текущего года её продажи общедоступных лекарственных препаратов населению выросли на 20 % из-за бума потребления долипрана (парацетомола) на общем фоне беспокойства клиентов о своём здоровье. Во втором квартале эстафету подхватил другой популярный лекарственный препарат – Dupixent (Дупиксент), назначаемый при астме и сильной экземе. В итоге во втором квартале чистая прибыль компании выросла на 3,6 % и составила 1,6 миллиарда евро.

Опубликовано 03/08/2020

На ту же тему

ВКТ предлагает альтернативный экономический план
Печальные итоги года для французской экономики
Ford уходит из Франции
Поддержка бизнеса щедрой рукой