То зной, то непогода… Съёмки проходят в крайне тяжёлых условиях

Работа в условиях экстремальных температур может принести замечательные результаты, но даётся порой очень непросто. Такие фильмы как «Апокалипсис сегодня», «Колдун», «Фитцкарральдо» снимались на беспощадной жаре. Некоторые считают, что подобные эпопеи становятся исчезающим жанром…
Работа в условиях экстремальных температур может принести замечательные результаты, но даётся порой очень непросто. Такие фильмы как «Апокалипсис сегодня», «Колдун», «Фитцкарральдо» снимались на беспощадной жаре. Некоторые считают, что подобные эпопеи становятся исчезающим жанром…

Эпические киносъёмки достигли своего пика в семидесятых годах, когда на экраны вышли такие эпохальные картины, как «Апокалипсис сегодня», «Агирре, гнев божий», «Колдун», «Врата рая»… Эти фильмы ждала разная судьба, одни из них добились оглушительного успеха другие – ошеломительного провала. Объединяет эти ленты то, что их авторы не жалели ни себя, ни актёров, ни природу, гонясь за максимальной реалистичностью картины. С развитием спецэффектов эта «героическая» эпоха ушла в прошлое, однако место для подвига осталось – как и место для критики со стороны экологов и правозащитников.

Работа в условиях экстремальных температур может принести замечательные результаты, но даётся порой очень непросто. Такие фильмы как «Апокалипсис сегодня», «Колдун», «Фитцкарральдо» снимались на беспощадной жаре. Некоторые считают, что подобные эпопеи становятся исчезающим жанром…

Зачем снимать кино в тени и прохладе павильона, оборудованного кондиционерами, если можно бороздить зыбучие пески, плыть на буксире по тропическим рекам или снимать батальные сцены под палящим солнцем? Ради реализма одержимости деталями и всепоглощающего стремления бросить вызов стихиям многие режиссёры отправлялись снимать фильмы в очень непростых условиях. Порой такая отвага увенчивалась выдающимся результатом, но не обходилось и без эпичных провалов. Многие из них вошли в историю кинематографа. Случалось и так, что мрачная легенда, связанная со съёмочным процессом, затмевала сам фильм.

«Героические» семидесятые.

Непросто описать конкретный временной интервал, к которому относится то или иное явление, ведь сложнейшие съёмки были всегда, но можно с уверенностью сказать, что 1970-е годы стали временем наиболее впечатляющих шедевров такого рода. Достаточно вспомнить фильмы «Апокалипсис сегодня» Фрэнсиса Форда Копполы, «Агирре, гнев божий» Вернера Херцога, «Колдун» Уильяма Фридкина, «Врата рая» Майкла Чимино и т. д. Простое совпадение дат? Критик Сэмюэль Блуменфельд так не считает. По его мнению, «1970-е годы неожиданно для многих открываются с совершенно неизвестной стороны. Режиссёры отправлялись на съёмки в джунгли и рассматривали кинематограф как вызов физическим возможностям человека, так что силы Земли добавляли страстей в их драматургию. Пожалуй, это был последний период перед появлением цифровых технологий, когда кинематографисты могли померяться силами с самой природой» (1). Период «Нового Голливуда» совпал с приходом в кино молодых режиссёров, столь же талантливых, сколь амбициозных, которые принесли с собой новую тематику и радикальную стилистику.

Апокалиптические съёмки.

Один из них – американский режиссёр Фрэнсис Форд Коппола. Говоря о рискованных съёмках, невозможно не упомянуть о его фильме «Апокалипсис сегодня» (1979). Вдохновляясь повестью Джозефа Конрада «Сердце тьмы», он создал необыкновенную картину о череде безумных приключений во вьетнамских джунглях, наводящую на размышления о политических коллизиях и напоминающую внутреннюю эпопею.

Коппола решил снимать в реальных условиях, и потому всё в его ленте отмечено стремлением к колоссальности: и продолжительность работы (238 дней), и бюджет (30 миллионов долларов – по тем временам огромные деньги), и спецэффекты, которые порой никак нельзя назвать бережным отношением к природе (съёмочная группа вылила на джунгли тысячи литров бензина, чтобы изобразить взрывы напалма), и, конечно, климатические условия (26 мая 1976 года тайфун «Ольга» разрушил декорации). За время съёмок происходили самые ужасные события, какие только могут случиться в процессе создания фильма: актёров неожиданно подводило здоровье, режиссёр выходил из себя, не говоря уже о многочисленных технических проблемах (вертолёты, использовавшиеся в ходе съёмок, принадлежали филиппинской армии, и власти страны, руководимой диктатором Маркосом, то и дело требовали вернуть их, чтобы направить технику на подавление антиправительственного мятежа на юге страны).

Страшные кадры.

Фильм произвёл фурор и заслужил восторженные отзывы критиков, но так случалось далеко не всегда. Вышедший на экраны в один год со «Звёздными войнами» (1977) фильм Уильяма Фридкина «Колдун» потерпел полное фиаско, собрав в американском прокате 6 миллионов долларов при бюджете в 21 миллион. Этот единственный в своём роде фильм, своеобразный кошмар на грани фантастики, создан в духе ленты Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх» (1953) и представляет другой взгляд на похожий сюжет: четырём мужчинам (один из них мошенник, второй – террорист, третий – наёмный убийца, а четвёртый – мафиози) нужно провести через джунгли два грузовика со взрывчатыми веществами, чтобы потушить пожар на нефтяной скважине. Съёмки самой яркой сцены в этой картине – проезд грузовика по подвесному мосту –заслуживают отдельного документального фильма.

Для этого эпизода, снимавшегося на протяжении месяца, потребовалось использовать вертолёты, чтобы создать иллюзию ветра, и брандспойты, работавшие в режиме орошения, чтобы имитировать дождь. Четыре каскадёра едва не расстались с жизнью. «Я не боялся смерти, не боялся погубить людей, – признавался позже Фридкин. – Я чувствовал в себе такую силу, ощущал себя настолько непобедимым, что был уверен: мне удастся создать увлекательную, захватывающую, интересную и глубокую картину именно потому, что всё в ней происходило на самом деле» (1).

Мания величия.

Такое опьянение собственным могуществом порой побуждает режиссёров сразиться со стихией, невзирая на финансовые и человеческие затраты. Для съёмок фильма «Фитцкарральдо» (1982) Вернер Херцог распорядился провести на буксире 300-тонный корабль по джунглям Перу, несмотря на риск развязать войну с индейцами племени хиваро: аборигены были недовольны тем, что режиссёр и съёмочная группа явились на их земли, вопреки всем местным законам. Для съёмок эпического вестерна «Врата рая» (1980) режиссёр Майкл Чимино решил создать целую систему подводного орошения, поскольку зелёный покров в прериях Монтаны показался ему недостаточно густым! Дэвид Лин заставлял свою съёмочную группу работать над фильмом «Лоуренс Аравийский» (1962) на беспощадной жаре и нанял целую армию статистов, чтобы сделать батальные сцены более правдоподобными, чем в реальности.

Стремление к реализму противоречит природе.

Можно ли считать, что те времена остались в прошлом? Раньше много говорили о том, что с появлением цифровых технологий и современных спецэффектов золотому веку эпических съёмок скоро придёт конец. Предполагалось, что режиссёры предпочтут экстремальным условиям синтетические декорации. В какой-то мере этот прогноз оправдался, хотя некоторые кинематографисты, такие, как австралиец Джордж Миллер, по-прежнему бросают вызов стихии. В его постапокалиптическом боевике 2015 года «Безумный Макс: Дорога ярости» показана двухчасовая погоня на планете, разрушенной ядерной войной. Картина снималась в 2012 году в пустыне Намиб (Намибия) при температуре около 50°С. Стремление к реализму стало поводом для резких нападок на режиссёра со стороны экологических ассоциаций, члены которых обвиняли его в том, что животные и растения охраняемых видов погибали под колёсами машин на многокилометровой площади. Сегодня, как и прежде, рискованные съёмки несовместимы с заботой об окружающей среде…

1. – Samuel Blumenfeld. Sorcerer, sur le toit du monde, La Rabbia, 2018, 192 страницы.

Опубликовано 08/07/2020

На ту же тему

Пожар в соборе Нанта: следствие отрабатывает версию...
Алис Ги, в тени Gaumont
Собор Святой Софии – последний крестовый поход...
То зной, то непогода… Съёмки проходят в...