LOGO Umanite

ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ

Жан Кастекс поставил крест на «мире после пандемии»

В своём выступлении, посвящённом общеполитическим вопросам, премьер-министр утвердил дорожную карту, обнародованную Эммануэлем Макроном в 2017 году, и не пожелал обсуждать «новые пути».

Ничего не забыли и ничему не научились: новый премьер-министр Франции обнародовал программу восстановления экономики за 600 дней. Основные приоритеты остались прежними: безопасность, перекладывание ответственности на регионы и неолиберальные реформы, сдобренные декоративными соцпособиями.

В своём выступлении, посвящённом общеполитическим вопросам, премьер-министр утвердил дорожную карту, обнародованную Эммануэлем Макроном в 2017 году, и не пожелал обсуждать «новые пути».

Никто не представляет, каким будет «мир после». Однако именно Жан Кастекс с подачи Эммануэля Макрона стал олицетворением того «нового пути», по которому якобы намерен двигаться глава государства. Этому премьер-министру, до недавних пор малоизвестному в народе, предстоит справляться с последствиями санитарного, экономического и социального кризиса, в котором Франция и весь мир оказались из-за эпидемии коронавируса. В самой персоне и в биографии Жана Кастекса трудно найти что-либо новое, но некоторые его высказывания наверняка войдут в историю. Его выступления разделились на «до» и «после». Впрочем, в речи, которую произнёс новый глава правительства в среду, излагая членам Национальной ассамблеи свои соображения по основным направлениям политики, в сущности, тоже не прозвучало ничего нового. Ни по форме, ни по содержанию.

Премьер-министр заявил, что ему понадобится 600 дней чтобы «защитить французов, их рабочие места и их покупательную способность от кризиса». Тогда же он планирует «вывести вопросы экологии на передний план в деятельности властей, в том числе местных», закрепить социальный договор и открыть дорогу к «Франции завтрашнего дня». Что же он намерен предпринять? «Мы будем сражаться с кризисом при помощи новой методики, и основным нашим приоритетом станет борьба с безработицей, поддержка занятости», – сообщил глава кабинета. Жан Кастекс, ранее отвечавший в правительстве за выход из карантина, отметил ряд сложностей технического и организационного характера. «Экономика не должна оставаться на втором плане!» – заявил депутатам премьер-министр, пообещав подлить масла в административный механизм и «упростить бюрократические процедуры». Интересно, ради какого проекта?

Разумеется, того самого, который Эммануэль Макрон представил в 2017 году. «Сегодня он актуален как никогда», – подчеркнул Жан Кастекс, который всего лишь внёс некоторые уточнения в заявления, сделанные президентом Республики накануне, в ходе торжеств, посвящённых 14 июля. В частности, «план восстановления экономики на 100 миллиардов евро» будет выглядеть следующим образом: 30 миллиардов уже выделены в этом году на частичную работу предприятий, в следующем году по этой статье будет потрачено ещё 8 миллиардов. Около 40 миллиардов будут направлены на поддержку промышленности и изменение наших производственных механизмов. «Очень многие бывшие флагманы нашей индустрии теперь работают под зарубежными марками», – с сожалением отметил Жан Кастекс, не вспоминая о той роли, которую сыграл лично Эммануэль Макрон в продаже компании Alstom. Около 20 миллиардов евро планируется направить на «внедрение теплосберегающих технологий в строительстве и в транспорте, на местное снабжение и развитие экологичных технологий будущего», уточнил премьер-министр, который хочет, чтобы «французская экономика стала самой безуглеродной в Европе». Наконец, около 1,5 миллиардов будет вложено в обучение. Вот так и распределятся 100 миллиардов евро.

Что касается реформ, премьер-министр хочет «подкорректировать» ту из них, которая касается страхования на случай безработицы, а также вернуться к пенсионной реформе. На пятницу он назначил совещание с «социальными партнёрами», чтобы обсудить в формате «диалога» ряд вопросов, «объединить усилия», «прислушаться друг к другу и искать компромисс» – он повторяет те же слова, которые уже утратили всякий смысл в устах Эммануэля Макрона, всячески навязывающего и продвигающего свои реформы, несмотря на недовольство профсоюзов. Как и ожидалось, Жан Кастекс подтвердил, что Совет по экономическим, социальным и экологическим вопросам будет преобразован в «общественный совет», чтобы «найти точки соприкосновения между прямой демократией и представительной демократией».

Он напомнил, что «президент Республики настаивает на скорейшем создании комитета по планированию», поскольку «мы утратили способность что-либо планировать». Он заверил, что «право на дифференциацию» будет «закреплено в основном законе» через обозначение «нового этапа децентрализации». Жан Кастекс сообщил, что «ключ от коллективного прорыва находится в регионах Франции». Впрочем, Эммануэль Макрон не придаёт большого значения обещаниям, которые были даны органам местного самоуправления. Кроме того, Кастекс пообещал, что «главными действующими лицами восстановления экономики станут местные власти, активные силы общества и граждане. Государство же возьмёт на себя роль партнёра и будет оказывать финансовую поддержку».

Говоря о самых неотложных мерах, премьер-министр заявил, что с сентября на 100 евро увеличится пособие для родителей школьников. План борьбы с бедностью будет «расширен». «С начала учебного года любое блюдо в университетской столовой будет стоить 1 евро для студентов, получающих стипендию», – добавил он. Он также с гордостью сообщил, что в рамках борьбы с безработицей среди молодёжи создан «специальный механизм снижения расходов на оплату труда», включающий в себя льготы по отчислениям в социальные фонды в размере до 1,6 МРОТ в год. Большинство сделанных им заявлений французы слышали от Эммануэля Макрона и от министров ещё до кризиса. Например, это касается проекта создания пятого подразделения в Фонде социальной защиты, который должен был поддерживать тех, кто не в состоянии позаботиться о себе, а также о возмещении части задолженности, образовавшейся у больниц.

Таким образом, новостей очень мало, а перемен и того меньше. Затронув вопрос о «распределении добавленной стоимости на предприятиях», Жан Кастекс призвал «проявлять умеренность при начислении дивидендов» акционерам. «В условиях капитализма нам нужны не морализаторства и не благие пожелания, а жёсткие законы. Соратники Макрона умеют сочинять законы, вносящие разлад в общество, зато, когда нужно сделать шаг, противоречащий интересам капитала, ради более справедливого распределения прибылей, они ограничиваются «рекомендациями»», – возмущается депутат от «Непокорённых» Эрик Кокрель. «Мы ждали ярких исторических заявлений, а вместо этого услышали набор шаблонных фраз, невыразительное выступление, которое вполне могло бы прозвучать ещё пятнадцать лет тому назад. Премьер-министр взял на себя роль интенданта при Эммануэле Макроне», – с сожалением говорит член Национальной ассамблеи от Социалистической партии Борис Валло.

Депутаты-коммунисты, которые в период эпидемии, соблюдая строгие санитарные правила, приходили на заседания нижней палаты Парламента в красных масках, раскритиковали «новый мир, который на самом деле таковым не является». «От таких речей вянут любые надежды», – признался лидер фракции Андре Шассень, комментируя сказанное президентом и премьер-министром. «Где тот порыв, который придал бы новый импульс развитию нашей страны? Эти два выступления лишь усугубили недоверие к политике и к демократии. Крушение надежд, которые народ возлагает на изменившийся «мир после пандемии», не проходит бесследно. Мы ждали, что перед нами откроется другой путь, люди надеялись увидеть ростки новизны, а перед ними появились одни осколки», – отметил он.

Что касается правых, у них переход Жана Кастекса, бывшего республиканца, под знамёна Макрона вызвал лишь усмешку. Но они воскликнули «Наконец-то!», когда премьер-министр подтвердил своё намерение подготовить «уже к осени проект закона о борьбе с сепаратизмом», чтобы поставить заслон «радикальному исламизму и коммунитаризму». Кроме того, Жан Кастекс сообщил о планах по созданию «на местном уровне судебных органов, которые будут рассматривать повседневные дела о нарушениях общественного спокойствия». В последнее время подобные проявления «участились», так как «они нередко остаются безнаказанными». Это известие вызвало обеспокоенность в лагере большинства. «У нас есть 600 дней на то, чтобы восстановить экономику, избежать раскола в обществе, сделать конкретные шаги в области экологических преобразований. Не понимаю, зачем искать ещё какие-то причины, объясняющие наши намерения?», – возмущается один из депутатов от движения «Вперёд, Республика!» Похоже, он забывает, что Макрон уже готовится к 2022 году.

Опубликовано 16/07/2020

На ту же тему

Слезоточивый газ в учебной программе ВУЗа

Волна небывалых по численности национальных забастовок против пенсионной реформы во Франции привлекла к себе внимание мировой прессы. Меньше говорят об акциях протеста в отдельных городах и на разных предприятиях. Ещё менее медийными оказались манифестации французских старшеклассников и студентов. Тем временем это явление очень показательно, так как демонстрирует массовость неприятия изменения пенсионного возраста и жёсткость действий полиции, что уже становилось объектом безрезультатной критики со стороны международных инстанций в адрес Франции.

Читать полностью »

Пенсионная реформа – общеевропейское дело

Три волны социальной мобилизации прошли в Франции в 2023 г против пенсионной реформы: 19 и 27 января и 7 февраля. Следующая намечена на 11 февраля. Также профсоюзы призвали к возобновляемой забастовке с 7 марта. В протестах участвовали представители других европейских стран, испытавших на себе последствия изменения системы пенсионных начислений.

Читать полностью »

Правительство Германии «корректирует изложение событий» в рамках СВО на Украине. Ч.1.

В редакцию портала NachDenkSeiten попал эксклюзивный внутренний документ федерального правительства. Мы удостоверились в подлинности текста и нам известно имя информатора. Документ дает наглядное представление о масштабах горизонтальных и вертикальных структур государственной пропаганды. Особенно в отношении вмешательства властей в деятельность СМИ (например, Spiegel и Stern), западных социальных сетей, учебных заведений и так называемых «фактчекеров». Пропаганда проводится даже среди учеников младших классов. Перед нами – согласованная программа федерального правительства по всеобъемлющему контролю за информацией.

Читать полностью »