Ненадлежащие условия проживания как нарушения прав жильцов

В январе будущего года вступит в силу указ, который должен упорядочить меры, направленные на борьбу с неудовлетворительными жилищными условиями. Корреспонденту L'Humanité удалось ознакомиться с этим документом. Как выяснилось, он ограничивает возможности нанимателей жилья и преподносит ряд приятных сюрпризов собственникам.
В январе будущего года вступит в силу указ, который должен упорядочить меры, направленные на борьбу с неудовлетворительными жилищными условиями. Корреспонденту L'Humanité удалось ознакомиться с этим документом. Как выяснилось, он ограничивает возможности нанимателей жилья и преподносит ряд приятных сюрпризов собственникам.

Отношения арендаторов жилья и арендодателей во Франции сегодня регулируются при помощи достаточно громоздкого законодательства, которое впрочем достаточно полно защищает права жильцов. Принятый в 2018 году, закон о жилищном строительстве, благоустройстве и цифровой среде (Elan) должен был усовершенствовать нормативы, однако ставший достоянием общественности вариант указа о его реализации представляет собой значительный шаг назад: права жителей, особенно в наиболее дешёвом сегменте «ночлежек» теперь значительно ослаблены в интересах лендлордов.

В январе будущего года вступит в силу указ, который должен упорядочить меры, направленные на борьбу с неудовлетворительными жилищными условиями. Корреспонденту L’Humanité удалось ознакомиться с этим документом. Как выяснилось, он ограничивает возможности нанимателей жилья и преподносит ряд приятных сюрпризов собственникам.

Теоретически предполагалось, что этот документ станет настоящим прорывом. Принятый осенью 2018 года, закон о жилищном строительстве, благоустройстве и цифровой среде (так называемый закон Elan) должен был создать конкретные механизмы для борьбы с некачественным жильём. Однако указ о его реализации, который обсуждался в начале июля и поступит на утверждение Совета министров в сентябре, вызывает у представителей соответствующей сферы недоумение, если не сказать обеспокоенность. «Этот закон направлен на то, чтобы облегчить жизнь государственным властям. А с точки зрения жильцов, он содержит в себе ряд спорных моментов. С одной стороны, документ даёт различным инстанциям возможность перебрасывать друг другу проблемы нанимателей. С другой – нет никаких гарантий того, что права жильцов останутся в неприкосновенности», – объясняет Самюэль Мушар, руководитель жилищного отделения Фонда аббата Пьера (FAP), помогающего попавшим в беду обитателям ночлежек.

Первый вопрос, по которому возникает непонимание, это отсутствие единой, чётко обозначенной организации, в компетенцию которой входила бы борьба с некачественным жильём. Цель указа, обозначенная законом, состоит в том, чтобы «упростить административные нормы и обеспечить их взаимное соответствие». Речь идёт о всевозможных регламентах, используемых в этой сфере. На сегодняшний день их тринадцать: семь основаны на положениях Жилищно-строительного кодекса, пять продиктованы нормами Кодекса здравоохранения. Обеспечение соблюдения первой группы правил входит в компетенцию мэрии, выполнение предписаний, связанных с медицинскими требованиями, относится к ведению государства. Такое разделение ответственности усложняет урегулирование проблемы. В мае 2019 года депутат от ФКП Стефан Пё предложил законопроект, который должен был «внести ясность в распределение ответственности между центральной властью, органами местного самоуправления и государственными службами, чтобы не допустить эффекта пинг-понга» и сделать государство единственным гарантом борьбы с ненадлежащими жилищными условиями.

Постановление, подготовленное правительством, не решает этой проблемы. Объединив все регламенты в один обобщающий документ, как предлагал в мае 2017 депутат от движения «Вперёд, Республика!» в департаменте Валь-д’Уаз Гийом Вюийете, оно должно было облегчить работу тех организаций, которые отвечают за выполнение правил. «Мы надеемся, что благодаря такому упрощению все процедуры будут проходить быстрее», – говорит Жан-Батист Эйро, лидер организации «Право на жильё» (DAL). Однако сферы ответственности остаются разделёнными, а процедуры для арендаторов по-прежнему сложны. «Сейчас законодательные нормы объединены, но действующие лица всё те же, – сетует Самюэль Мушар. – Это означает, что жильцы всё также не будут знать, к кому обратиться, а чиновники в мэрии или префектуре, к которым они придут со своими проблемами, вполне могут заявить, что тот или иной вопрос выходит за пределы их компетенции. Мы упустили возможность упростить процедуру для пострадавших жильцов путём создания единой службы, которая занималась бы их делами».

Ещё одно положение этого документа можно назвать подарком для владельцев ночлежек. Отныне отменяется действовавшее до сих пор правило о незамедлительной автоматической приостановке взимания арендных платежей за жильё при вынесении заключения об отсутствии должных гигиенических условий в местах общего пользования. В указе говорится, что «если заключение об отсутствии безопасных условий касается исключительно мест общего пользования в объекте недвижимости, то отменяется взимание арендной платы только за те помещения, которые признаны непригодными для проживания». Это положение представляет собой шаг назад. «Приостановка внесения арендных платежей – один из наиболее эффективных механизмов в борьбе с ненадлежащими условиями проживания. Эта мера, с одной стороны, играет профилактическую роль для владельцев недвижимости, а с другой – защищает жильцов», – 30 июля отметил в письме новому министру жилищного строительства Эммануэлю Варгону заместитель парижского мэра по жилищным вопросам, член ФКП Ян Бросса. Этот вопрос касается многих. В большинстве зданий с неблагоприятными условиями проживания именно места общего пользования, как правило, находятся в ненадлежащем виде, так как владельцы домов стараются поддерживать в приемлемом состоянии только квартиры, чтобы иметь возможность сдавать их в аренду. Ещё одна проблема состоит в том, что с введением нового порядка нерадивые собственники будут получать не только арендные платежи, но и пособия на ремонт.

Вместо приостановки арендной платы, простого и эффективного инструмента давления на домовладельцев, правительство планирует ввести систему финансовых штрафов. «Дело в том, что всё это очень ненадёжно. Надо обратиться в суд, дождаться его решения. Не каждый муниципалитет имеет возможность заниматься этим, к тому же существует опасность того, что по прошествии некоторого времени суд смягчит взыскание», – полагает Жан-Батист Эйро. Такая система вводит также ответственность для арендаторов. У них убрали возможность не платить за жильё, так теперь они могут быть наказаны на тех же основаниях, что и собственники-арендодатели. Это положение несправедливо ещё и потому, что жильцы многоквартирных зданий с ненадлежащими условиями нередко имеют очень скромный доход, и вынуждены делить своё жильё и плату за него с другими жильцами. Часто они оказываются заложниками ситуации, когда их нерадивые соседи отказываются вносить свою часть платежей на содержание мест общего пользования. Эти шаги назад противоречат заявлениям бывшего министра жилищного фонда Жюльена Денорманди о намерении «объявить настоящую войну владельцам ночлежек».

Упрощение и объединение нормативных актов на первый взгляд кажется неплохой идеей, но и здесь есть повод для беспокойства. «Хорошо, что появилось стремление сделать процедуры более прозрачными, но нужно сохранять бдительность и проследить за тем, чтобы эта инициатива не превратилась в посягательство на права жильцов. Действующая система сложна, но она отличается полнотой содержания, так как способна реагировать на самые различные ситуации. У нас сложилось впечатление, что в указе тема здравоохранения отодвинута на второй план. Это неправильно, ведь мы знаем, что антисанитарные проблемы некачественного жилья, особенно самые незаметные из них, оказывают серьёзное влияние на здоровье», – отметил Самюэль Мушар. В этом документе есть и ещё одна угроза – неопределённость в том, что касается реализации прав нанимателей: право на ремонт помещения, на проживание и переселение в случае необходимости или при проведении срочных работ. Некоторые представители отрасли обращают внимание на то, что новое законодательство, будучи недостаточно чётким и не вполне состязательным, откроет путь для многочисленных оспариваний судебных решений.

Остаётся очень конкретный вопрос времени. От разработки закона Elan до принятия постановления о его применении прошло меньше двух лет. Ожидается, что между принятием закона и его вступлением в силу, намеченным на январь 2021 года, пройдёт всего четыре месяца. «У нас очень мало времени на то, чтоб подготовить сотрудников государственных служб и органов местного самоуправления к работе в рамках нового документа. Кроме того, у нас есть опасения по поводу его реализации. Не исключены задержки и в обработке документов. При недостаточной компетентности сотрудников неизбежны многочисленные обжалования принимаемых постановлений. Надо дать специалистам время на то, чтобы осмыслить все детали документа и организовать работу», – подчёркивает Сесиль Герен-Делоне, курирующая проекты территориального уровня в федерации Soliha, ведущей организации по восстановлению жилья.

В принципе, текст постановления не окончательный. Под нажимом общественных объединений и представителей отрасли правительство сообщило о своей готовности пересмотреть документ. У него есть ещё два месяца на то, чтобы внести исправления и показать, что стремление бороться с ненадлежащими условиями проживания – не пустые слова.

Опубликовано 03/08/2020

На ту же тему

Вторая волна Covid-19: два возможных сценария
Брексит и мир в Ирландии
Возмущённые «амиши»
Трамп воюет с Международным уголовным судом