LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Сезонные работники и экономический кризис

Они работают на горнолыжных курортах и фермах, в ресторанах, гостиницах и летних лагерях. Их более миллиона человек. Их часто эксплуатируют и с ними часто плохо обращаются. Эпидемия Covid-19 и реформа страхования по безработице ещё больше ухудшают их и без того уязвимое положение. Но именно сезонные работники первыми дают импульс развитию экономики и обеспечивают оборот денежных средств.

Юманите подготовила большой материал о положении сезонных работников во Франции. Сегодня их армия насчитывает более миллиона человек. Они работают на горнолыжных курортах и фермах, в ресторанах, гостиницах и летних лагерях. Подвергаясь повышенной эксплуатации и в обычное время, они оказались в числе наиболее уязвимых категорий наёмных работников и в ситуации пандемии. Туристическая отрасль, где занята значительная часть сезонников, переживает тяжёлые времена. Усугубляет их положение и новый порядок выплаты пособий по безработице, которая грозит ухудшить материальное положение для 1,7 миллиона человек. В виду санитарного кризиса правительство было вынуждено заморозить эту антисоциальную реформу до 2021 года, однако последствия для отрасли будут сказываться ещё не один год.

Они работают на горнолыжных курортах и фермах, в ресторанах, гостиницах и летних лагерях. Их более миллиона человек. Их часто эксплуатируют и с ними часто плохо обращаются. Эпидемия Covid-19 и реформа страхования по безработице ещё больше ухудшают их и без того уязвимое положение. Но именно сезонные работники первыми дают импульс развитию экономики и обеспечивают оборот денежных средств.

15 февраля 2020 года, когда идея введения карантина ещё только витала в воздухе, работники альпийских горнолыжных курортов в Савойе выступили против пенсионной реформы и пересмотра выплат пособий по безработице. Они ещё не могли представить себе, с какими трудностями им придётся столкнуться через несколько месяцев. По данным Парижского туристического офиса, из-за пандемии падение деловой активности предприятий, работающих в сфере туризма, этим летом может составить около 60 %. Заведения этого сектора являются одним из основных работодателей для сезонных работников, и теперь никто не может гарантировать им трудоустройство в течение этого лета.

Именно по этим работникам особенно тяжело ударила эпидемия Covid-19, а реформа страхования по безработице ещё больше осложнила их ситуацию. Первый этап реформы, начатой бывшим министром труда Мюриель Пенико, повлёк за собой затягивание бюджетных поясов: с 1 ноября 2019 года изменилось количество отработанных месяцев, необходимых для получения права на компенсацию, выплачиваемую во время безработицы. Если раньше для получения пособия надо было отработать 4 месяца из последних 28, то сейчас речь идёт о 6 месяцах из последних 24-х. 1 апреля 2020 года должны были перейти к второму этапу, чтобы ограничить на этот раз права на продление: раньше безработный мог продлить право на получение пособия, если он проработал в течение одного месяца, теперь речь идёт о шести месяцах. По оценке Национального межпрофессионального союза занятости в промышленности и торговле (Unedic), эта реформа приведёт к уменьшению размеров пособий для 1,2 миллиона человек и утрате прав или задержкам выплат для 500 000 безработных.

Согласно этим оценкам, многих сезонных работников ожидает именно такая участь. «Реформа была задумана для того, чтобы сократить количество краткосрочных контрактов. Но на самом деле это не работает. Например, деятельность гида-экскурсовода не превратится в бессрочный трудовой договор (CDI) по мановению волшебной палочки. Такие меры ставят работника в ещё более сложное положение», – рассуждает Матье Грегуар, социолог, один из авторов доклада «Как эволюционировали права на страхование по безработице? (1979-2020 гг.)», сделанного для Института социально-экономических исследований (IRES).

В результате эпидемии коронавируса был введен режим самоизоляциии, что привело к падению экономической активности. Под давлением профсоюзов правительство сначала перенесло старт реформы страхования по безработице на первое сентября. А 17 июля премьер-министр Жан Кастекс объявил о приостановке всех предлагаемых мер до 1 января 2021 года и возвращении к прежним, «более удобным» в социальном плане правилам. Обещание было выполнено только наполовину: исполнительная власть не смогла удержаться и воспользовалась порогами доступа к правам и продлению прав, чтобы незаметно залезть в карманы безработных и лишить их ещё до 1 августа возможности улучшить своё материальное положение.

«Сезонные рабочие в очередной раз окажутся в числе проигравших, – считает представитель профсоюза «Всеобщая конфедерация труда» (ВКТ) Дени Гравуй. — Если порог доступа к правам снизится с 6 месяцев работы из 24 последних месяцев до 4-х, то работники, зимний сезон которых был сокращён из-за эпидемии, ничего не получат. А молодые люди с низкой квалификацией, ищущие подработку на лето, не все смогут достичь этого 4-месячного порога. Однако правительство заявляет о том, что борется с их социальной незащищённостью». По мнению Эрика Беккера, делегата от профсоюза «Рабочая сила» (Force ouvriere), занимающегося проблемами сезонного труда, реформа страхования по безработице представляет собой дамоклов меч, висящий над головами сезонных работников. «По всей вероятности, ситуация с занятостью не улучшится в 2021 году и последствия эпидемии Covid-19 всё ещё будут давать о себе знать, – считает он. – Поэтому исполнительная власть не должна проводить такую реформу в обстоятельствах, подобных тем, в которых мы находимся в настоящий момент!»

Доступ к пособиям по безработице – не единственная ловушка для сезонных работников. Планировалось появление специального пособия, предназначенного для тех, кому не удалось найти работу в летний период. Хотя обсуждение этого вопроса началось ещё при Мюриель Пенико, новый министр труда Элизабет Борн предпочла отложить этот проект из страха получить «непредвиденный эффект». Такое решение осталось загадкой для Эрика Бекера: «Речь идёт о людях, которые находятся в абсолютно бедственном финансовом положении. Нельзя рассматривать этот вопрос, как исключительно бухгалтерскую проблему, ведь этим людям не хватает денег даже на еду».

Многие из них уже обратились с просьбой о выплате пособия активной солидарности. Однако данная категория трудящихся не имеет официально права на данное пособие. Поэтому пятнадцать департаментов Франции уже объявили о разрешении в виде исключения совмещать сезонный труд и получение пособия RSA. И, несмотря на это, данная мера не решает проблемы людей, которые не могут найти работу.

Для тех же, у кого она есть, статус сезонного работника столь ничтожен, что приносит всё меньше и меньше пользы. Согласно Трудовому кодексу, этот контракт должен относиться исключительно к тем видам работ, «которые должны повторяться каждый год с более или менее фиксированной периодичностью, в соответствии с ритмом сезонов и коллективным образом жизни». Продолжительность сезона не должна превышать восемь месяцев. В отличие от межпрофессиональных паритетных соглашений и региональных хартий, которые направлены на то, чтобы улучшить условия жизни работников, такой договор действительно не очень привлекателен. Список его недостатков, составленный ВКТ, просто огромен. «Отсутствие градации по квалификациям, социальная незащищённость, несоблюдение трудовых прав. Очень сложно получить доступ к обучению. Часто работники не обеспечиваются жильём, а когда оно есть, то условия могут быть скверными, а стоимость жилья крайне высокой. Заработная плата редко превышает МРОТ, условия труда очень тяжёлые, а нормативные акты, касающиеся рабочего времени или санитарно-гигиенических требований на работе, в большинстве случаев просто игнорируются. В этом секторе экономической деятельности процветает использование нелегального труда, идёт ли речь о сокрытии оплачиваемой работы или количества отработанных, но не оплаченных рабочих часов» – возмущаются представители ВКТ.

Зато такой контракт крайне выгоден для работодателя: он избавлен от необходимости выплачивать компенсацию при увольнении в связи с истечением срока действия договора, как это обычно бывает при заключении срочных трудовых договоров. Всё ради прибыли. Особенно если её недостаточно много.

Владельцы предприятий теперь стали намного чаще заключать краткосрочные контракты, продолжительность которых иногда не превышает двух недель. «В настоящее время они разрушают само понятие сезона, – сокрушается Эрик Бекер. – Бессмысленно говорить о пике активности в определённый период и использовать труд наёмных работников в течение такого непродолжительного срока». К сезонным договорам приближаются и другие специальные отраслевые соглашения, например, договоры, заключаемые на время сбора винограда в сельском хозяйстве или договоры в образовательном секторе (организация досуга). Хотя эти способы трудоустройства каждый раз предполагают адаптацию к специфике выполняемой работы, они прежде всего являются прекарными и не дают никаких гарантий работникам на последующие годы.

Временные работники переживают сейчас свой худший год, и отсутствие должного внимания к их бедственному положению подталкивает некоторых из них к смене профессии. В этом кроется определённая сложность, особенно если учесть, что в перспективе ситуация должна стабилизироваться. «Если предоставить таким работникам временную или краткосрочную работу, не соответствующую их профессии, то в ряде случаев это приведёт к утрате ими профессиональных навыков, поскольку для некоторых профессий требуются особые компетенции, и повлечёт за собой их отъезд из тех регионов, в которых они трудились до этого», – предупреждает Эрик Бекер. Следуя логике внесения социальных требований, ВКТ рассматривает поправки, которые должны сделать договор более приемлемым и последовательным.

Начинать надо с доработки самого юридического статуса сезонных работ «с конкретным обоснованием для каждого вида деятельности и идентификацией предприятий по категориям, а не только по одной лишь принадлежности к определённому сектору экономики». Впрочем, для борьбы с произволом работодателей министерство труда должно позаботиться о том, чтобы эти договоры были ограничены только теми секторами экономики, которые «требуют активизации деятельности в определённый период». Наконец, следует отменить освобождение от социальных платежей, чтобы «правилом стало заключение бессрочного договора на полный рабочий день».

Предстоит ещё немало потрудиться над тем, чтобы социальные права этих работников не ущемлялись. И это срочная работа, в противном случае сезонные работники станут жертвами социальной нестабильности.

Виктор Фернандес, Стефан Герар

Опубликовано 30/07/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »